МБОУ «Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка» городского округа город Уфа Республика Башкортостан

МБОУ «Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка» городского округа город Уфа Республика Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Школа №103»

Аминова Г.Х.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ 7 КЛАССОВ

На 2016-2017 учебный год

Класс(ы) 7 а,б,в,г,д

Предмет: литература _____

Учебник:Литература 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе.в 2 ч.. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. – 2-е изд. - М.: Просвещение,2014;

ИздательствоМосква, «Просвещение» 2013

Учителя: Григорьева Л.П, Галиуллина Р.С., Бодоян И.М

Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю

Всего 68 часов

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

русского языка и литературы

Протокол №______ от « » 2016 г.

Руководитель ШМО_____Григорьева Л.П.

ПРОВЕРЕНО:

заместитель директора по УВР:

Атнабаева Т.Б._______________

___________________________

«_____»________________2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классов. Учебник соответствует государственному образовательному стандарту основного общего образования. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 7 класс» в 2 частях. М.: Просвещение, 2014 г. Авторы В.Я Коровина., В.П. Журавлев, В.И.Коровин.

По программе на уроки литературы в 7 классе отводится 68 часов в год (по 2 урока в неделю).

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Содержание тем учебного курса

Устное народное творчество

Древнерусская литература

Литература 18 в.

Литература 19 в.

Творчество А.С.Пушкина

Творчество М.Ю.Лермонтова

Творчество Н.В.Гоголя

Творчество И.С.Тургенева

Творчество Н.А.Некрасова

Творчество А.К.Толстого

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

Творчество Л.Н.Толстого

Творчество А.П.Чехова

Стихи русских поэтов 19 в. о природе

Проза и поэзия первой половины 20 века

Зарубежная литература

Формы организации и виды учебной деятельности:

  • опрос;
  • тестирование;
  • творческие работы;
  • проверочная работа;
  • сочинение;
  • анализ текущей успеваемости.

Планируемые предметные результаты.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
  • Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
  • Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
  • Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
  • Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
  • Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
  • Работать со справочными материалами.

Тематическое планирование.

III. Литература 18 в. – 2 ч.

IV. Литература 19 в. -27 ч.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Литература 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе.в 2 ч.. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. – 2-е изд. - М.: Просвещение,2014;

2. Литература 7 кл.: Метод. советы / В.Я. Коровина. – 4-е изд., дораб. – М.: «Просвещение» 2001

3. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса – 5 изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 б классе (68ч.)

Учитель: Галиуллина Р.С.

№ урока Тема урока Планируемая дата проведения урока Фактическая дата проведения урока примечание
 
Любите читать! Знакомство со структурой и особенностями учебника.      
I. Устное народное творчество - 6 часов. Знать: особенности жанра предания; особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Мнкула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка); особенности жанра былины; особенности былин новгородского цикла; сюжет и содержание былины «Садко»; отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти; значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэти­ческой автобиографии; переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок. Уметь: отмечать общее и различное в ле­гендах, былинах, преданиях; выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризо­вать героев и их поступки; выяснять зна­чение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризо­вать героев и их поступки; выяснять зна­чение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произ­ведения фольклора и живописи; использовать пословицы и пого­ворки в речи
Предание как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.      
Былины. Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»      
4-5. Новгородский цикл былин. «Садко»      
6. Карело-финский эпос «Калевала»      
7. Пословицы и поговорки.      
II. Древнерусская литература-2 ч. Знать: черты и основные жанры древне­русской литературы; содержание «Поуче­ния» Владимира Мономаха; черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских». Понимать: актуальность поучений Влади­мира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы; нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести...» с фольк­лором. Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи
8. Русские летописи. «Повесть временных лет».      
9. «Повесть о Петре и Февронии».Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.      
III. Литература 18 в. – 2 ч. Знать: сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятель­ности М.В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия...», оды «К статуе Петра Великого»; теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, са­тира, эпиграмма, штиль; сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; содержание стихотворений «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Понимать: особенности языка XVI11 века; философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать оду, опреде­лять ее тему и идею; выразительно читать стихотворе­ния; вести беседу по прочитанным произ­ведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
10. М.В.Ломо­носов. Личность и судьба великого человека. Ода «К статуе Петра Велико­го»      
11. Философские размышления Г. Р.Державина      
IV. Литература 19 в. -27 ч. Творчество А.С.Пушкина- 7 ч. Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге»; теоретико-литературные понятия драма, диалог, ремарка; историю создания, сюжет и содержание драмы «Борис Годунов»; историю создания цикла «Повести Белкина»; особенности жанра повести; сюжет и содержание повести «Станционный смотритель». Понимать: патриотический пафос произ­ведения; отношение автора к героям; аллегорический смысл баллады; мысль о тщете земного всевластия; значение драмы для русской культуры; отношение автора к героям; гуманистический пафос повести; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнитель­ную характеристику героев: сопоставлять литературные произведения с произведе­ниями других видов искусства; выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опре­делять их роль; сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстра­циями к нему; выразительно читать текст; пере­сказывать сюжет драмы; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять разные ва­рианты одного текста; сопоставлять лите­ратурное произведение с иллюстрациями к нему; выразительно читать и переска­зывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопостав­лять литературное произведение с иллюст­рациями к нему.
12. А.С. Пуш­кин. Поэма «Полтава» («Полтав­ский бой»)      
13. А.С. Пуш­кин. Поэма «Медный всадник» (вступ­ление «На берегу пустынных волн...»)      
14. А.С. Пуш­кин «Песнь о вещем Олеге»      
15. А.С. Пуш­кин. Драма «Борис Годунов»      
16-18. А.С. Пуш­кин. Цикл «Повести Белкина». «Стан­ционный смотри­тель»      
V. Творчество М.Ю.Лермонтова-4 ч. Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про... купца Калашникова»; сюжет и содержание «Песни...»; элементы анализа поэтического текста; содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова; одно стихотворение наизусть. Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных произведе­ний (зачин, повторы, диалоги, концовка; постоянные эпитеты, образный паралле­лизм), в создании образов; драматический пафос произведения; смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; отношение автора к изображаемому; роль фольклорных традиций в произведении; авторское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать произведение; объяснять значение картин старинного быта для понимания характеров, идеи про­изведения; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литератур­ное произведение с иллюстрациями к нему; выразительно читать произведе­ние; характеризовать героев и их поступ­ки; объяснять значение устаревших слов и выражений; выразительно читать и анализиро­вать стихотворения, определять их жанр.
19-21 М.Ю. Лер­монтов. Историче­ское про­шлое Руси в «Песне про царя Ивана Ва­сильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашнико­ва». Проблема долга и че­сти в поэме.      
М.Ю. Лер­монтов. Стихо­творения «Мо­литва», «Ангел», «Когда волнует­ся жел­теющая нива...»      
VI. Творчество Н.В.Гоголя – 4 ч. Знать: сюжет и содержание понести; сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба»; сюжет и героев повести. Понимать: роль пейзажа, изобразительно-выразительных средств в создании образов; поэтический характер изображения приро­ды в повести; отношение автора к героям; патриотический пафос произведения; патриотический пафос повести; роль портрета, интерьера, изобразительно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям; роль изобразительно-выразительных средств в создании образов; позицию автора, его нравственные идеалы. Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов; сопоставлять литера­турное произведение с иллюстрациями; выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступ­ки; объяснять значение устаревших и диа­лектных слов; писать творческие работы; анали­зировать текст и определять его основную мысль; составлять план и подбирать мате­риалы по теме сочинения.
23-26 Н.В. Го­голь. Това­рищество и братство в повести «Тарас Бульба». Патрио­тический пафос повести Н.В. Гого­ля «Тарас Бульба». Подготов­ка к со­чинению по повести Н.В. Гого­ля «Тарас Бульба».        
VII. Творчество И.С.Тургенева -3 ч. Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева; сюжет и содержание рас­сказа «Бирюк»; особенности жанра стихотворений в прозе; содержание стихотворений в про­зе И.С. Тургенева. Понимать: роль пейзажа, портрета в соз­дании образов; смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистиче­ский пафос произведения; авторские критерии нрав­ственности в стихотворениях в прозе. Уметь: выступать с сообщениями на лите­ратурную тему; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; выразительно читать стихотворе­ния в прозе; находить в тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль.
27-28 И.С. Тур­генев. Рассказ «Бирюк»      
И.С. Тур­генев. Стихо­творения в прозе      
VIII. Творчество Н.А.Некрасова -2ч. Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Русские женщины»; теоретико-литературные понятия композиция, диалог; : содержание стихотворений «Раз­мышления у парадного подъезда», «Вче­рашний день часу в шестом...»; историю создания «Размышлений...»; теоретико-литературные понятия риторический во­прос, поэтическая интонация Понимать: восхищение поэта силой духа, мужеством, самоотверженностью, настой­чивостью, непреклонностью, уверенно­стью героини в своей правоте; значение риторических во­просов и восклицаний в стихотворениях; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведений. Уметь: выразительно читать поэму; харак­теризовать героев и их поступки; анализи­ровать эпизод поэмы; сопоставлять произ­ведения литературы и живописи; выразительно читать стихотворе­ния, определять их тему и идею; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль
Н.А. Не­красов. Поэма «Русские женщины»      
Н.А.Не­красов. Стихо­творения «Размыш­ления у па­радного подъезда», «Вчераш­ний день часу в ше­стом...»      
IX. Творчество А.К.Толстого -1 ч. Знать: сведения о жизни и творчестве А.К. Толстого; историческую основу, сю­жет и содержание баллад «Василий Шиба­нов» и «Михайло Репнин». Понимать: нравственную проблематику произведений; позицию автора. Уметь: выразительно читать баллады; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; со­поставлять литературные произведения друг с другом («Песня про... купца Ка­лашникова» М.Ю. Лермонтова и баллады А. К. Толстого)
А.К.Тол­стой. Истори­ческие баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»      
X. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина – 2 ч. Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содер­жание «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Понимать: сатирический пафос произве­дения; позицию автора и его отношение к героям; сюжет и содержание сказки «Ди­кий помещик»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Уметь: выразительно читать сказку; да­вать сравнительную характеристику геро­ев; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выразительно читать сказку; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов и вы­ражений. Понимать: сатирический пафос произве­дения: позицию автора и его отношение к герою.
М.Е. Сал­тыков-Щедрин«Повесть о том, как один му­жик двух генералов прокор­мил»      
М.Е. Сал­тыков-Щедрин «Дикий помещик»      
Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: роль изобразительно-вырази­тельных средств в произведениях; отноше­ние авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения
Контрольная работа по изученному      
XI. Творчество Л.Н.Толстого -2 ч. Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; сюжет и содержание пове­сти «Детство»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; отношение автора к героям; роль лирических отступлений в повести. Уметь: объяснять особенности жанра автобиографической повести; выразительно читать и пересказывать повесть; характе­ризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века
36-37 Л.Н. Тол­стой. Главы из повести «Детство». Взаимоот­ношения детей и взрослых      
XII. Творчество А.П.Чехова -2 ч. Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Хамелеон», сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия юмор, сатира, ирония. Понимать: нравственную проблематику рассказа; отношение автора к героям. Уметь: строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; просле­живать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; выяснять значение незнакомых слов
38-39 А.П.Че­хов. Рас­сказ «Ха­мелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Че­хова «Зло­умыш­ленник», «Тоска», «Размаз­ня»      
XIII. Стихи русских поэтов 19 в. о природе Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихо­творение наизусть. Понимать: настроения, выраженные авто­рами в стихотворениях. Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литера­туры, музыки и живописи
Стихи русских поэтов 19 в. о природе        
XIV. Проза и поэзия первой половины 20 века -23 ч. Знать: тексты произведений, жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в произведениях; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь: определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
И.А. Бу­нин. Рассказ «Цифры»      
И.А. Бу­нин. Рас­сказ «Лап­ти»      
М. Горь­кий. Повесть «Детство». «Свин­цовые мерзости жизни»      
М. Горь­кий. Повесть «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»      
Анализ эпизода повести М. Горь­кого «Дет­ство»      
Легенда о Данко из рассказа М. Горь­кого «Ста­руха Изер-гиль»      
Л.Н.Ан­рев. Рассказ «Кусака»      
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, быв­шее с Владимиром Маяковским летом на даче»      
В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»      
А.П. Платонов. Рассказ «Юшка»      
А.П. Платонов. Рассказ «В пре­красном и яростном мире»      
Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Никого не будет в доме…». «Июль»      
А.Т. Твардовский. Стихо­творения «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…». «На дне моей жизни…»      
Час мужества      
Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади»      
  Из литературы народов России. Творчество Р. Гамзатова      
М.М.Зощенко. Рассказ «Беда»      
  «Тихая моя Родина…». Родная природа в стихотворениях поэтов XX века      
Песни на стихи русских поэтов XX века      
Итоговая контрольная работа      
  Е.И.Носов. Рассказы «Кукла», «Живое пламя»      
Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»      
Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная»      
XV. Зарубежная литература -4 ч. Знать: тексты произведений, жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в произведениях; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь: определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
Р. Бернс «Честная бедность» и другие стихотво­рения      
Дж.Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..»      
Японские трехсти­шия (хок­ку)      
О.Генри. Новелла «Дары вол­хвов»      
Итоговый урок.      
               

МБОУ «Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка» городского округа город Уфа Республика Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Школа №103»

Аминова Г.Х.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ 7 КЛАССОВ

На 2016-2017 учебный год

Класс(ы) 7 а,б,в,г,д

Предмет: литература _____

Учебник:Литература 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе.в 2 ч.. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. – 2-е изд. - М.: Просвещение,2014;

ИздательствоМосква, «Просвещение» 2013

Учителя: Григорьева Л.П, Галиуллина Р.С., Бодоян И.М

Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю

Всего 68 часов

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

русского языка и литературы

Протокол №______ от « » 2016 г.

Руководитель ШМО_____Григорьева Л.П.

ПРОВЕРЕНО:

заместитель директора по УВР:

Атнабаева Т.Б._______________

___________________________

«_____»________________2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классов. Учебник соответствует государственному образовательному стандарту основного общего образования. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 7 класс» в 2 частях. М.: Просвещение, 2014 г. Авторы В.Я Коровина., В.П. Журавлев, В.И.Коровин.

По программе на уроки литературы в 7 классе отводится 68 часов в год (по 2 урока в неделю).

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Содержание тем учебного курса

Устное народное творчество

Древнерусская литература

Литература 18 в.

Литература 19 в.

Творчество А.С.Пушкина

Творчество М.Ю.Лермонтова

Творчество Н.В.Гоголя

Творчество И.С.Тургенева

Творчество Н.А.Некрасова

Творчество А.К.Толстого

Наши рекомендации