Учебник литературы и методика работы с ним
Вопросы и задания
1. Назовите составляющие методического аппарата учебника литературы для 5–9 классов.
2. Выделите основные компоненты методического аппарата учебника для старших классов. В чем заключается главное отличие методического аппарата учебника для старших классов от методического аппарата учебника для средних классов?
3. Вспомните основные функции учебных книг. Подтвердите или опровергните (основываясь на анализе 1–2 учебников) мнения о том, что учебные книги по литературе имеют общие недостатки в реализации своих основных функций (перечень недостатков см. ниже).
4. Познакомьтесь с материалами "Методика работы с учебником" (см. ниже). Приведите примеры-иллюстрации разных типов упражнений из учебника, рецензируемого вами.
5. Разработайте систему вопросов и заданий разных типов к статье "Жанр баллады в мировой литературе", предпосланной изучению творчества И.-В. Гете, Ф. Шиллера, В. Скотта в 6 классе (программа под ред. В.Ф. Чертова; текст статьи представлен ниже.)
Сообщение:
Обзор пособия Г.Г. Граник, Л.А. Бондаренко, Л.А.Концевой "Как учить работать с книгой" (М., 2007).
Методическая копилка:
Сопоставление методического аппарата учебников для средних и старших классов (вопросы Теоретического блока).
• Недостатки учебников в реализации своих основных функций:
а) в реализации информационной функции
– переизбыток информации (особенно в старших классах) при составлении обзоров;
– многословность и неоправданный академизм в изложении учебного материала;
– изложение материала без учета познавательных возможностей учащихся;
– недостаточное введение в учебный материал знаний о приемах и способах учебной деятельности;
б) в реализации воспитательной и мировоззренческой функции
– литературный процесс не всегда рассматривается в контексте культуры;
– вопросы и задания "воспитательной направленности" носят "лобовой" характер;
– обучение предмету, как правило, осуществляется на уровне значений, а не на уровне смыслов;
в) в реализации мотивационной функции
– недостаточная ориентированность на развитие познавательного интереса к предмету;
– отсутствие материала для самоконтроля и рефлексии знаний;
г) в реализации методической и справочной функции
– доминирование вопросов и заданий репродуктивного характера или повышенной сложности (не соответствующих возрастным возможностям ученика);
– нарушение принципа преемственности в обучении (т. е. новый материал излагается без учета имеющихся у учащихся знаний).
• В процессе работы можно опираться на План рецензии, данный в материале к теме 2 или предложенный ниже.
План рецензии на учебник:
I. Выходные данные учебника.
II. Структура учебника, состав художественных текстов.
– Соответствие структуры и содержания учебника программе по литературе (какой программе?).
– Репрезентативность художественных текстов (необходимо оценить выбор авторов и текстов и их соответствие возрасту учеников), характер их представления (в сокращении, в полном объеме, в отрывках, в пересказе), его обоснованность.
– Принцип, положенный в основу структуры учебника (тематический, хронологический, родо-жанровый, другой).
III. Научность содержания.
– Достаточность теоретических сведений и практических упражнений (соответствие требованиям программы).
– Корректность введения научных понятий, соблюдение общепринятой терминологии.
– Ориентация на базовые компоненты содержания образования по литературе.
IV. Доступность содержания.
– Посильность учебного материала (текстов, сопровождающих их материалов, теоретико-литературных понятий и т. д.) для учащихся данного возраста.
– Ясность, точность изложения учебного материала.
V. Практическая направленность.
– Соответствие вопросов и заданий требованиям программы.
– Доступность вопросов и заданий, их характер (репродуктивный, проблемный, творческий).
– Технологичность учебника (наличие "инструкций" для выполнения заданий, памяток, планов, специальных разделов и т. п.).
VI. Учебно-методический и справочный аппарат.
– Методическая целесообразность введения информации историко-литературного и теоретико-литературного характера, выбора структуры и способа изложения учебного материала, создание возможности для "приращивания" к изложенным в учебнике знаниям дополнительной информации из смежных наук.
– Наличие дифференцированных заданий, представление возможности повторного изучения теоретико-литературного материала.
– Направленность учебного материала на развитие литературно-творческих умений и творческих способностей ученика, на формирование навыков и потребностей самообразования, ориентация на углубление и дополнение знаний по той или иной теме, проблеме.
– Наличие справочного аппарата.
– Ориентация на привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, наглядность, литературно-критический материал, дополнительная литература и т. п.).
– Развитие интереса к предмету (здесь необходимо отметить, как учебник стимулирует учеников к чтению, интересен ли он данной возрастной группе).
VII. Полиграфическое оформление учебника.
– Шрифт, оформление форзацев, введение специальных символов.
– Иллюстративный материал. (Если в учебнике отсутствует иллюстративный материал, необходимо объяснить, чем это вызвано: связано с авторской концепцией литературного образования или же с наличием других причин.)
– Аппарат ориентировки – предисловие, примечания, приложения, оглавления.
3. Презентация студентами разных типов заданий при работе с учебником, составленных на основе представленной ниже статьи:
Методика работы с учебником:
Работа школьника с учебником происходит как в школе, так и дома. Чтобы она была эффективной, должно учитываться следующее:
– самостоятельная и коллективная работа с учебником – необходимые элементы уроков;
– для организации деятельности учеников на уроке нужно тщательно подбирать как фрагменты учебника, так и методы работы с ним. Время, отводимое на работу с учебником, зависит от возраста и подготовленности детей (в средних классах оно должно быть не менее 20 минут за урок);
– важнее научить детей анализировать и структурировать содержание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать наизусть;
– учебник – не только текст. Эффективна работа с другими его элементами (рассказ по картине, ответ по плану, ответы на вопросы и т. п.);
– необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту, создание рисунков к тексту, составление схем или таблиц и т. п.).
Один из важнейших приемов работы с учебником – выделение главного. Эта работа требует от школьника анализа внутренней логики текста, выделения его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала.
К видам деятельности, развивающим умения выделять главное в тексте, относятся: подбор эпиграфов и заглавий к тексту; составление плана, тезисов, конспекта; создание схем; дидактические игры, конструирование выводов и обобщений.
После чтения школьниками фрагмента учебника можно сформулировать такие вопросы и задания: "О чем идет речь в этой статье?", "Выделите ключевые термины текста. Какие предложения являются в нем главными, а какие – второстепенными?"; "Задайте вопросы по содержанию текста. Попробуйте ответить на них"; "Запишите в тетрадях главные пункты текста в виде плана (тезисов, схемы, рисунков), выполните с их помощью пересказ. Почему именно эти пункты выделены как главные?".
Для учащихся средних и старших классов применяются следующие типы упражнений по работе с учебником:
– подготовительные упражнения, предназначенные для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовки к изучению нового материала (перед изучением темы "Трехсложные размеры стиха" – задание: "Вспомните, что вам известно о двусложных размерах стиха. В случае затруднения обратитесь к статье учебника"; перед изучением темы "С.Я. Маршак. "Двенадцать месяцев"" – "Какие произведения Маршака вам известны? В чем причина их популярности?");
– диагностирующие упражнения, предназначенные для определения уровня знаний с помощью вопросов и заданий из учебника ("Как вы объясните значение необычного жанрового подзаголовка рассказа "Неизвестный цветок" – сказка-быль? Что в этом произведении от сказки, а что – от были?"*; "Какие литературные произведения, кинофильмы о Великой Отечественной войне вы могли бы порекомендовать своим одноклассникам?");
– обучающие упражнения, формирующие различные приемы работы с учебником и его содержанием ("Составьте развернутый план статьи…"; "Представьте основную информацию, содержащуюся в статье, в виде кластеров"; "Сформулируйте вопросы к прочитанному тексту"; "Выпишите из статьи только новую для вас информацию"; "В процессе знакомства с материалом учебника выделите разными символами уже известную вам информацию и новую"; "Какие авторские мысли вы хотели бы запомнить? Выпишите эти мысли. Обоснуйте свой выбор"; "Выпишите наиболее выразительные, образные (на ваш взгляд) высказывания мальчика [героя романа И.С. Шмелева "Лето Господне"] и окружающих его людей");
– творческие упражнения, предусматривающие преобразование текста учебника, включение в него самостоятельно придуманных учеником фрагментов ("Дополните рассказ о Марке Твене сведениями из справочной литературы. Найдите значение псевдонима, выбранного писателем"*; "Какие сцены [в стихотворении Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"] похожи на театральный спектакль? Какими вы представляете их участников? Составьте ремарки – пояснения для исполнителей ролей каждого персонажа" );
– рефлексивные упражнения, направленные на осмысление деятельности по освоению учебного материала ("Создайте высказывание "Мой "горизонт ожиданий" при обращении к детективному рассказу""; "Как я отличаю миф от сказки"; "Что мне дает знание основ стихосложения"; "Чем я руководствовался, выбирая тему доклада из трех предложенных в учебнике"; "Что открыло мне в лирике А. Блока знакомство с высказываниями философа В. Соловьева");
– праксиологические упражнения, учащие применять знания и приемы работы в различных ситуациях ("Составьте "мифологический" комментарий к стихотворению Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза""; "Составьте развернутый план сочинения об одном из персонажей рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор""*; "На примере материала учебника из рубрики "Мир в слове" составьте словарную статью к слову осень");
– контрольные упражнения, предназначенные для проверки уровня знаний и освоенных учеником способов работы ("Определите метрику стихотворения Н. Рубцова "В горнице""; "Назовите произведения, основу сюжета которых составляют исторические события" (8 кл.); "Выделите основные различия между литературными направлениями сентиментализм и романтизм"; "Назовите жанровые признаки басни"; "Перечислите способы характеристики образа персонажа в драматическом произведении").
Методическая рефлексия