Становление древнерусской литературы (конце Х – первая половина XI в.)
Основные предпосылки возникновения древнерусской литературы: формирование Русского феодального государства; письменность у восточных славян в Х в., значение деятельности Кирилла и Мефодия и повествование об этом в «Сказании о начале славянской письменности», новгородские «берестяные грамоты»; место и роль фольклора: использование книжниками фольклора как источника фактической информации и фольклорного способа изображения человека; высокий уровень развития искусства устной речи; политическое и культурное значение принятия христианства. Культурные и литературные связи Руси с Византией.
Специфические особенности древнерусской литературы: рукописный характер, вариативность, традиционность, анонимность, этикетность, внелитературные функции. Списки, редакции, изводы. Научное установление родства списков и первоначального текста произведения. Эволюция писчего материала и письма. Древнерусские почерки и орнаментика рукописей. Проблема хронологического приурочивания литературного памятника.
Древнехристианская переводная книжность: библейские канонические книги и апокрифы, агиографические и «естественнонаучные» сочинения, исторические хроники и сборники афоризмов. «Четьи-Минеи», «Прологи», «Патерики», «Шестоднев», «Физиолог», «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, «Пчела». Характер отбора и перевода иноязычных памятников, их значение для развития древнерусской литературы.
Литература Киевской Руси (вторая половина XI – XII вв.)
Формирование жанровой системы оригинальной русской литературы XI – XII вв. Гипотезы А. А. Шахматова, В. И. Истрина, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова о происхождении русского летописания, в частности «Повести временных лет». Использование фольклорных источников, юридических документов, переводных памятников. Русская история как продолжение христианской. Национально-патриотическая идея сильной Руси и ее воплощение в летописных сюжетах. Проблема добра и зла для истории народа и Русской земли. Разножанровость летописных статей и стилевые соответствия. Язык и стиль. Принципы изображения человека в «Повести временных лет». Публикации летописей. Культурно-историческое значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.
Ораторские жанры в древнерусской литературе. Выражение в них восхищения и преклонения перед идеалом. Доминирование общего чувства над индивидуальным, дидактизм. «Слово о Законе и Благодати» Илариона: утверждение идеи равноправия всех христианских народов, иди величия Руси, ее государственной и религиозной самостоятельности. Композиция, поэтические приемы: олицетворения, параллелизмы, сравнения, ритмическая организация речи. Торжественные «слова» Кирилла Туровского (XII век), их лирико-драматический характер и символизм. «Слово на новую неделю по Пасхе»: содержание и поэтика; земледельческая основа символики.
«Поучение» Владимира Мономаха. Многоаспектность «Поучения». Утверждение христианских добродетелей человека как основы гармонизации мира в соответствии с божественным замыслом. Значение автобиографического начала для раскрытия идеи произведения – стремления к совершенству ежедневного бытия. Идеал князя-воина и правителя. Образ Владимира Мономаха. Церковные и светские элементы в языке и стиле «Поучения».
Понятие идеализации человека, выразившееся в христианстве категорией святости. Принцип канонизации и ее условия, атрибуты святости, типы христианского подвига. Византийские святые и их жития. Литературный канон жития. Христианские добродетели и грехи в сюжетах и образах агиографической литературы. Поучительность, наставительность житий. Переводные жития. Создание первых русских житийных сочинений. Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором. Особенности композиции, приемы изображения главного героя. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе»: защита родового старшинства в системе княжеского наследования, осуждение княжеских распрей. «Страстотерпчество» как особый тип святости. Стиль «Сказания». «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», написанное Нестором. Киево-Печерский патерик и его редакции. Типы монашеского подвига. Идеальное в изображении Киево-Печерского монастыря и монахов. Сюжетика патериковых новелл, соотношение в них чудесного и реального. Фольклорность новелл.
Понятие святых земель. Паломничество в святые места. Отражение паломничества в фольклоре. Развитие жанра хождений. «Хождение игумена Даниила в Святую землю»: христианские ценности в восприятии русича XII века. Патриотизм Даниила. Легендарно-апокрифические элементы «Хождения».
«Слово о полку Игореве». История открытия, опубликования и изучения. Историческая основа. Призыв к единению русских князей – основная идея «Слова». Тема спасения Руси как спасения души. Сюжетно-композиционные средства выражения этой идеи. Система образов «Слова»: образ Русской земли, образы князей, Бояна, автора, женские образы. Жанровое своеобразие и стиль «Слова», его связь с ораторской прозой, воинской повестью, с фольклорными жанрами. Гипотезы относительно автора; мнение академиков Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова. «Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах», «Витязь в барсовой шкуре»: типологические схождения. Поэтические переводы «Слова», его включенность в культуру нового времени. Мировое значение «Слова».
Литература периода раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XIII – XV вв.)
Литературные традиции Киевской Руси во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах и Новгородской земле. Начало формирования великорусской, украинской и белоруской народностей; значение этого процесса для становления и развития национальных литератур.
«Моление Даниила Заточника» в его двух редакциях. Новые критерий ценности человека. Социальная принадлежность Даниила Заточника, его личность в оценке В. Г. Белинского. Апология сильной княжеской. Критика «злых» жен, антибоярские и антимонашеские тенденции в их соотнесенности с самоиронией автора.
«Повесть о битве на реке Калке» - первое произведение из цикла повестей о татарском нашествии. Несогласованность в действиях русских князей. Сюжет о гибели русских богатырей в составе «Повести». Идея единства всей Руси. Отражение борьбы русского народаи ордынского ханства в «Повести о приходе Батыя на Рязань». Евпатий Коловрат – живое олицетворение героического подвига русского народа, мстящего врагу за поруганную землю; эпический колорит этого образа. Изображение князей и княжеской дружины. Композиция повести. Черты поэтики воинских повестей.
Поучения Серапиона Владимирского, отражение и оценка в них событий, связанных с татарским нашествием. Отражение событий татарского нашествия в «Житии Меркурия Смоленского», «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Федора».
«Слово о погибели Русской земли» – гимн Русской земле, исполненный высокого государственного и патриотического звучания. Образ Русской земли с ее природными богатствами, славой и могуществом. Исторический кругозор автора «Слова о погибели». «Житие Александра Невского» – образец княжеского жития, в котором элементы исторической воинской повести переплетаются с элементами агиографического повествования. Александр Невский – воин и государственный деятель.
Галицко-Волынская летопись как памятник литературы Юго-Западной Руси. Возвышенно-поэтический стиль похвалы Роману и Владимиру Мономаху. Жизнеописание Даниила Романовича Галицкого. Близость стиля Галицко-Волынской летописи и поэтики «Слова о полку Игореве».
Переводная повествовательная литература XIII – XIV вв. «Сказание об Индийском царстве».
Московская литература XIV – XV вв.
Национально-освободительная борьба русского народа против татарского ига и возвышение Москвы. Совпадение процесса централизации русских земель с национально-освободительным движением против татар и с процессом формирования великорусской народности. Летописные повести о Куликовой битве. «Задонщина» Софония: победа русского оружия как результат единства русских князей, собравшихся под знаменами Дмитрия Ивановича. Связь художественной системы «Задонщины» с поэтикой «Слова о полку Игореве». «Задонщина» и фольклор. Отражение Куликовской битвы в «Сказании о Мамаевом побоище». Идея главенствующего положения Москвы. Фолкьлорные источники «Сказания». Развитие жанра исторической повести в московской литературе конца XIV – начала XV в. «Повесть о Московском взятии от царя Тохтамыша» и «Повесть о Темир-Аксаке».
Усиление культурных связей Руси с южнославянскими странами и подъем национального самосознания в конце XIV – начале XV в. Идея Киевского наследства. «Слово о житии и преставлении Димитрия Ивановича, царя русского»: его политическая направленность. Особенности композиции. Связь с традициями ораторской прозы митрополита Илариона и Кирилла Туровского. Стиль «Слова о житии…» Развитие экспрессивно-эмоционального стиля в произведениях Епифания Премудрого. Прославление Стефана и Сергия как выдающихся деятелей XIV в., чьи усилия были направлены на духовное возрождение русского народа, на борьбу за национальное освобождение и укрепление единства Русской земли, в «Житии Стефана Пермского» и «Житии Сергия Радонежского», написанных Епифанием Премудрым. Троице-Сергиев монастырь в истории русской культуры. Агиограф Пахомий Логофет. Переработка им житий в соответствии с агиографическим каноном и художественно-эстетическими требованиями времени.
Падение Византии под натиском турок. Формирование политической теории «Москва – третий Рим», по которой Москва становится приемницей политического и церковного наследия Византии. Отражение этой идеи в «Повести о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера.
Проблема пределов и границ царской власти в «Повести о Мутьянском воеводе Дракуле» и «Повести об Иверской царице Динаре». Соотношение художественно вымышленного и исторически достоверного.
Новгородская литература XV в.
Соперничество Новгорода с Москвой. Сепаратистские тенденции новгородской знати. Ересь «стригольников». Отражение борьбы против этой ереси в «Повести о новгородском посаднике Щиле». «Сказание о знамении от иконы богородицы»: прославление Новгорода, которому покровительствует Богородица. «Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим»: изображение быта высшего духовенства, связь с фольклором. Сказания о конце Новгорода. Жития новгородских святых Идея преемственности церковной власти от Рима к Новгороду в «Повести о новгородском белом клобуке». Идея разделения духовной и светской власти. Рационализм ереси «жидовствующих», отражение в литературе.
Псковская литература
Псковские летописи. «Повесть о Довмонте Псковском». Присоединение Пскова к Московскому государству, отражение этого факта в «Повести о псковском взятии»: сочетание фактологии и субъективно-эмоционального авторского начала. Образ «пресветлого града Пскова». Высокие художественные достоинства «Повести о Псковском взятии».
Тверская литература
Тверь – главный соперник Москвы в первой половине XV в. Роль архиепископа Арсения в истории тверской литературы (Арсениевская редакция Киево-Печерского патерика). Апология тверского князя в «Слове похвальном о благоверном великом князе Борисе Александровиче» инока Фоки. Критерии оценки деятельности князя. «Повесть об убиении Михаила Ярославича Тверского». Общерусский характер «Хождения за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Описание Индии глазами русского человека. Русская ментальность Афанасия Никитина. Жанровое своеобразие, язык «Хождения за три моря».
Литература Московского царства (XVI в.)
Полемика «иосифлян» и «заволжских старцев» во второй половине XV – начале XVI в. и ее отражение в публицистических сочинениях Максима Грека и митрополита Даниила. Вопрос о происхождении знаков царского достоинства и генеалогии московских правителе в повестях о «Вавилонском царстве» и «Сказании о князьях Владимирских». Политическое и художественное значение повестей. Сочинения Ивана Пересветова «Челобитная», «Сказание о царе Константине и Магмет-салтане» и вопрос о путях создания идеального государства. Антибоярская направленность сочинений Ивана Пересветова. Идея достижения справедливости через применение жестоких мер. Идея ответственности государя за благосостояние своих подданных. Вопрос о пафосе: утопия или обличение. Ориентация Ивана Пересветова на разговорный язык. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Столкновение различного понимания долга, прав и обязанностей государя, взаимоотношения правителя и подданных. Тираническая позиция Ивана Грозного, оппозиционные настроения Андрея Курбского. Противостояние их литературных традиций. Послание Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. Автобиографические элементы в послании и письмах Ивана Грозного, элементы балагурства, ирония, сарказм, способы их выражения. Стиль писем А. Курбского и Ивана Грозного.
«Повесть о Петре и Февронии». История создания повести, ее жанровое своеобразие. Образы главных героев. Прославление красоты и силы женской любви. Агиографическое в сопряжении со сказочным. Разрушение житийного канона.
Начало книгопечатания в Москве. Обобщающие произведения второй половины XV века. «Великие Четьи Минеи» митрополита Макария. «Домострой». Объединительные тенденции в московском летописании: Воскресенская летопись, Никоновский летописный свод, Никоновский лицевой свод. «Степенная книга царского родословия» Андрея-Афанасия, сочетание в ней публицистических, исторических и агиографических элементов – «Стиль идеализирующего биографизма».
«Казанский летописец», его историко-публицистическая концепция. «Сказание о киевских богатырях», его связь с господствующей тенденцией эпохи – возвеличивание Московского царства.
Литература XVII в.
Литература эпохи смуты Произведения, защищающие интересы боярства: «Повесть 1606 года», «Извет старца Варлаама». Произведения, демократические по своей идейной направленности: «Новая повесть о преславном Российском царстве», повести о Скопине Шуйском, «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства». Обобщающие произведения эпохи смуты: «Сказание» Авраамия Палицына, «Летописная книга», приписываемая И. М. Катыреву-Ростовскому Новые принципы изображения исторических личностей. Обновление формы исторического повествования, использование досиллабических стихов.
Начало демократизации литературы. Эволюция жанра жития. «Житие Юлиании Лазаревской». Изображение в нем жизни и быта дворянской усадьбы конца XVI – начала XVII века. Приемы раскрытия характера главной героини. Юлиания как тип русской женщины. Стилевые особенности. Эволюция жанра исторической повести в XVII в. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков"» ее связь с фольклором. Новый герой повести. Совмещение в повести патриотического отношения к Русскому государству с оппозицией к московскому боярству. «Повести о начале Москвы». Усиление светских элементов в литературе второй половины XVII в. в связи с новыми взглядами на литературу. Появление новых жанров: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, «комедии». Проблема барокко в русской литературе XVII в. Переходный характер литературы XVII в. от древнерусской к литературе нового времени.
Бытовая повесть второй половины XVII в. «Повесть о Горе и Злочастии». Появление вымышленного героя. Основной конфликт повести. Характер художественного обобщения. Связь с книжностью и фольклором. «Повесть о Савве Грудцыне»: широта охвата исторической реальности, роль и место любовной интриги в сюжете повести и демонологии. «Повесть о Фроле Скобееве». Разрыв с традиционными воззрениями на брак. Новые качества героя, неразрывность сочувствия и осуждение героя в повести. Место и роль комического, особенности языка.
«Повесть о Карпе Сутулове». Образ Татьяны Сутуловой. Осмеяние духовенства. Жанровые особенности. Исторические причины появления сатирических произведений. Обличение несправедливости, взяточничества судей, несовершенство судопроизводства в «Повести о шемякином суде» и в «Повести Ерше Ершовиче». Обличение социального неравенства в «Азбуке о голом и небогатом человеке». Комическое в «Калязинской челобитной», «Повести о бражнике», «Повести о Куре и Лисице», «Повести о попе Савве», «Празднике кабацких ярыжек». Приемы и средства комического, использование пародийных форм и средств осмеяния.
Усиление экономических и культурных связей России с Европой Изменение характера переводной литературы. Сборники назидательных повестей «Великое зерцало» и «Римские деяния». Сборники анекдотических повестей. Переводной рыцарский роман на Руси: повести о Бове Королевиче, о Василии Златовласом, о Петре «Златых ключей». «Повесть о Еруслане Лазаревиче» как обработка восточного сюжета в русской среде.
Раскол в русской церкви и его сущность. Протопоп Аввакум как идеолог старообрядцев. Сочинения Аввакума. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Отражение в нем исторической реальности XVII в . Воззрения Аввакума. Литературные приемы «Жития» на фоне традиционной житийной литературы: внесение бытовых представлений о образов в традиционные библейские и агиографические сюжеты; юмор Аввакума. Новаторство Аввакума в области языка и стиля. Жанр «Жития протопопа Аввакума». Русские писатели об Аввакуме.
Стихотворство. Досиллабические вирши. Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого: поэтические сборники «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Симеон Полоцкий о значении и роли поэта и поэзии. Своеобразие панегирической поэзии Полоцкого. Просветительский характер его поэзии. Ученики и последователи Симеона Полоцкого: Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
Придворный театр и его репертуар. Роль пастора Грегори, Гибнера. Первая пьеса «Артаксерксово действо» на сцене придворного театра. Особенности «комедий», разыгрываемых на сцене: растянутость действия, большое количество действующих лиц, участие «дурацких персон» и т. п.; связь первых «комедий» с традициями древнерусской литературы. Школьный театр. «Комедия-притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого как образец школьной драмы конца XVII в. Злободневность проблематики «комедии» и художественные средства ее раскрытия. Интермедия и школьная драма. Натурализм в интермедиях.
Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы. Общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы.
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
(34 ЧАСА)
Некоторые предпосылки возникновения, специфические особенности и периодизация древнерусской литературы – 2 часа
Древнехристианская книжность на Руси: библейские канонические книги и апокрифы, переводные жития, исторические хроники, «естественнонаучные» сочинения – 2 часа
3, 4. Гипотезы академиков А. Шахматова и Д. Лихачева о происхождении русского летописания. «Повесть временных лет» как литературный памятник – 4 часа
5. Ораторская проза XI – XII вв. «Поучение» Владимира Мономаха – 2 часа
6. Агиография и паломническая литература XI – XII вв. Киево-Печерский патерик – 2 часа
7. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник XII века – 2 часа
8. Переводная литература XI – XIII вв. – 2 часа
9, 10. Литература периода раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII – XV вв.) – 4 часа
11. Публицистика XVI века – 2 часа
12. Обобщающие литературные произведения второй половины XVI века – 2 часа
13. Литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией – 2 часа
14. Эволюция жанров жития и исторической повести, появление жанров бытовой и сатирической повести в XVII в. – 2 часа
15. Раскол в русской церкви и его общественная сущность. «Житие протопопа Аввакума…» – 2 часа
16. Поэзия Симеона Полоцкого и его последователей – 2 часа
17. Школьный и придворный театр XVII века – 2 часа
Практическое занятие № 1