IV, Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Отгадайте загадку. . , -.,. ...,.-.
Недотрога, весь в иголках, г.' Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери, "" • ; Но ко мне не входят звери. {.Ёж.) • .-< •'
— Ребята, что вы знаете о ежах?
Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о ежах, а также познакомимся с рассказом из старинных книг.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 71. Кто автор произведения, которое мы сейчас с вами будем читать? (Д. Карме,}
— Как называется произведение?
— Подумайте, когда может проявиться храбрость ежа.
— Прочитайте текст.
— С чего началась история?
— Кто подошел к ящику?
— Как они проверяли, что там находится?
— Кто выскочил из ящика?
— Как повели себя звери?
— Кто из зверей оказался храбрым?
— Могла ли такая история произойти на самом деле?
— Что в этой истории правда, а что вымысел?
Материал для учителя
Ежи живут в лесах, чаще смешанных и лиственных, степях и пустынях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае - полевками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.
Вопреки широко распространенному поверью ежи не умеют специально носить что-либо на колючках. Охотятся они чаще по ночам, в основном на слух. За ночь ежи проходят несколько сот метров, собирая корм с земли или неглубоко раскапывая почву. Хотя ежик кажется безобидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жертву молниеносным укусом в затылок.
Ежи легко расправляются со змеями, даже с гадюками, так как их яд для ежа абсолютно безвреден. Слабо действуют (или совсем не действуют) на ежа и другие яды, такие как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота.
Колючки и сворачивание в клубок — это природная защита ежиков от хищников. Однако она не всегда помогает — некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ежика. А лиса, говорят, даже откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.
Неправда, что ежи выдаивают молоко коз и коров. Они действительно очень любят молоко и некоторые из них селятся возле ферм. Еж отлично знает время доения, приходит на ферму и прячется в углу, ожидая, что молоко прольется на пол. Тогда еж вылижет все молоко. Доением же ежи не занимаются.
Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи - разносчики опаснейших для человека клещей. — Прочитайте на с. 73, кто автор следующего произведения.
— Прочитайте название. Почему слово «еж» написано с заглавной буквы?
— Подумайте, что мы будем читать?
(Чтение произведения учителем. Беседа по вопросам учебника. Выразительное чтение в лицах.)
VI. Физкультминутка
Вышла мышка как-то раз о^
(Ходьба на месте.)
Поглядеть, который час.
(Повороты влево и вправо, пальцы трубочкой перед
глазами.)
Раз, два, три, четыре,
(Хлопки в ладоши над головой.)
Мышки дернули за гири.
(Руки вверх и приседание с опусканием рук.^,'
Вдруг раздался страшный звон, ;
(Хлопки в ладоши перед собой.)
Убежали мышки вон
(Бег на месте.)
VII'. Продолжение работы по теме урока
,. — Последнее произведение, которое мы прочитаем, из старинных книг. Откройте с. 74 и прочитайте, кто его написал. (С. Аксаков.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Аксакова.)
Материал для учителя
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859).Родился 1 октября в Уфе в дедовском имении Ново-Аксакове. Детство писателя прошло в патриархальной помещичьей семье, что оказало большое влияние на формирование его миропонимания, которому присущи спокойствие и доброжелательность. Писатель сохранил память о том времени и утверждал, что помнит впечатления не только детства, но даже младенчества.
Его отец — Тимофей Степанович Аксаков — принадлежал к старинной дворянской семье, мать, хоть и не знатного рода, была женщиной образованной и энергичной.
В 1799 г. Аксаков поступил в Казанскую гимназию. Расставшись с родителями, впечатлительный мальчик тяжело заболел, и они забрали его домой.
Сережа был очень одаренным. В четыре года он хорошо читал, в пять лет декламировал наизусть множество стихов, пересказывал и разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
Во время учебы в Казанском университете он проявил страстную привязанность к театру.
Знаменитая сказка «Аленький цветочек» создавалась писателем одновременно с повестью «Детские года Багрова-внука». Он писал сынуИвану: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки».
Сегодня эта сказка издается отдельной книгой и по-прежнему пользуется успехом у маленьких читателей. По сказке ставят спектакли, она не раз была экранизирована.
Умер Сергей Тимофеевич Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.
— Как называется произведение, которое мы будем сейчас читать?
— Как вы думаете, о чем оно?
(Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учащимися.)
— О чем рассказал нам автор?
— Чему он хотел научить нас?
— Разделите текст на части. Озаглавьте их. (Работа в парах.)
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
^^\
^^
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
IX. Подведение итогов урока
— Произведения каких писателей мы читали на уроке?
— Что вы о них узнали?
— Какие произведения прочитали?
— Чему учат нас эти произведения?
Домашнее задание
Подготовить пересказ произведения С. Аксакова «Гнездо».