IV. Актуализация знаний. Сообщение целей урока

— Составьте пословицу из слов

— Малодушных, одного, сто, мужественного, не заменят. (Сто малодушных не заменят одного мужественного. )

— Как вы понимаете слово «малодушный»? Малодушие — отсутствие твердости духа, решительности, му­жества.

Малодушный — проявляющий малодушие, слабовольный.

— Объясните смысл этой пословицы.

Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о жи­вотных. Узнаем что-то новое, интересное.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, кто автор рассказа.

(В. Осеева.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством В. Осеевой (см. Школьный словарик, с. 55).)

— Прочитайте название рассказа. -.

— Как вы думаете, о чем он?

— Что означает слово «яростно»? Ярость — сильный гнев. (Чтение рассказа учителем.)

— Что произошло в рассказе?

— Как автор описал собаку?

— Найдите описание котенка.

— Кто спас котенка?

— За что женщина осудила ребят? (За бездействие.)

~ Как бы вы поступили на месте ребят? Могли ли они по-

мочь? Каким образом?

(Здесь необходимо объяснить детям опасность ситуации. Ведь разъяренная собака могла накинуться и на самих ребят. Поэтому, чтобы спасти котенка, нужно было позвать на помощь взрослых.)

— Прочитайте рассказ выразительно.

VI. Физкультминутка

Катились колеса, колеса, колеса

(Вращательные движения вперед согнутыми в локтях

руками.)

Катились колеса все влево, все косо.

(Вращательные движения назад согнутыми в локтях

руками.)

Скатились колеса на луг, под откос,

(Наклоны туловища влево и вправо, руки на поясе.)

И вот что осталось от этих колес.

(Выпрямиться, развести руки в стороны.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу В. Осеевой.

— Оказывается, можно пересказать рассказ и по рисунку.

Прочитайте на с. 61 о том, как это сделать. (Пересказ текста по предварительно составленному плану.) План \, Котенок в беде.

2. Женщина спасла котенка.

3. «Мы ничего не делали!»

— Откройте с. 62. Прочитайте название произведения.

— Как вы считаете, о чем будет это произведение?

— Кто его автор?

(Чтение произведения учителем и хорошо читающими уча­щимися.)

— Верны ли были ваши предположения относительно содер­жания произведения?

(Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.) Ребята, у И. Токмаковой есть еще одно стихотворение про собаку, а называется оно «Подарили собаку». Хотите послушать? (Учитель читает стихотворение.)

Подарили собаку

Нет, не просто подарили, . .;.

В день рожденья подарили > ..

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока... ^

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапах. ,;

Подрастет щеночек мой —

Он поправдашний, живой.

— Ребята, а вы знаете, какие бывают собаки? (Ответы детей.)

— Прочитайте об этом на с. 64.

— Что нового вы узнали о собаках?

— Сравните этот рассказ с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написал ученый, а какой -писатель?

Тот текст, который написан научным языком, называется на­учным текстом.

VIII. Рефлексия

г - Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало? Что огорчало? :• — Почему?

IX. Подведение итогов урока

^ — Какие произведения мы читали на уроке?

: — Кто их авторы?

[ — Чему мы учились на уроке?

: — ЧТО НОВОГО ВЫ уЗНЭЛИ?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о своем любимом питомце. Если домаш­них животных нет, то подготовить пересказ текста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».

Урок 37. М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»

Цели: познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г. Сапгира «Кошка»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препи­нания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблем­ных ситуаций.

Оборудование: выставка книг по теме урока, текст для речевой разминки, карточки с пословицами, загадками.

Ход у ро к а «*=

I. Организационный момент

!!. Проверка домашнего задания

(Рассказы детей о домашних питомцах. Пересказтекста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение сти­хотворения И. Токмаковой «Купите собаку».)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Путаница

Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, ; ' А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки, >••.'• Отняв потихонечку их у мальчишки...

— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понрави­лось? Почему было весело?

— Попытайтесь распутать.

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

— Прочитайте шепотом, громко,

— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

Наши рекомендации