Формирование библиографической культуры.

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей

эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передаёт отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное

чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения. Формирование умений чтения «про себя»:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.

КРУГ ЧТЕНИЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка$сестричка и волк»*; «Петушок –золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке».

А. Пушкин:«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;

Дж. Родари:«Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис:«Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы

Поэзия

Д. Кедрин:«Скинуло кафтан…»; М. Лермонтов:«Осень», «Утес»;

А. Пушкин:«У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев:«Зима недаром злится».

Проза

М. Пришвин:«Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л. Толстой:«Прыжок», «Акула»;

И. Тургенев:«Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я. Аким:«Яблоко»*; А. Ахундова:«Окно»; Т. Белозеров:«Хомяк», «Ути$Ути»*, «Самое доброе слово»*; В. Берестов:«Картинки в лужах»; М. Бородицкая:«Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*; А. Гиваргизов:«Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А. Екимцев:«Осень»; Е. Есеновский:«У мальчика Юры ужаснейший насморк…»; Б. Заходер:«Собачкины огорчения»;

С. Козлов:«Желудь»; Ю. Коринец:«Тишина»; А. Кушнер:«Что я узнал!»; Г. Лагздынь:«Утренняя кричалка»; В. Лунин:«Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева:«Было тихо…»*; С. Махотин:«Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков:«А что у вас?»; Ю. Мориц:«Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская:«А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова:«Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир:«У прохожих на виду…»; Р. Сеф:«Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский:«Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова:«Редкий тип»; А. Усачев:«Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»; Д. Хармс:«Врун»*; Е. Чеповецкий:«В тихой речке у причала»; С. Черный:«Что кому нравится»*; К. Чуковский:«Федотка»; Г. Юдин:«В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;

М. Яснов:«Самое доброе слово», «Ути-ути»;Л. Яхнин:«Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*.

Басё, Бусон, Исса, Иссё, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тиё, Хиросиге:японские трехстишия (хокку); О. Дриз:«Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем:«Ослик», «Повезло!»; Л. Квитко:«Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран:«По дорожке босиком»; Во Куанг:«Заходите»; Т. Кубяк:«О гноме-рыбаке»*;

Л. Станчев:«Осенняя гамма».

Проза

В. Берестов:«Как найти дорожку»*; В. Вересаев:«Братишка»; С. Воронин:«Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский:«Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*; Ю. Коваль:«Три сойки»; С. Козлов:«Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*; О. Кургузов:«Сухопутный или морской?»; Н. Носов:«Фантазеры»; Б. Окуджава:«Прелестные приключения»; С. Седов:«Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачев:«Обои»; «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов:«Жил на свете слоненок»; Е. Чарушин:«Томка испугался», «Томкины сны». Д. Биссет:«Хочешь. Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен:«Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари:«Бриф! Бруф! Браф!».

3 класс (136 часов).

Программа знакомит с основными подходами в работе с литературным произведением, оставляя учителю простор для творчества.

Сказка о животных.Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность просто древних сказок – начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Особенность менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным. Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).

Жанр басни.Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов.

Жанр пословицы.Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Формирование представлений о жанре рассказа.Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровненаблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа.Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений):приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характергероя (рассказ).

Поэзия.Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы ( олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

Лента времени.Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.

Библиографическая культура.Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники.

Наши рекомендации