I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
Пятигорск. Дворянское «водяное общество» – та социальная среда, к которой принадлежит Печорин.
Беседа по вопросам:
1. Расскажите об отношении Лермонтова к дворянскому обществу.
2. Как показано это общество в романе? (Перечислите тех героев произведения, которые сочувствуют Печорину, кто ненавидит его, кто «просто терпит».)
3. Как проходит жизнь представителей «водяного общества»? Назовите их занятия, интересы?
4. Каким оказывается Печорин в этой среде?
5. Чем отличаются запросы и идеалы Печорина от идеалов «водяного общества»?
Лермонтов сатирически изображает дворянское общество. Приехавшая московская знать, степные помещики, местная элита, приезжие офицеры – разнородное «водяное общество» Пятигорска. Многочисленные романы и увлечения, сплетни, карты, прогулки, балы – вот то, что интересует светское общество Пятигорска.
На «фоне» этих господ ярче выступает умный и решительный Печорин. Он презирает и московскую знать, и пятигорское дворянское общество. Конфликт между Печориным и обществом неизбежен.
Лермонтов убеждает, что такое лицемерное и пустое общество не способно выдвинуть из своей среды настоящих героев. В Печорине же постоянно идет напряженная работа мысли, он настойчив, сам анализирует свои поступки, симпатии и антипатии, стремится «дойти до сути».
II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина
с Грушницким».
Беседа по вопросам:
1. Расскажите о Грушницком.
2. За что его презирает Печорин?
3. Какие меткие характеристики дают ему Печорин и автор? (Грушницкий – «позер». «Его цель – сделаться героем романа». «Производить эффект – его наслаждение». «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собой». «В их душе много добрых свойств, но ни на грош поэзии».)
4. Чтение сцены дуэли (или пересказ, близкий к тексту).
5. Что послужило причиной ссоры?
6. Хотел ли Печорин дуэли и смерти Грушницкого? (Приведите цитаты, которые помогают понять душевное состояние главного героя.)
7. Мог ли он поступить иначе?
8. Ночь перед дуэлью. Какие стороны души Печорина открываются читателям? Чем объясняется ненависть Грушницкого к Печорину?
9. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли?
10. Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и Ленским?
По словам Белинского, Грушницкий представляет собой эталон «идеальных фразеров», встречавшихся «на каждом шагу». Во всем контрастируя с Печориным, он в своих ведущих особенностях олицетворяет модную в 30-е годы XIX века разочарованность, ложный романтизм.
Портрет Грушницкого не дается в статике, а постоянно меняется в зависимости от душевного состояния героя. Недалекий по уму, завистливый и тщеславный, весь «сотканный» из фальши, Грушницкий предпочитает естественным движениям ложную позу. Для него главное – производить эффект, казаться трагическим и загадочным.
Люди, подобные Грушницкому, по словам Печорина, под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда тем и другим».
Но до старости Грушницкий не дожил. Он запутался во лжи и интригах и был убит на дуэли с Печориным. В последние мгновения в Грушницком «происходила борьба», проявившаяся в подавленности и смущении, в признании своей неправоты. Он ушел из жизни со словами: «Я себя презираю».
Печорин оставлял противнику «возможность мирного исхода». Он выстрелил тогда, когда Грушницкий выкрикнул: «Нам на земле вдвоем нет места». Но рад ли Печорин такому исходу? Никакой радости и торжества победителя нет. Душевное состояние Печорина тяжело. У него «на сердце… камень». Но в то же время – в Печорине скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой.
III. Работа с иллюстрациями.
Вопросы:
1. Каким изобразили героев лермонтовского романа художники?
2. Какое настроение Печорина и секундантов передано в рисунках?
Домашнее задание.
Чтение главы «Фаталист», доклады или сообщения об отношении Печорина к Мэри, Вере.
Урок 48
«…я всегда смелее иду вперед, когда не знаю,
что меня ожидает» (Повесть «Фаталист»)
Цели:определить основную мысль повести «Фаталист»; углубить представления учащихся о характере, поведении и поступках главного героя; помочь осмыслить сюжетно-композиционную роль повести «Фаталист».
Ход урока
I. Реализация домашнего задания.
Выступления учащихся с докладами (или сообщениями) об отношении Печорина к женщинам.
Печорин и княжна Мэри.
Вопросы:
1) Для чего Печорину понадобилось затевать интригу с Мэри?
2) Какие поступки и действия его вызывают презрение княжны Мэри?
3) За что все-таки Мэри полюбила Печорина?