I. Опрос по домашнему заданию.
1. В чем особенность построения романа Лермонтова «Герой нашего времени»?
2. О чем заставляет задуматься такая композиция?
II. Повесть «Бэла».(Герои, содержание, особенности жанра и композиции, отношение к Печорину героев повести.)
1. Беседа по вопросам:
1) На сколько частей можно разбить содержание повести? Какие заголовки придумать?
2) От чьего имени ведется повествование? В какой форме написано? (Рассказ ведется от имени автора и Максима Максимыча. Жанр – путевые записки: «… я пишу не повесть, а путевые записки».)
3) Что интересного вы можете рассказать об авторе и Максиме Максимыче?
Автор – человек на Кавказе «новый», тоскующий по родным местам. Он любопытен, имеет желание «вытянуть» какую-нибудь захватывающую историю у Максима Максимыча. Автор – образован, наблюдателен, восхищается чудной природой Кавказа.
Штабс-капитан Максим Максимыч – человек «бывалый» на Кавказе, привыкший к суровой жизни. Армейская служба приучила его к ответственности и дисциплине, но не ожесточила. Максим Максимыч бескорыстен и добр. Хорошо знающий жизнь горцев, он умеет понять их поступки, оценить силу и храбрость. Его речь, хотя и не всегда правильная, но всегда искренняя. Белинский отмечает, что Максим Максимыч говорит «языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим…». Знакомство с Печориным и совместная служба – это исключительное событие в однообразной жизни штабс-капитана.
2. Пересказ-анализ эпизодов «Похищение Бэлы» и «Гибель Бэлы». Можно использовать вопросы:
1) Мысленно воспроизведите психологическое состояние Печорина.
2) Как характеризуют главного героя эти эпизоды?
3) За что вы осуждаете Печорина?
4) Какие черты его характера заслуживают одобрения? Почему?
5) Любовь Печорина к горянке Бэле – настоящее чувство или это просто увлечение – каприз?
6) В чем Максим Максимыч видит странность Печорина?
7) Каково отношение автора к герою?
Печорин привлекает к себе внимание окружающих и вызывает интерес автора. Но отношение автора к герою противоречиво. Поражают странности и во внешности, и в характере Печорина. Храбрость, энергия, смелость, благородные порывы сочетаются в нем с вялостью и безразличием.
История с Бэлой показывает, что у Печорина сильная воля, он умеет добиваться поставленной цели. Это вызывает к нему симпатии. Но в то же время автор осуждает его за мелочные и эгоистические поступки, привычку считаться только со своими желаниями.
Противоречивость Печорина и раскрывается в последующих главах романа со всей полнотой, обнаруживая «болезнь» поколения того времени.
3. Пересказ-анализ повести «Максим Максимыч» или чтение по ролям. Можно использовать вопросы:
1) Каково впечатление от прочитанного?
2) В чем особенности портрета Печорина? Чем он отличается от портрета, данного Максимом Максимычем в повести «Бэла»?
3) Какова роль повествователя в рассказе?
4) Как проявляется идейный замысел Лермонтова?
5) Проанализируйте эпизод встречи Печорина со штабс-капитаном. Можно ли назвать Печорина и Максима Максимыча друзьями?
6) Как вы объясните холодность Печорина? Почему он не остался обедать со штабс-капитаном?
7) Какие черты характера Печорина раскрылись в последней встрече с Максимом Максимычем?
8) Кому из героев вы сочувствуете?
9) Какой, на ваш взгляд, должна быть их встреча?
10) Каково место и значение повести «Максим Максимыч» в романе?
(Композиционная роль повести «Максим Максимыч» велика. Она как бы связующее звено между «Бэлой» и «Журналом Печорина». В ней объясняется, как журнал попал к автору, приезжему офицеру.
Прост и сюжет повести. Но встреча Печорина и Максима Максимыча печальна. Возросли холодность, равнодушие и эгоизм главного героя. Путешествие – последняя попытка как-то заполнить свою жизнь чем-то полезным, новыми впечатлениями.)
Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет (особенности внешности, отражение в ней сложных душевных переживаний, психологизм портрета).
Домашнее задание.
1. Повесть «Тамань». Чтение, пересказ сюжета. В чем смысл столкновения Печорина с контрабандистами?
2. Анализ эпизодов «Сцена в лодке» и «Прощание Янко со слепым мальчиком». Что нового узнали о главном герое?
3. Наблюдения над композицией «Тамани», описанием природы, речью персонажей.
Урок 46
Печорин в «кругу честны́х контрабандистов»
(«Тамань»)
Цели:заинтересовать учащихся романтическим сюжетом повести «Тамань»; обратить внимание на необычность композиции повести и ее роль в раскрытии характера главного героя; путем анализа эпизодов, поступков героев углубить представление о Печорине как о смелом, деятельном и решительном человеке, но без цели и смысла жизни; выделить особенности художественного мастерства писателя в повести «Тамань».
Ход урока