Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
(Изображение светской жизни. Отношение к Онегину. «Если свет ласкал юношу Онегина, то теперь его ненавидят» [4, с. 139].)
Вопросы: Каковы итоги жизненного пути Евгения Онегина? Прочитать письмо Онегина. Можно ли верить его чувствам? (Онегин возродился к жизни и, возродясь, полюбил ту самую Татьяну, которую не любил прежде. Он стал другим, но Татьяна не верит в перемены, происшедшие в нем.)
5. Последнее объяснение Татьяны и Онегина.
По-разному можно «читать» сцену последнего объяснения героев. Что вы думаете о героях? Пушкин расстается с Онегиным неожиданно, «вдруг». Какова, на ваш взгляд, его дальнейшая судьба? Что ждет его в будущем?
В. Г. Белинский: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»
Выводы. Онегин вошел в русскую литературу как образ лишнего человека, не нашедшего применения своим способностям. Онегин обречен на бездействие. Но Пушкин осуждает «не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность» (В. И. Коровин).
Отношение автора романа к Евгению почти на всем протяжении повествования – ироническое, но благодушное, при явной симпатии к нему.
Домашнее задание.
Выписать в тетрадь цитаты к образу Татьяны Лариной (всем учащимся).
Индивидуальные задания по группам:
1-я группа. Сопоставить образы сестер Лариных. В чем они непохожи? Каково отношение к ним автора?
2-я группа. Сопоставить образы Е. Онегина и Т. Лариной. В чем их сходство? Различие?
3-я группа. Небольшое сочинение «Две встречи с Е. Онегиным в жизни Татьяны Лариной».
Урок 27
«Я так люблю Татьяну милую мою…» (А. С. Пушкин)
(Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)
Цели: углубить представления учащихся о главной героине романа; раскрыть глубину, искренность, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини, близость к народной жизни; помочь учащимся понять, под влиянием каких жизненных обстоятельств происходят перемены в Татьяне, превратившейся из простой деревенской барышни в светскую даму, «законодательницу зал»; выяснить, почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны; определить отношение к героине и ее поступкам поэта и свое собственное.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину.
В. Г. Белинский
I. Вступительное слово о героине романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.
Татьяна Ларина – яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Отношения между нею и Онегиным составляют основную сюжетную линию романа.
Существуют основания утверждать, что «та, с которой образован Татьяны милый идеал», – это Мария Николаевна Раевская, жена декабриста С. Г. Волконского, отправившаяся за мужем в сибирскую ссылку. Не случайно, заканчивая роман, поэт вспоминает о прототипе Татьяны и о друзьях-декабристах. По мнению исследователя творчества А. С. Пушкина Н. А. Демина, поэт связывает образ Татьяны с самыми яркими проявлениями женского героизма, которые были в то время. Онегин и Татьяна – люди передового поколения 20-х годов XIX в., к которому принадлежал сам Пушкин.
Поэт наделил свою любимую героиню теми качествами, которые ценились во все времена.
II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.
Беседа, выразительное чтение отрывков.
Детство и юность героини.
Вопросы и задания:
1) Во времена Пушкина литературным героиням давали имя Софья. Как поэт объясняет выбор имени Татьяна?
2) Сопоставьте сестер Лариных. В чем они непохожи? Каково отношение к ним автора? (Индивидуальное задание.)
3) Для чего Пушкин подробно рассказывает о тех условиях, под влиянием которых сформировался характер Татьяны?
4) Что читала Татьяна? Какие литературные героини ей больше всего нравились? Почему?
5) Каково отношение Татьяны Лариной к природе, людям, любимой няне?
6) Почему поэт не наделил свою героиню ни одним признаком внешней красоты?
7) Как вы понимаете определение Пушкина: «Татьяна – русская душою»?
Встреча с Онегиным.
Вопросы и задание:
1) Сопоставьте образы Е. Онегина и Т. Лариной. В чем их сходство? различие? (Домашнее индивидуальное задание.)
2) Чем Татьяна отличается от других провинциальных барышень?
3) Почему она не смогла полюбить никого из окружавших ее дворян? (Татьяна стояла выше этих людей, даже Владимира Ленского, не сумевшего ее оценить. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал» В. Г. Белинский.)
3. «Письмо Татьяны».(Выразительное чтение, лучше наизусть.)
Вопросы:
1) Почему Татьяна решилась написать письмо? Как относитесь вы к ее поступку? Как относится к Татьяне Пушкин? Где и как это выражается?
2) Письмо Татьяны – самая напряженная, самая тяжелая минута в ее жизни. Что говорит Пушкин о страданиях Татьяны? О трагедии неразделенной любви?
4. Объяснение Онегина с Татьяной.(Выразительное чтение.)
Вопросы:
1) Глубоко потрясена Татьяна тем, что она отвергнута. Как ведет себя героиня, получив «отповедь» Онегина?
2) Почему Онегин так суров к ней? Заслуживает ли она его «отповедь»?
3) Прав ли Белинский в оценке Татьяны и ее чувств?
5. Татьяна после отъезда Онегина.Посещение ею кабинета Онегина.
Вопросы:
1) Что нового узнала Татьяна об Онегине после посещения ею кабинета и знакомства с его книгами? («И ей открылся мир иной».)
2) Белинский написал: «…в Татьяне, наконец, совершился акт сознания: ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Верно ли это, по вашему мнению?
3) Что заставило Татьяну выйти замуж за нелюбимого человека? Что в ней изменилось? Что осталось в ней неизменным?