II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.

1. Картины народной жизнина страницах пушкинского романа.

(Рассказ о крепостной няне Филипьевне, история ее горькой жизни, взаимоотношения с Татьяной. Речевая характеристика няни. Образ ключницы Анисьи. Эпизоды, рисующие крестьянскую жизнь. Земледельческие работы, приметы, поверья, гадания и др.)

Столичное и провинциальное дворянство.

1) Столичное дворянство и высший свет.

Анализ строфы 45 из главы 7. Разоблачительная интонация этой фразы.

Анализ строфы 48 из главы 7. Насмешка и негодование в словах: «И даже глупости смешной в тебе не встретишь, свет пустой!»

Анализ строф 24–25 из главы 8. Сатира на высший свет. Ограниченность интересов, пошлость, бессодержательность жизни.

2) Провинциальное дворянство. (Рассказ о жизни Лариных, отца и матери, их гостей с «говорящими» фамилиями. Бытовые картины из жизни провинциальных дворян: бал, именины, приемы гостей, отношение к крепостным, детям, воспитанию и образованию. Рассказ о дяде Онегина.)

3. Картины русской природы на страницах романа. Прочитать наизусть анализируемый отрывок.

(Изображение Пушкиным разных времен года. Лето – строфа 40 из главы 4, строфа 15 из главы 7. Осень – строфы 40–41 из главы 5, строфа 30 из главы 7. Весна – строфы 1–3 из главы 7. Пейзаж всегда реалистичен. Поэт изображает природу средней полосы России, преобладает радостное восприятие природы. Огромное значение имеет пейзаж в раскрытии душевных переживаний героев. Картины природы проникнуты чувством любви к родине.)

4. Лирические отступления. (Четвертую часть романа занимают лирические отступления. О чем они?)

1) Характеристика творческого пути Пушкина (строфы 1–5 из главы 8).

2) О значении любви в жизни поэта (строфы 55–59 из главы 1).

3) Прощание автора с юностью (строфы 43–46 из главы 6).

4) Прощание с читателями и своим романом (строфы 49–51 из главы 8).

В этих лирических отступлениях поэт вводит нас в свой душевный мир. В щедро разбросанных в романе строках отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.

5) О театре, драматургах и артистах в строфах 18–19 из главы 1.

6) О писателях и поэтах – современниках Пушкина в строфе 30 из гла-вы 3, в строфе 3 из главы 5, в строфе 22 из главы 7.

7) О литературных направлениях в строфе 55 из главы 7, в строфе 26 из главы 1.

Пушкин нарисовал идейные течения той эпохи, деятелей декабристского движения, состояние литературы и искусства, различные экономические теории и др. Все это и позволило В. Г. Белинскому назвать роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».

Образ автора.

Автор выступает и как рассказчик, и как действующее лицо. Он любит «милую Татьяну», дружит с Онегиным, принимает активное участие в их судьбе. Он любуется своими героями, переживает за них или осуждает их поступки. «Близость настроений героев романа и автора так значительна, что многие лирические отступления автора могли бы стать внутренними монологами героев», – пишет В. Г. Маранцман [10].

В попутных высказываниях и суждениях Пушкина – итог всего им пережитого и перечувствованного – «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Домашнее задание.

1. Прочитать по учебнику статью о романе «Евгений Онегин».

2. Ответить на вопросы (можно по группам):

Каким вы понимаете пушкинское определение «свободный роман»? Почему поэт колебался в определении жанра «Евгения Онегина»? Назовите особенности жанра романа. Расскажите о композиции и художественном своеобразии романа Пушкина.

3. Принести статьи В. Г. Белинского о Пушкине. Что написал критик о героях романа?

Уроки 29–30
Художественные особенности романа.
Своеобразие его жанра. В. Г. Белинский
о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Цели: помочь учащимся понять художественное своеобразие пушкинского романа, особенности жанра, композиции; расширить представление школьников о литературном типе; на основе статей В. Г. Белинского углубить представление учащихся о романе «Евгений Онегин» в целом и его героях; обучение навыкам работы с критической статьей (подбор, где нужно, цитат, составление планов, конспектов, устных сообщений).

Литература:

1. Кутузов А. Г. В мире литературы. 10 кл. М.: Дрофа, 2000.

2. Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература. 10 кл: Методические советы. М.: Просвещение, 2000.

3. Кошелев В. А. Онегина воздушная громада..: Цикл статей // Литература в школе. 1998. № 8; 1999. № 1, 3, 8.

4. Ревякин А. И. История русской литературы XIX в. М.: Просвещение, 1985.

5. Демин Н. А. Изучение творчества А. С. Пушкина. М.: Просвещение, 1971.

6. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина, статьи 8 – 9.

Ход уроков

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

1. Как вы понимаете пушкинское определение «свободный роман», «собранье пестрых глав»?

2. Почему Пушкин колебался в определении жанра? Что значит «первый реалистический роман в русской литературе» (В. Г. Белинский)?

(Прочитаем фрагменты из писем Пушкина. П. А. Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». А. А. Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя». А. С. Тургеневу: «Я на досуге пишу новую поэму «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью». Брату Л. С. Пушкину: «Он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру».)

3. Назовите особенности жанра романа.

4. Почему поэту потребовалось создавать «онегинскую строфу»? В чем ее сущность?

5. Как в романе отразилась личность самого Пушкина?

Произведение Пушкина «Евгений Онегин» называют «первым реалистическим романом в русской литературе». В нем характерная особенность пушкинского реализма – широта и полнота изображения жизни России того времени. Поэт правдиво изображает общественно-политическую, экономическую и культурную обстановку той эпохи.

Действие романа развертывается в Петербурге, в Москве, в помещичьих усадьбах и других уголках России. Автор показывает различные группы дворянства, крепостного крестьянства, трудового Петербурга.

По мнению критиков, «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». (Тип – это обобщенный образ, художественно объединяющий характерные черты группы людей.) Онегин – типичный представитель молодого человека дворянского общества. Но в то же время он несет в себе личные, только ему присущие индивидуальные черты. Онегин – «тип», но и «вполне определенная личность».

Реализм романа отчетливо выразился в языке, стиле пушкинского произведения.

Большой роман имеет четкую структуру: делится на главы, а главы – на строфы. Изобретенная Пушкиным «онегинская строфа», состоящая из 14 строк, отличается живостью и необыкновенной гибкостью.

Роман «Евгений Онегин» – роман сложный в жанровом отношении.

Выделим особенности жанра:

1) Социально-бытовой роман (по охвату быта и нравов).

2) Социально-психологический (по глубине и разнообразию в персонажах идей, мыслей, чувств).

3) Лироэпический роман (по наличию двух сюжетов: лирического и эпического).

4) Роман в стихах (единственный в русской литературе стихотворный роман).

II. Композиция романа.

Главы 1 и 2 – развернутая экспозиция.

Глава 3 – завязка основной сюжетной линии (письмо Татьяны).

Глава 4 – кульминация в сюжетной линии Онегин – Татьяна – «отповедь» Онегина.

Главы 5–6 – развивают линию Ленский – Ольга, давая кульминацию в сцене дуэли.

Глава 7 – дальнейшее развитие событий.

Глава 8 – развязка основной сюжетной линии – объяснение Онегина с Татьяной.

Выделим сюжетно-композиционные особенности:

1) Наличие двух сюжетов (лирический и эпический).

2) Наличие двух фабульных линий (Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга).

3) Роль автора-повествователя.

4) Принцип противопоставления (контраста).

5) Принцип параллелизма (сходства), реализуемый в построении романа, в группировке действующих лиц, в стилистике.

6) Роль главы 10 романа «Отрывки из путешествия Онегина».

Многие исследователи творчества Пушкина (Г. А. Гуковский, Д. Д. Благой, В. Н. Иванов, А. И. Ревякин) в работах, посвященных «Евгению Онегину», указывают на «перевернутость», как в зеркальном отражении, основных сюжетных ситуаций. Пушкин ставит Онегина и Татьяну в про-тивоположные положения в начале и в конце романа. Если сначала Татьяна пишет письмо Онегину и затем выслушивает от него наставление, то в конце романа уже Онегин на свое любовное письмо выслушивает назидание Татьяны. В начале романа пушкинский герой не понимает внутренней красоты Татьяны, а в конце романа Татьяна не осознает всей глубины наступившего перерождения Онегина.

Наши рекомендации