II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Мать Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор, принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры.
1. Учеба А. С. Пушкина в привилегированном
учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
Творческие силы Пушкина проявились с кипучей энергией.
И. И. Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».
К. Н. Батюшков: «О, как стал писать этот злодей!»
В. А. Жуковский: «Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Лучшие стихи, написанные Пушкиным в лицее: «Воспоминания в Царском Селе», «Моему Аристарху», «К другу стихотворцу», «Лицинию», «Кюхельбекеру» и др.
А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)
Служба в Коллегии иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Произведения Пушкина петербургского периода: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др.
Александр I : «Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь».
Н. П. Огарев: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?»
Южная ссылка (1820–1824)
Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа.
В селе Михайловском (1824–1826)
Горестная жизнь поэта под надзором отца.
Пушкин – Жуковскому: «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».
Пушкин – брату: «Книг, ради бога, книг».
Пушкин – своим друзьям: «Чувствую, что… могу творить».
В Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер».
Главный итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин».
А. С. Пушкин в Москве
Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным.
Николай I: «Что сделал бы ты, если бы 14 декабря был в Петербурге?»
Ответ поэта: «Стал бы в ряды мятежников».
Годы скитаний (1827–1830)
Пушкин в письме А. Х. Бенкендорфу: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего».
Доносы на Пушкина и его ближайших друзей. Тревожное состояние поэта… Но плодотворная работа продолжается: Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин».
Болдинская осень (1830)
Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»
Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.
В Петербурге
18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург.
Пушкин: «Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться».
Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой.
Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.).
Дуэль и смерть Пушкина
27 января 1837 г. на берегу Черной речки (близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
Из воспоминаний Л. Озерова: «…А я, сбиваясь с ног, все бегу, как ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Черную речку, чтобы догнать, настигнуть эти сани у Комендантской дачи и волей своей, волей всех, всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук секундантов Данзаса и д’Аршиака пистолеты: «Не сметь, не позволю, не будет!». Не успел, поздно, навсегда поздно. Знаю это и все еще бегу, бегу…»
Из воспоминаний И. Пущина: «В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях...»**
В одной из своих статей Валентин Непомнящий написал о Пушкине: «Есть что-то глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и свое достоинство человека и поэта, а не в каземате или в политических баталиях. Ни та, ни другая гибель не «лучше» и не «хуже», но «та» была его гибелью, а «другая» не его. Ее смысл в том, что он, будучи блестящим стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал его убийцей, – пусть убийцей человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил другого, а погиб сам. Потому что поэт-убийца – это еще больший парадокс, чем скупой рыцарь».
Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен поэт у Святогорского монастыря.
Прощаясь с великим русским поэтом, П. А. Вяземский и В. А. Жуковский бросили в гроб Пушкина по перчатке. Это был знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству поэтов.
Домашнее задание.
Подготовить сообщения:
1. А. С. Пушкин в Царскосельском лицее.
2. Южная ссылка. Пушкин в Михайловском.
3. Дуэль и смерть Пушкина.
4. Выучить (наизусть) стихи – отклики на смерть Пушкина.
Урок 13
«Все волновало нежный ум» (А. С. Пушкин)
(Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина)
Цели: показать необыкновенную разносторонность пушкинской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.
Ход урока
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
1. Расскажите о пребывании А. С. Пушкина в Царскосельском лицее. Какова роль лицея в формировании мировоззрения и мироощущения поэта? (Духовный мир юного Пушкина, круг его интересов и увлечений, друзья-лицеисты, любимые преподаватели поэта. Место Пушкина в литературе по выходе из лицея. Чтение стихотворений лицейского периода.)
2. Как развивалось творчество А. С. Пушкина в годы ссылок? Чем молодой поэт навлекал на себя гнев царского правительства?
3. Что привело Пушкина к трагическому концу? Расскажите о дуэли и смерти поэта. Прочитайте стихи-отклики на смерть Пушкина (стихи В. Кюхельбекера, В. Жуковского, М. Лермонтова и др.). Чем дорог Пушкин каждому из поэтов?