III. Речевая разминка. Введение в тему

- Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Это задача.)

40 бабушек пришли на именины к одному дедушке. Каждая бабушка принесла в подарок по 2 расчески. Сколько расчесок получил от бабушек совершенно лысый именинник?

- Какая-то странная задача. Вы не знаете, чья она и откуда? (Задача из «Задачника» Г. Остера.)

- Восстановите имя писателя.

ЙИРОГИРГ ЧИВОНОИЦНЕБ РЕТСО

- А вы не знаете, для чего он создал такой «Задачник»? (Он написал такие задачи, чтобы было интереснее решать. А еще этими задачами он учит детей не делать плохие поступки.)

- Чему учит нас данная задача? (Примерный ответ. Она учит нас правильно выбирать и делать подарки так, чтобы они радовали человека, а не огорчали. Вряд ли этот дедушка остался в хорошем настроении после дня рождения, ведь он был лысый, а ему все дарили расчески.)

- Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

1.Беседа

- Ребята, а какие еще книги Г. Остера вы читали? (Дети на­зывают.)

— Что вы о нем знаете?

Рассказ учителя об авторе

Чтение «Вредных советов» Г. Остера

Сегодня мы будем читать «Вредные советы» Г. Остера.

— Откройте с. 183. Прочитайте первый совет самостоятельно. Приготовьтесь читать вслух. (Дети читают первый вредный совет.)

— Почему автор дает такие советы?

V. Физкультминутка

Влез кулик молодой

На колоду — бултых в воду.

Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.

Влез на колоду и снова в воду.

Совсем кулик головой поник.

Вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной,

И полетел.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте второй вредный совет.

— Понравился он вам? (Ответы детей.)

— Почему нет, ведь автор верно говорит: «настоящий друг не любит огорчать своих друзей»? (Дети объясняют смысл совета.)

— Наблюдали ли вы такие случаи в жизни? Расскажите.

— Прочитайте третий вредный совет. Как вы поняли его?

— Хотите ознакомиться с другими советами?

(Читают другие вредные советы, разбирают ситуации, описываемые в них, дают добрые советы.)

Возьми густой вишневый сок

И белый мамин плащ.

Лей аккуратно сок на плащ —

Получится пятно.

Теперь, чтоб не было пятна

На мамином плаще,

Плащ надо сунуть целиком

В густой вишневый сок.

Возьми вишневый мамин плащ

И кружку молока.

Лей аккуратно молоко —

Появится пятно.

Теперь, чтоб не было пятна

На мамином плаще,

Плащ надо сунуть целиком

В кастрюлю с молоком.

Возьми густой вишневый сок

И белый мамин плащ.

Лей аккуратно...

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

— Стой! Сдавайся! Руки вверх!

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

За плечо возьмет вас папа

И куда-то поведет.

Там, наверно, очень долго

Папа будет вас хвалить.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

- Почему советы называются вредными?

— Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? (Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень инте­ресные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.)

Домашнее задание

Попробовать сочинить вредный совет. Если не получится, то выучить понравившийся из написанных Г. Остером.

Урок 126. Г. Остер «Как получаются легенды»

Цели: продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчест­вом Г. Остера; учить понимать поступки героев, характеризовать их; продолжить формирование навыков беглого чтения и пра­вильной речи.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); понимать поступки геро­ев, характеризовать их; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет Г. Остера; карточки (текст речевой разминки, задания), рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение своих или авторских вредных советов.

LIl. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение Душана Родовича в переводе Леонида Яхнина.

Друзья

Если плачет кто-то рядом,

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это, дети, сделать надо —

Плохо плакать одному.

- Какой это совет — вредный или добрый?

- А как вы утешаете плачущего? Или вы спокойно проходите мимо? (Ответы детей.)

- Прочитайте с разной интонацией (весело, грустно, сердито, ласково).

Прочитайте шепотом, громко; с ускорением, с замедле­нием. Прочитайте выразительно.

IV. Работа по теме урока

I'. Остер «Как получаются легенды»

Ребята, прочитайте название рассказа. Как вы понимаете слово «легенда»? (Ответы детей.) Найдите в словаре его определение.

Легенда — 1) поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии; 2) вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание; 3) поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме. (Чтение текста учителем.)

— Понравился ли вам текст? Чем?

V. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

Наши рекомендации