III. Речевая разминка. Введение в тему
- Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Это задача.)
40 бабушек пришли на именины к одному дедушке. Каждая бабушка принесла в подарок по 2 расчески. Сколько расчесок получил от бабушек совершенно лысый именинник?
- Какая-то странная задача. Вы не знаете, чья она и откуда? (Задача из «Задачника» Г. Остера.)
- Восстановите имя писателя.
ЙИРОГИРГ ЧИВОНОИЦНЕБ РЕТСО
- А вы не знаете, для чего он создал такой «Задачник»? (Он написал такие задачи, чтобы было интереснее решать. А еще этими задачами он учит детей не делать плохие поступки.)
- Чему учит нас данная задача? (Примерный ответ. Она учит нас правильно выбирать и делать подарки так, чтобы они радовали человека, а не огорчали. Вряд ли этот дедушка остался в хорошем настроении после дня рождения, ведь он был лысый, а ему все дарили расчески.)
- Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока
1.Беседа
- Ребята, а какие еще книги Г. Остера вы читали? (Дети называют.)
— Что вы о нем знаете?
Рассказ учителя об авторе
Чтение «Вредных советов» Г. Остера
Сегодня мы будем читать «Вредные советы» Г. Остера.
— Откройте с. 183. Прочитайте первый совет самостоятельно. Приготовьтесь читать вслух. (Дети читают первый вредный совет.)
— Почему автор дает такие советы?
V. Физкультминутка
Влез кулик молодой
На колоду — бултых в воду.
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.
Влез на колоду и снова в воду.
Совсем кулик головой поник.
Вспомнил кулик молодой,
Что у него крылья за спиной,
И полетел.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте второй вредный совет.
— Понравился он вам? (Ответы детей.)
— Почему нет, ведь автор верно говорит: «настоящий друг не любит огорчать своих друзей»? (Дети объясняют смысл совета.)
— Наблюдали ли вы такие случаи в жизни? Расскажите.
— Прочитайте третий вредный совет. Как вы поняли его?
— Хотите ознакомиться с другими советами?
(Читают другие вредные советы, разбирают ситуации, описываемые в них, дают добрые советы.)
Возьми густой вишневый сок
И белый мамин плащ.
Лей аккуратно сок на плащ —
Получится пятно.
Теперь, чтоб не было пятна
На мамином плаще,
Плащ надо сунуть целиком
В густой вишневый сок.
Возьми вишневый мамин плащ
И кружку молока.
Лей аккуратно молоко —
Появится пятно.
Теперь, чтоб не было пятна
На мамином плаще,
Плащ надо сунуть целиком
В кастрюлю с молоком.
Возьми густой вишневый сок
И белый мамин плащ.
Лей аккуратно...
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
— Стой! Сдавайся! Руки вверх!
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
- Почему советы называются вредными?
— Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? (Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.)
Домашнее задание
Попробовать сочинить вредный совет. Если не получится, то выучить понравившийся из написанных Г. Остером.
Урок 126. Г. Остер «Как получаются легенды»
Цели: продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчеством Г. Остера; учить понимать поступки героев, характеризовать их; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); понимать поступки героев, характеризовать их; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Г. Остера; карточки (текст речевой разминки, задания), рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение своих или авторских вредных советов.
LIl. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение Душана Родовича в переводе Леонида Яхнина.
Друзья
Если плачет кто-то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»
Это, дети, сделать надо —
Плохо плакать одному.
- Какой это совет — вредный или добрый?
- А как вы утешаете плачущего? Или вы спокойно проходите мимо? (Ответы детей.)
- Прочитайте с разной интонацией (весело, грустно, сердито, ласково).
Прочитайте шепотом, громко; с ускорением, с замедлением. Прочитайте выразительно.
IV. Работа по теме урока
I'. Остер «Как получаются легенды»
Ребята, прочитайте название рассказа. Как вы понимаете слово «легенда»? (Ответы детей.) Найдите в словаре его определение.
Легенда — 1) поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии; 2) вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание; 3) поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме. (Чтение текста учителем.)
— Понравился ли вам текст? Чем?
V. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.