Литературно-познавательный журнал для младшего школьного возраста «Простоквашино»

Журнал выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни Дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями мультипликационных героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комик­сы, игры, конкурсы и викторины.

Детский журнал о природе для семейного чтения «Муравейник»

Вэтом иллюстрированном множеством фотографий журнале поме­щены рассказы и истории из жизни животных, написанные профессио­нальными писателями и журналистами. Довольно серьезное познаватель­ное издание, которое даже может выступать в качестве дополнительной учебной литературы для школьников.

Урок 122. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Цели: познакомить учащихся с новым автором и его произ­ведением; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности), понимать поступки героев, характеризовать их; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); понимать поступки геро­ев, характеризовать их; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет Л. Кассиля; карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок –

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломок печки и трубы —

И это все, что уцелело '

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

С. Маршак

- Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

Прочитайте с грустью (еще: сердито).

- Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

- Вы прочитали стихотворение. О чем оно? (Высказывания детей.)

Что вы знаете о войне? Что вы можете сказать об этом мальчике?

(Дети рассказывают о состоянии ребенка, который видел мно­го горя.)

IV. Работа по теме урока

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

- Откройте учебник на с. 175. Прочитайте название произве­дения, которое будем сегодня читать.

- Как вы понимаете это название? О чем оно? (Высказывания детей.)

- Кто автор произведения? Что вы о нем знаете? Какие про­изведения читали?

В любой книге Л. Кассиля всегда есть настоящий герой — человек, внешне мало отличимый от окружающих, но наделенный прекрасными качествами души. Для писателя главное в любом из его героев — нрав­ственная цельность, сострадательность, способность жить для других и неизменная романтика.

Кассиль много писал о войне (художественная проза, документаль­ные очерки, публицистика). Лев Абрамович считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сра­жение.

V. Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку —

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире —

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре —

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

VI. Продолжение работы по теме урока

(Чтение рассказа «Отметки Риммы Лебедевой» учителем и учениками, беседа после чтения.)

— Понравился ли вам рассказ? Ваши впечатления?

— Перечитайте те отрывки, которые вас особенно тронули. (Выборочное чтение.)

— Задайте вопросы по тексту одноклассникам.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Какое произведение изучали на уроке?

— Кто его автор?

— Чему мы учились на уроке?

— Определите главную мысль рассказа.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Наши рекомендации