Литературно-познавательный журнал для младшего школьного возраста «Простоквашино»
Журнал выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни Дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями мультипликационных героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы и викторины.
Детский журнал о природе для семейного чтения «Муравейник»
Вэтом иллюстрированном множеством фотографий журнале помещены рассказы и истории из жизни животных, написанные профессиональными писателями и журналистами. Довольно серьезное познавательное издание, которое даже может выступать в качестве дополнительной учебной литературы для школьников.
Урок 122. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Цели: познакомить учащихся с новым автором и его произведением; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности), понимать поступки героев, характеризовать их; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); понимать поступки героев, характеризовать их; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Л. Кассиля; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Мальчик из села Поповки
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок –
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломок печки и трубы —
И это все, что уцелело '
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес.
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.
С. Маршак
- Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
Прочитайте с грустью (еще: сердито).
- Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
- Вы прочитали стихотворение. О чем оно? (Высказывания детей.)
Что вы знаете о войне? Что вы можете сказать об этом мальчике?
(Дети рассказывают о состоянии ребенка, который видел много горя.)
IV. Работа по теме урока
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
- Откройте учебник на с. 175. Прочитайте название произведения, которое будем сегодня читать.
- Как вы понимаете это название? О чем оно? (Высказывания детей.)
- Кто автор произведения? Что вы о нем знаете? Какие произведения читали?
В любой книге Л. Кассиля всегда есть настоящий герой — человек, внешне мало отличимый от окружающих, но наделенный прекрасными качествами души. Для писателя главное в любом из его героев — нравственная цельность, сострадательность, способность жить для других и неизменная романтика.
Кассиль много писал о войне (художественная проза, документальные очерки, публицистика). Лев Абрамович считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение.
V. Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку —
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире —
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре —
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
VI. Продолжение работы по теме урока
(Чтение рассказа «Отметки Риммы Лебедевой» учителем и учениками, беседа после чтения.)
— Понравился ли вам рассказ? Ваши впечатления?
— Перечитайте те отрывки, которые вас особенно тронули. (Выборочное чтение.)
— Задайте вопросы по тексту одноклассникам.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Какое произведение изучали на уроке?
— Кто его автор?
— Чему мы учились на уроке?
— Определите главную мысль рассказа.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение рассказа.