Чтение басни «Мартышка и Очки»
— Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это небольшое произведение, написанное стихами илипрозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)
— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)
— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов.
Мартышка — маленькая обезьяна.
Дюжина — 12.
Полдюжины — 6.
Темя — верхняя часть головы.
Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку.
Невежда - необразованный, несведущий человек.
К худу клонит — к плохому клонит.
Познатней - знать — высший слой привилегированного класса.
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Чтение басни учителем
— Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)
— Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)
— Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)
— Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.
— Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.)
— В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)
— Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)
— Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)
— Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)
3. Выразительное чтение
— Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.
4. Инсценирование басни
— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
— Кто такой И.А. Крылов?
— С какой басней ознакомились?
Домашнее задание
Выучить басню наизусть.
Урок 43. И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Зеркало и Обезьяна»; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Ворона и Лисица».)
— Прочитайте с ускорением.
— А сейчас быстро, замедляя темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Выразительно.
— Какие еще басни помните?
III. Проверка домашнего заданияЧтение басни наизусть по цепочке.
IV. Введение в тему
1. Беседа
— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)
— Откройте с. 133 учебника. Рассмотрите фотографии. Что вы на них видите? (Высказывания учеников.)
2. Рассказ учителя о памятнике Крылову (См. материал для учителя к уроку.)
V. Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
VI. Работа по теме урока
1. Басня «Зеркало и Обезьяна». Беседа
- Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь? (Предположения детей.)
- Прежде чем читать ее, выясним значение некоторых слов.
Образ — вид, облик.
Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной.
Ужимки - гримасы; неестественные телодвижения.
Сатира — обличающее, бичующее осмеяние.
На руку нечист — нечестен, вороват.
Чтение басни учителем
- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?
— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»? (Они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину.)
- Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нем? (Нет, отражение ей не понравилось, поэтому она быстро узнала в нем своих кумушек, даже пыталась их пересчитать.)
— Прочитайте четвертый вопрос на с. 137. Ответьте на него. (Слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу.)
- Рассмотрите иллюстрацию к басне и найдите соответствующие строки к ней.
- Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других. (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим.)
— Какие строки басни стали крылатым выражением? Запишите их в рабочую тетрадь. («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться».)
Работа в парах
— Приготовьтесь читать выразительно. Прочитайте басню в лицах.