Работа над первой частью сказки
— С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
— Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)
— Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)
— Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица.)
— Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.)
- Какони новели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (Они поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)
— Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)
Работа над второй частью сказки
— Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем? (Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)
— Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)
— Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакал -синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Чему учились на уроке?
Домашнее задание
Перечитать сказку, приготовиться читать ее выразительно. Нарисовать иллюстрации.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Ее перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет... (Жар-птица).
— Прочитаем медленно, затем с ускорением.
— Читаем тихо, затем громче.
— Прочитаем с вопросительной интонацией.
— Прочитаем с восклицательной интонацией.
— А сейчас сердито (еще: весело).
— И наконец, так, как нужно, выделяя голосом нужные слова.
III. Работа по теме урока
Повторение
— Ребята, а что, разве в нескольких сказках живет Жар-птица? Назовите их. (Например, «Конек-Горбунок», «Иван-царевич и Серый Волк» и др.)
— Какую сказку читали дома? («Иван-царевич и Серый Волк».)
— Давайте вспомним начало сказки. Как оно называется? (Это зачин. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
— Найдите зачин в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.)
— Ребята, а для чего в сказке есть зачин? (Благодаря зачину мы узнаем о героях сказки. Он помогает подготовиться к чтению или слушанию сказки.)
2. Беседа по прочитанному
— Куда отправились братья и почему? (За Жар-птицей. Послал их отец.)
— Вместе ли они пошли? (Нет. Они пошли разными дорогами.)
— Что случилось в пути с Иваном? (Он заснул, а его коня съел Волк.)
Работа над третьей частью сказки
Сегодня мы продолжим работу над сказкой.
— Расскажите, как Иван повстречался с Волком. (Иван остался без коня.)
— Что произошло с Иваном до встречи с Волком? (Шел он, шел, устал до смерти. Сел на мягкую траву, пригорюнился. Откуда ни возьмись, бежит к нему Серый Волк.)
— Что предложил Ивану Волк? (Волк предложил Ивану свою службу верой-правдой.)
Работа над четвертой частью сказки
(Чтение от слов «Сел Иван-царевич на него верхом...» до слов «Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем». После чтения работа над пониманием прочитанного.)
— Как вез Волк Ивана-царевича? (Он вез его очень быстро.)
— Куда вез Волк Ивана-царевича? (Он вез его за Жар-птицей.)
— Какой наказ дал волк Ивану, когда они приехали к царю Афрону за Жар-птицей? (Он наказывал птицу положить за пазуху, а клетку не трогать.)
— Послушался ли его Иван и что из этого вышло? (Он клетку взял, уж очень она ему понравилась, так как была золотая. Поднялся шум, и его поймали.)
— На каких условиях царь Афрон простил бы Ивана? (Иван должен был привести коня от царя Кусмана.)
— Прочтите еще раз слова, в которых царь Афрон осуждает Ивана. (Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.)
- Прочитайте их разговор в лицах. Подумайте, с какой интонацией нужно читать.
IVФизкультминутка
Маша шла, шла, шла,
(дети шагают на месте)
Маша ягодку нашла.
(Присели)
Опустилась, подняла:
(Поднялись)
«Ах, какая ягодка!»
(Показывают, как любуются ягодкой)
Поглядела на лужок,
(Смотрят из-под ладошки)
Увидала там цветок.
V. Продолжение работы по теме урока
Работа над пятой частью сказки
— Следующую, пятую, часть прочитайте самостоятельно до слов «Опять поскакал серый волк с Иваном пирс ничем».
— Прочитайте и подготовьте товарищам по классу вопросы по содержанию. (Что ждало Ивана в царстве царя Кусмана ? Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня? Почему? И т. п.)