Учебно-методический комплект представлен
Учебниками для каждого года обучения:
«Введение в литературное чтение. Где прячется чудо?» - 1 класс;
«Литературное чтение. Каким бывает слово?» - 1-я книга, 2 класс;
«Литературное чтение. Слово в сказке» - 2-я книга, 2 класс;
«Литературное чтение. Мир, созданный автором» - 1-я книга. 3 класс;
«Литературное чтение. Секреты рождения образа» - 2-я книга. 3 класс;
«Литературное чтение. Детства чудная страна» - 1-я книга. 4 класс;
«Литературное чтение. «Все мы родом из детства» - 1-я книга. 4 класс;
Содержание учебного предмета.
Программа литературного чтения по каждому году обучения включает в себя следующие разделы:
1. Открытие мира литературы.
2. Проникновение в смысл произведения — особый способ видения мира.
3. Совершенствование навыка синтагматического чтения.
4. Знания и умения.
Букварный период (Букварь Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.) (92 часа),
Букварь, по которому вам предстоит работать, является частью учебного комплекта по русскому языку по системе развивающего образования (Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова), соответствует содержанию программы «Русский язык» (авторы В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова) и предназначен для первых классов четырехлетней начальной школы.
Разделы букваря:
1. Формирование начальных представлений о слове.
2. Звуковой анализ слова.
3. Формирование действий письма и чтения
Литературное чтение. (Матвеева Е.И.) 1 класс(40 часов)
Введение в литературное чтение
Открытие мира литературы. Круг детского чтения.
Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение.
Герой произведения. Настроение и характер героя произведения. Речь героя. Особенности ее интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения.
Герой и разные способы передачи его настроения, разные способы изображения.
Проникновение в смысл произведения — особый способ видения мира
Читатель и автор. Слушатель и писатель. Освоение ролей слушателя, читателя.
Тема произведения. Основная мысль произведения. Название произведения — особый авторский прием для раскрытия замысла.
Прямое и переносное значения слова. Многозначность слова как способ создания особого видения мира. Арсенал художника-сочинителя.
Совершенствование навыка чтения: переход от пословного чтения к синтагматическому
Формирование способа синтагматического чтения на основе выделения смысловых частей высказывания и постановки тактового ударения.
Фраза и такт в звучащей речи. Интонация — понижение и повышение тона в звучащей речи. Паузы в звучащей речи, обязательные и факультативные. Чтение дидактических (специально составленных) текстов с выделенными тактами и синтагматическим ударением. Соблюдение нужной интонации внутри синтагмы, в начале и в конце фразы, пауз на границах речевых тактов и фраз.
Смысловые части высказывания (о чем или о ком сообщается, что сообщается). Самостоятельное выделение смысловых частей высказывания и деление на его основе фраз на такты (синтагмы). Чтение дидактических текстов с предварительным делением учащимися фразы на синтагмы и с опорой на выделенное в тексте тактовое ударение.
Ударение в слове и в такте, состоящем из нескольких слов. Способ выделения тактового и фразового ударения (путем перестановки — по аналогии со словесным ударением). Чтение дидактических текстов с предварительным выделением учащимися тактов (на основе смысловой структуры высказывания) и самостоятельной постановкой тактового ударения. Мелодика и ритм фразы, состоящей из нескольких тактов.
Знания и умения
К концу первого класса обучающиеся должны знать:
— особенности «взрослого» чтения: выделение голосом ключевых слов и соблюдение пауз между смысловыми отрезками речи;
— интонационные особенности произведения: тон, темп, ритм, определяющие особенности его настроения при передаче чувств автора;
— критерии выразительного чтения дидактического текста;
— тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;
— законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях обшения между собеседниками;
уметь:
— читать дидактический текст, используя чтецкую партитуру (выделенные ключевые слова и расставленные паузы);
— выразительно читать небольшие по объему художественные тексты, интонировать наизусть игровые стихи;
— определять настроение (тональность) художественного произведения;
— формулировать тему и главную мысль прочитанного текста;
— отличать прямое и переносное значения слова;
— отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания, высказывая гипотезы при исследовании «смыслов» текста;
— оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения текста;
— читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 1 класса — не менее 40 слов в минуту);
иметь представление:
— о форме поэтического и прозаического текста;
— о произведениях разных авторов на одну тему (описание весеннего цветка, радуги, дождика и т. д.).
Содержание учебного предмета. 1 класс
Тема | Содержание |
Букварь 92 ч. | Формирование начальных представлений о слове. Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова -„помощники“ — на примере предлогов и союзов). Звуковой анализ слова.Звуки речи как „строительный материал“ слов в языке. Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Формирование действий письма и чтения. Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А,О,У,Ы,Э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л,М,Н,Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я,Ё,Ю,И,Е), две „работы“ гласных букв. Представление об орфограмме как элементе („части“) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.). Основное правило переноса слов. Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости: Г—К, В—Ф и т.д.). Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь). Обозначение звука [й] в разных позициях (буква Й, буквы Я,Ё,Ю,Е, обозначающие сочетание звука [й] с последующим гласным). Обобщение сведений о „работе“ гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости (шипящих и Ц): правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проблематичность употребления букв И-Ы после Ц, букв О-Ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН (наблюдения). „Разделительные знаки“ Ь и Ъ (наблюдения). Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Русский алфавит. |
Раздел I. Чудеса природы (9часов) | М. В. Бородицкая «Весна сбежала за ворота»; Я.Л.Аким «Апрель»; Н. И. Сладков «Медведь и солнце»; Э. Ю. Шим «Весна»; В. В. Бианки «Прилетала красавица весна»; К. Г. Паустовский «Стальное колечко» (отрывок); Э. Ю. Шим «Ландыш»; И. С. Соколов-Микитов «Ландыши»; П.Соловьева «Подснежник»; И. А. Бунин «Ландыш»; Г. X. Андерсен (перевод с датского Г. Мирошниковой) «Подснежник». Читай, удивляйся, размышляй! И. С. Соколов-Микитов «Март в лесу»; С. А. Островой «Зацепилось солнце за сосну»; С. Я. Маршак «Ландыш»; А. С. Пушкин «Птичка»; Т. М. Белозеров «Ручей»; К. Г. Паустовский «Маша» (отрывок); О. И. Григорьев «Дожди»; И. А. Бунин «После половодья»; М. М. Пришвин «Разговор деревьев»; Э. Э. Мошковская «Дедушка Дерево»; Г. А. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок); Ю. И. Коваль «Весенний вечер». |
Раздел II. От дождя до радуги (9часов) | Г. М. Кружков «Пес Прогноз»; Ф. Д. Кривин «Мечта»; С. Я. Маршак «Дождь»; Л. Н. Конырев «В полях, не кошенных косой...»; Б. А. Павлов «Капли-сережки»; Н. К.Абрамцева «Грустная история»; Э. Ю. Шим «Цветной венок»; И. С. Соколов-Ми-китов «Радуга»; К. Д. Ушинский «Солнце и радуга»; В. А. Жуковский «Загадка». Читай, удивляйся, размышляй! И. С. Шмелев «Мартовская капель» (отрывок); А. Е. Екимцев «Неосторожный гром»; М. С. Пляцковский «Скачет дождик длинноногий»; В. Бурлак «Голос дождя»; А. А. Фет «Весенний дождь»; А.К.Дитрих «Льется с неба синий свет»; А. Е. Екимцев «Ехал дождик на коне»; Ю. И. Коваль «Под соснами». |
Раздел III. Кто придумал чудеса? (9 часов) | Н.А.Заболоцкий «В нежном небе серебристым комом...»; И.П.Токмакова «В чудной стране»; О. О. Дриз «Прогулка»; В.В.Лунин «Я видела чудо», «Весь дом волшебный»; Н. А. Кончаловская «Показал садовод...»; О. Е. Григорьев «Человек с зонтом»; В.Д.Берестов «Честное гусеничное»; А.А.Фет «Бабочка»; Н. Н. Матвеева «Солнечный зайчик». Читай, удивляйся, размышляй! Г.Новицкая «Весна в подвале»; Ф. Д. Кривин «Любовь»; А А. Фет «Рыбка»; К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. С. Пляцковский «Колыбельная песенка ветра про тысячу чудес»; М. М. Пришвин «Предмайское утро»; О. О. Дриз «Как сделать утро волшебным»; Г. М. Цыферов «Паровозик»; В.С.Шефнер «Не привыкайте к чудесам». |
Раздел IV. Сквозь волшебное стекло (7часов) | С. Черный «Песня солнечного луча»; Н. К.Абрамцева «Котенок и стеклышко»; Е. Я. Тараховская «Сквозь цветное стеклышко»; Ю. И. Коваль «Фиолетовая птица». Читай, удивляйся, размышляй! О. О. Дриз «Стеклышки»; М. Клява «Камень у дороги»; М. С. Пляцковский «Краски»; И. П.Токмакова «Не плачь, гномик!»; Ю. И. Коваль «Сказка об огромных существах». |
7. Тематическое планирование по «Литературному чтению»
№ | Тема раздела | Кол-во Теорет-х Часов | Кол-во Практ. часов. | Проверочная работа | Развитие речи | Наизусть |
1. | Букварь ( 92 ч.) | |||||
2. | Раздел I. Чудеса природы (12часов). | |||||
Раздел II. От дождя до радуги (11часов) | ||||||
4. | Раздел III. Кто придумал чудеса? (10часов) | |||||
Раздел IV. Сквозь волшебное стекло (7часов) | ||||||
Итого: 132ч. |
8. Сводная таблица по количеству и видам контроля.
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого |
Проверочная работа | |||||
Развитие речи | |||||
Наизусть |
9. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Основные результаты урока Л-личные, П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, ПР-предметные | Виды учебной деятельности учащихся | |
1. ОБГ Введение в школьную жизнь (4 ч.) | ||||
Праздник "День знаний" | Л.:Высказывают своё мнение.П.: формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; проведение линий в заданном направлении. Р.: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять алгоритм действий. К: выстраивать способы взаимодействия с окружающими. ПР.: Ориентировка на точку начала движения. Работа над алгоритмом действия. | Выделяют предложения из речевого потока, строят рассуждения по предложенной теме, формулируют свое отношение к действиям и поступкам героев. | ||
Режим дня школьника. | Л.: Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.П.:преобразование информации, полученной из рисунка, в учебную задачу. Р.: ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий. К: описывать объект, строить устные высказывания, удерживая логику изложения.ПР.: Уметь составлять рассказы по сюжетным картинкам о первом дне в школе. Строить рассуждения по предложенной теме. | |||
Введение групповой работы. | Л.: Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.П: формулирование ответов на вопросы по содержанию стихотворения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, построение рассуждений, выделение существенной информации из текста, самостоятельное создание способов решения творческого задания. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.К: использовать речь для регуляции своего действия. ПР.: Уметь строить учебный диалог.Строить рассуждения по предложенной теме. | |||
Упражнения в умении аргументировать свои мысли. | Л.: Имеют интерес к познанию нового; адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности, П: составление рассказа, построение рассуждений, установление различий между предметом и обозначающим его словом, классификация объектов. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие. К: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). ПР.: Уметь составлять рассказы о летнем отдыхе с опорой на картинки, моделировать предложения. | |||
2. Формирование начальных представлений о слове (12 ч.) | ||||
Слова как название предметов. Введение модели слова. | Л.: Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других по обсуждаемой. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме установление пространственных отношений между объектами, классификация предметов по заданному признаку, осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений.Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимать оценку учителя.К: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. ПР: Умение строить графические модели, отражающие количество слов в высказывании. Устанавливать различия между предметом и обозначающим его словом; классифицировать объекты. | Отличать предметы и слова их обозначающие. Строить модель слова | Букварь С.3-6 | |
Постановка вопроса к словам, называющим живые и неживые предметы | Л.: Осознают необходимость самосовершенствования проявляют, доброжелательность в общении с учителем и одноклассниками.П: формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение рассуждений; выделение существенной информации из текста; самостоятельное создание способов решения творческого задания. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.ПР.: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логическое - построение рассуждений. Называть предметы, задавать вопросы к предметам. | Ставить вопросы к словам, называющим живые и неживые предметы | Букварь С.7-9 | |
Слова, называющие предметы и действия. | Л: Применяют правила делового сотрудничества. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р:соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. К:оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации.ПР: Уметь задавать вопросы к словам, называть слова – предметы, слова – действия,различать слова называющие предметы, действия. | Разграничивать слова названия предметов и действий, строить модели этих слов Ставить вопросы к словам, называющим действия и опознавать другие слова | Динамическая самостоятельная работа Букварь С.10-11 | |
Слова, называющие признаки. | Л: Проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.К: строить устное высказывание на заданную тему.ПР: Классифицироватьслова по определенному признаку. Уметь выделять слова из речевого потока; различать слова называющие предметы, действия, признаки. | Определять слова, называющие признаки, ставить вопросы к ним | Букварь с.12 | |
Связь слов в высказывании | Л: Имеют желание учиться, оценивают свою активность в деятельности.П.: выделять существенную информацию для выполнения учебных заданий. Р:принимать и сохранять учебную задачу. К:контролировать действия партнера. ПР: Уметь выделять слова из речевого потока; различать слова называющие предметы, признаки, действия. | Ставить вопросы и решают проблемы, как слова связаны в высказывании. | Букварь С.13-16 | |
Способ определения количества слов в высказывании | Л:Выражают желание осваивать новые действия.П: классификация предметов по определенному признаку; моделирование, составление схем.Р: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность.К: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). ПР: Уметь определять количество слов в высказывании; различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков). | Определять количества слов в высказывании. | Букварь С.17 | |
Слова-названия и служебные слова (предлоги) | Л:Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.П:строить логическую цепочку рассуждений.Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К:оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации. ПР: Различать слова называющие предметы, признаки, действия, служебные слова; уметь составлять предложения, строить модели предложения | Знакомятся с служебными словами. | Букварь С. 18-20 | |
Составление моделей предложений, имеющих в своём составе служебные слова. Развитие речи. | Л: Слушают собеседника, стремятся его понять, проявляют инициативу в процессе учебной деятельности.П:строить логическую цепочку рассуждений. Р:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.К.: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. ПР: Уметьмоделировать схемы слов; моделировать предложения, имеющие в составе служебные слова. Уметь давать оценку произведению, формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; строить рассуждения. | Строить высказывания согласно схеме. | Букварь с. 21-23 | |
3. Звуковой анализ слова (10 ч.) | ||||
Звуки речи как: «строительный материал» языка Способ выделения звуков в слове | Л:Проявляют стремление к процессу общения, выражают желание осваивать новые действия.П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений. Р:формулировать и удерживать учебную задачу. К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.ПР:Классифицировать предметы по заданному признаку; выделять звуки в словах. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Выделять нужный звук в разных частях слова, классифицируют предметы, соотносят слово с предметной картинкой, текст – с сюжетной картинкой. Проводить звуковой анализ слов, составлять небольшой рассказ по серии сюжетных картинок. Моделировать звуковой состав слова. Находить в стихотворении слова с заданным звуком. Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. | Букварь С. 25-27 | |
Способ выделения звуков в слове. | Л,:Выражают желание осваивать новые действия.П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Р: адекватно воспринимать оценку учителя планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. высказывания в устной форме. К.: ставить вопросы. ПР:Уметь выделять звуки в словах; строить звуковые модели слов, обозначая звук прямоугольником. | Букварь с.28-29 | ||
Слог как минимальная произносительная единица. | Л:Выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; проявляют прилежание в учебе.П: построение рассуждений, моделирование, составление схем.Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.К: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими. ПР:Уметь выполнять звуковой анализ слов, моделировать схемы слов, выделять заданный звук в словах, делить слова на слоги. | Букварь С. 30 | ||
Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. | Л:Соотносят правильность выбора. П.: выделять существенную информацию для выполнения учебных заданий. Р: адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся. К: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль. ПР:Уметь выполнять звуковой анализ слов; обозначать гласные и согласные звуки в модели слова; моделировать схемы слов; выделять заданный звук в словах. | Букварь С.31-32 | ||
Составление слоговых и звуковых моделей слов. Деление слов на слоги | Л:Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.П.: строить рассуждения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Р: адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся. К: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника. ПР:Уметь выполнять звуковой анализ слов; обозначать гласные и согласные звуки в модели слова. | Букварь с 33 | ||
Смыслоразличительная роль гласных и согласных звуков. | Л:Осознают необходимость самосовершенствования. П.:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: использовать речь для регуляции своего действия. ПР:Уметь выполнять звуковой анализ слов, обозначать гласные и согласные звуки в модели слова; строить слоговые модели слов. | Букварь С.34-37 | ||
Ударение. Словоразличительная функция ударения. | Л:Имеют желание учиться, оценивают свою активность в деятельности.П.: выделять существенную информацию для выполнения учебных заданий. Р:принимать и сохранять учебную задачу. К:контролировать действия партнера.ПР:Уметь определять последовательность звуков в слове, строить звуковые модели слов; определять ударный слог в слове. | Букварь С.38-39 | ||
Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль | Л:Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументамии другим авторитетным мнением.П.: выделять существенную информацию для выполнения учебных заданий.Р: учитывать правила в планировании и контроле способа решения.К: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.ПР:Уметь определять ударный слог в слове, различать звонкие и глухие согласные звуки.Выполнять звуковой анализ слов, упражнения в словоизменении, строить звуковые цепочки. | Букварь С.40-41 | ||
Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль | Л:Выражают готовность к преодолению трудностей. П.: выделять существенную информацию для выполнения учебных заданий.Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной индивидуальной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. ПР:Умение определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух; уметь определять ударный слог в слове, различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки | Букварь С.42-43 | ||
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | Л:Осознают необходимость самосовершенствования проявляют, доброжелательность в общении с учителем и одноклассниками. П: выполнение звукового, анализа, структурирование знаний, осознанность восприятия текста. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. ПР:Умение определять парные и непарные по твёрдости и мягкости согласные; определять последовательность звуков в слове, строить звуковые модели слов. | Букварь с 44-47 | ||
4. Формирование действий чтения (63 ч.) | ||||
Буква, как знак звука. | Л:Проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений.П.: выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.Р:вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. К: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. ПР:Соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв | Определять наличие заданного звука в слове. Классифицировать звуки по заданному основанию. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова с использованием моделей для фиксации качественных характеристик звуков. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Сравнивать модели звукового состава: находят сходства и различия. Объяснять принцип деления слов на слоги. Различать понятия « слово» и « слог». Читать слоги, слова, предложения. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. Читать небольшие тексты, пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. отвечать на вопросы по содержанию текста произведения, слушать литературное произведение, выполнять задания, рассуждать и находить решение проблемных ситуаций, связанных с поступками героев. Определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливают опыт собственного использования речевых средств. Анализировать нормы речевого этикета, оценивают собственную речевую культуру во время общения. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге. Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нем другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Участвовать в совместной работе, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников. | Букварь с.48-49 | |
Буквы гласных А, О | Л:Проявляют стремление к процессу общения, выражают желание осваивать новые действия.П: построение рассуждений о значении понятий.Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.К: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими ПР:Знать буквы: Аа; Оо,;уметь выполнять звуковой анализ слов; выбирать слова со звуками [а,о,] в начале, середине, конце слова. | Букварь с.50 | ||
Буквы гласных У, Ы | Л:Проявляют стремление к процессу общения, выражают желание осваивать новые действия.П: построение рассуждений о значении понятий.Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.К: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими ПР:Знать буквы: У,у,Ы,ы,;уметь выполнять звуковой анализ слов; выбирать слова со звуками [у,ы] в начале, середине, конце слова. | Букварь с 51 | ||
Буква гласного Э | Л:Проявляют стремление к процессу общения, выражают желание осваивать новые действия.П: построение рассуждений о значении понятий.Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.К: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими ПР:Знать букву: Э, уметь выполнять звуковой анализ слов; выбирать слова со звуками [э] в начале, середине, конце слова. | Букварь с.52-53 | ||
Буквы согласных Л, М. Способы послогового письма и чтения | Л:Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.П.: осуществлять поиск способов решения поставленной задачи, выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. К.: формулировать собственное мнение. ПР:Знать буквы: Мм; Лл. Уметь читать прямые слоги, познакомиться с частью речи - местоимением (без введения термина), словосочетанием; выполнять звуковой анализ слов. | Букварь с.54-55 | ||
Буквы согласных Н, Р. Способы послогового письма и чтения | Л:Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.П.: осуществлять поиск способов решения поставленной задачи, выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. К.: формулировать собственное мнение. ПР:Знать буквы: Н,н,Р,р. Уметь читать прямые слоги, познакомиться с частью речи - местоимением (без введения термина), словосочетанием; выполнять звуковой анализ слов. | Букварь с.56-57 | ||
Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью букв А-Я | Л:Применяют правила делового сотрудничества П:строить логическую цепочку рассуждений. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К : формулировать собственное мнение и позицию. ПР:Знать букву Яя, Аа; уметь обозначать мягкость согласных буквой я, а твёрдость согласного – буквой а; выполнять звуковой анализ слов. | Букварь с.58 | ||
Употребление Л, Н, Р для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Конкретизация алгоритмов письма и чтения. | Л:Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.П.: осуществлять поиск способов решения поставленной задачи, выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. К.: формулировать собственное мнение. ПР:Знать буквы: Л,л, М,м Н,н,Р,р. Уметь читать прямые слоги, познакомиться с частью речи - местоимением (без введения термина), словосочетанием; выполнять звуковой анализ слов. | Букварь с.59-60 | ||
Буквы О; Ё - для обозначения твёрдости - мягкости согласных. | Л:Проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений.П: уметь анализировать поставленную задачу, сравнивать, осуществлять синтез.Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.К: уметь взаимодействовать со сверстниками. ПР: Уметь обозначать мягкость согласных буквой ё, а твёрдость согласного - буквой о; уметь выполнять звуковой анализ слов; соотносить слова со слогоударной схемой слова; классифицировать объекты. | Букварь с.34 | ||
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью гласных букв Э, Е. | Л:Имеют желание учиться, оценивают свою активность в деятельности.П.: уметь анализировать учебное задание, сравнивать.Р: адекватно воспринимать оценку учителя.К: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; контролировать действия партнера. ПР:Уметь обозначать мягкость согласных буквой е, а твёрдость согласного - буквой э;Уметь давать характеристику согласных звуков по твёрдости-мягкости; выполнять звуковой анализ слов. | Букварь с.62 | ||
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью гласных букв Ы, И. | Л:Осознают необходимость самосовершенствования проявляют, доброжелательность в общении с учителем и одноклассникамиП: анализировать информацию и осуществлять передачу информации. Р: выполнять учебные действия в материализ Наши рекомендации
|