Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л. Толстой)
Смысл жизни... Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Деньги, слава, карьера, дети, любовь, ненависть. А может быть, и нет его, этого смысла жизни. Нелегок путь нравственных исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с князем Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Впервые мы встречаемся с князем Андреем на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличается от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности,
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )
«Сочинения на свободные темы»
лицемерия, так присущих высшему свету. В его взгляде есть только что-то скучающее, «все бывшее в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Но больше всего ему надоела его жена Лида. Он презирает лицемерие, расчетливость, неестественность высшего света. А Лида постоянно напоминает ему о высшем обществе, которое он так ненавидит. «Чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» - восклицает князь Андрей.
Именно для того, чтобы убежать от этой опостылевшей жизни, Андрей хочет идти на войну. Но это только часть причины. Основная причина - это жажда славы, такой же, какой добился Наполеон. Наполеон затмил разум князя Андрея. Андрей строил честолюбивые планы по поводу своей славы. В них он представлял себя спасителем русской армии, русского народа. Но после паники и неразберихи, которая была после Шенерабенского сражения, все оказалось не таким уж героическим, как ему мечталось.
В сражении у Аустерлица князя Андрея вновь посещают честолюбивые порывы. Судьба ему представила случай показать себя. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку: «Ура! - закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним». Смерть, раны, личная жизнь - все отошло на второй план. Впереди -только герой, князь Андрей, и его подвиг, который (как он мечтал) никогда не забудут.
И только ранение помогло понять, как он заблуждался. Лишь высокое аустерлицкое небо с серыми невзрачными облаками заставило его ощутить свою ничтожность перед вечностью. «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». К такому выводу пришел князь Андрей. И даже Наполеон, которым так восхищался Болконский, показался ему ничтожным на фоне этого высокого неба. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.
После ранения князь Андрей возвратился домой и обратил свои мысли к вечности и любви. Болконский пришел к выводу, что человек, словно дерево, должен доживать свой век терпеливо и несуетливо. Главное - не приносить никому зла и не требовать к себе участия. Именно в этот момент жизнь князя Андрея круто изменилась: он встретил Наташу Ростову и влюбился в нее. Благодаря Наташе он продолжает жить и, кажется, вот-вот дотронется до счастья. Но вдруг происходит то, что князь Андрей не может простить Наташе, - измена.
Именно измена Наташи побуждает Болконского вновь пойти на войну, и во время Бородинского сражения он снова получает ранение, на сей раз серьезное. И в этом виновата его чрезмерная гордость. Когда граната упала около него, он не лег на землю, так как думал, что покажет неправильный пример другим офицерам. «Неужели это смерть?» Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят. Гордость не дала ему спасти себя. Князь Андрей был ранен в живот.
И в минуту страдания ему открылось все, чего он раньше не понимал. «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал...» - думал Болконский. Тогда он понял, за что и как Бог любит людей. И он, князь Андрей, тоже любит их всех, не разделяя на близких и врагов. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот от чего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» - таковы мысли князя Андрея.
Андрей Болконский все испытал в своей жизни и узнал все, что можно, и дальше его жизнь была бы бессмысленна. И такому человеку ничего не оставалось, кроме как умереть. И он умер, но в наших сердцах он останется навсегда. «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств
«Сочинения на свободные темы»
людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собой», - писал Л. Н. Толстой.
38. «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете...» (И. А. Гончаров)
Повесть Лескова «Очарованный странник» рассказывает о жизни ** Ивана Северяновича Флягина, полной всевозможных событий и чудес. Он повидал и испытал много разного на своем веку. Интересно, что его жизнь можно разбить на несколько этапов развития, на каждом из которых герою открываются новые чувства, он постигает новые тайны.
Первый этап жизни - в господском доме. В Иване еще живо то молодецкое озорство, с которым он хлестанул монаха, случайно заснувшего на возу. Но в то же время главный герой обнаруживает, что он довольно смел и предан своим хозяевам. Далеко не каждый рискнет спасти своих господ, как это сделал Флягин (а ему тогда было лишь одиннадцать лет). Еще одна черта характера, которая проявляется в этом периоде, - это строгость, может быть даже чрезмерная. Он любил своих голубей и, наверное, слишком жестоко поступил с кошкой, за что его и наказали.
Второй этап - воспитание девочки. Такая работа была очень несообразна с натурой Ивана, но нельзя сказать, что это время прошло бесполезно: Иван узнает, что такое родительские чувства.
Затем судьба закинула его из родного края в татарскую степь. Конечно, и на этой ступени ему открылись новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. За время плена они сильно развились во Флягине, наверное поэтому герой не смог вырваться домой. Также рассказчик обнаруживает твердость своей веры: он не принял взглядов татар и, убегая из плена, не поехал с первым попавшимся человеком потому, что тот Николая Чудотворца не почитает.
Итак, добрался он до родной стороны. А святая Русь, к которой он так стремился, встретила блудного сына плетьми. Его раз высекли, когда давали паспорт, и еще раз - дома, но это Ивану не повредило, а плохо стало то, что он стал «магарычи пить». Этот бич некоторое время бил Флягина, но помог магнетизер, который навеки излечил Ивана от запойной страсти. Так герой узнал, что такое пьянство, но этим роль магнетизера не закончилась.
Этот незнакомец сказал Флягину: «Я тебе в жизни новое понятие дам», - и был прав. Этим новым понятием стала любовь к Груше. Ему никогда не встречалось ничего подобного, и она повернула всю его жизнь. Новое понятие оказалось очень неожиданным для героя, потому он неловко вел себя при ней. Флягин ценил красоту Груши и с трудом решился убить ее, да и убил только потому, что не видел другого выхода из создавшегося положения.
Очередной этап - служба в армии. Ради облегчения чужой души и искупления своих грехов он воюет на Кавказе, надеясь там умереть. Но настоящая гибель еще не пришла -казалось бы, неминуемая смерть обходит героя стороной. Важно то, что формально изменив имя, Иван Флягин остается Иваном Флягиным. Как он сам говорил, «называться я могу всячески, как вам угодно». Так и получилось, что ожидая смерти, рассказчик стал георгиевским кавалером.
И последний этап жизни нашего героя, описанный в книге, - когда Иван стал монахом, его не оставляют страсти, которые преследовали раньше, например бес, толкнувший Флягина к конфликту с окружающими. Видно, что многие мотивы повторяются и настоящая гибель еще не пришла, а наверное, придет спустя много дней. Читатель встречает героя в середине пути и провожает в середине новых дорог.
Но, пройдя все испытания, Иван Флягин стал человеком большого ума, сердца, характера,
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )
«Сочинения на свободные темы»
честности; его можно назвать одним словом - праведник.
Много пришлось пережить герою, прежде чем нашел он свое пристанище в монахах: и барский гнев, и татарский плен, и любовь, и войну. Но из всех испытаний он выходит с честью: не унижается перед господами, не подчиняется «бусурманам», не дрожит перед смертью и всегда готов пожертвовать собой ради правды. Он ни при каких обстоятельствах не изменяет себе, своим принципам, вере.
«Очарованный странник» - это праведный человек, несущий в себе веру, отличающийся чистотой и искренностью своих поступков. Такими были Илья Муромец, Сергий Радонежский, таким был Иван Северьянович Флягин.
По мнению Н. С. Лескова, Россия - «очарованная странница», которой суждено пережить много испытаний, прежде чем прийти к своему счастью, но это случится рано или поздно, ведь у нее были, есть и будут такие сыны, как Флягин.
Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.
39. «Душно! Без счастья и воли...» (Н. А. Некрасов) (по пьесам А. Н. Островского «Гроза»,
«Снегурочка» и «Бесприданница»)
Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза», которую сам автор оценивал как удачу, радовался, когда актерам удавалось воплотить его замысел, глубоко переживал, если сталкивался с непониманием, актерской посредственностью или с небрежным отношением к пьесе.
Главный конфликт «Грозы» - столкновение пробуждающейся светлой личности, выросшей в условиях «темного царства», с его догмами, деспотизмом, духотою, фальшью, душевной черствостью.
Центральной героиней «Грозы» является Катерина - натура одухотворенная, светлая, мечтательная, но в то же время гордая, волевая, свободолюбивая. Она полюбила бескрылого и несамостоятельного Бориса. Свобода и любовь - вот главное, что было в Катерине. По собственной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала -покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу.
В «Грозе» есть два основных символа свободы: сама гроза - могучий природный катаклизм, который был не только в природе, но и в обществе, разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу Катерины. Второй образ - великая река Волга, в которую бросилась Катерина, река, ставшая ей колыбелью и могилой.
Порывом к свободе для Катерины стала ее любовь к Борису. Катерина полностью отдалась своему чувству. Она любит глубоко, сильно, самоотверженно. Любовь вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей вольной и полететь, раскинув крылья. Она хочет стать свободной в своих чувствах и поступках, отрешиться от жестокой прозы, освободиться от кабалы: «А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».
Но свободно отдавшись посетившему ее чувству, она понимает, что катастрофа неизбежна, что долго ей не выдержать такой жизни. Любовь к Борису - трагедия для Катерины, которая ведет ее к гибели. Но именно любовь делает Катерину другой: «Что-то со мной делается, чудо какое-то!.. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». И смерть ее - это тоже порыв Катерины к свободе. Именно в смерти мечтает Катерина обрести подлинную жизнь, свободу. А ведь самоубийство - тяжелый грех для верующего человека. Но
«Сочинения на свободные темы»
порыв к свободе, к воле, к счастью оказался у Катерины сильнее страха загробных мучений: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...» Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами. Катерина - истинно трагичная героиня, которая борется не только со средой, подавляющей всякую свободу, но борется и сама с собой, со своими слабостями. Причиной гибели Катерины стал внутренний конфликт ее сердца.
Очень часто Катерину сравнивают с героиней другой пьесы Островского - Ларисой Дмитриевной Огудаловой из «Бесприданницы».
Лариса - натура чистая, честная, достойная счастья. Но положение ее трагично, так как она лишена материальной обеспеченности. Именно поэтому она становится марионеткой как в руках матери, так и в руках тех, у кого есть деньги, кто может купить ее.
Лариса живет в обществе, где царствуют обман и лицемерие, и она тоже в какой-то степени стремится к свободе, любви, счастью. Но в отличие от Катерины у Ларисы нет цельности натуры. Она не в состоянии бросить вызов обществу. Да, она борется с властью денег, распространившейся повсеместно, но эта власть оказывается столь сильной и коварной, что проникает и в чистую душу Ларисы. В ту минуту, когда Лариса, подобно Катерине, хочет броситься в Волгу, она в ужасе отшатывается от открывшейся перед ней бездны. Лариса вдруг сознает, что готова принять навязываемое ей положение вещи, но очень дорогой вещи. И только выстрел Карандышева спасает Ларису от полного нравственного и морального падения. В ее горьких словах: «Я любви искала и не нашла» - безысходность отчаяния, и сама смерть Ларисы под разухабистую песню цыганского табора, рядом с трактиром воспринимается как святотатство, как знак глубинного порочного смещения жизни с естественного пути, наступившего всеобщего нравственного помрачения.
В весенней сказке «Снегурочка» - две героини, обе испытывают любовные муки, но по-разному, потому что Снегурочка и Купава воплощают разные типы женских характеров. Купава во многом похожа на Катерину: для обеих главное - любовь, в которой единственно могут проявить они свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но избранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже весьма волевая и незаурядная, изменяет ей. И только с пастушком Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.
Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы Весны не знает любви, «девически чиста ее душа», ей странно, что «передрались все парни за нее». Когда Купава упрекает ее, что Снегурочка разлучила ее с женихом Мизгирем, Снегурочка произносит ключевую для своего характера фразу: «Снегурочка чужая вам». Она чужая не только любвеобильной подружке и ее избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь - главная ценность, смысл, цель жизни. Конечно, в сказке все это получает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от матери Снегурочка получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю. Но недолго ее девичье счастье, Снегурочка тает под лучами весеннего солнца. Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы, способность любить двойственна, Купаву она приводит на вершину полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.
40. «Без страстей и противоречий нет жизни...» (Н. К. Некрасов)
Ни одно из произведений И. С. Тургенева не вызвало таких противоречивых откликов, как «Отцы и дети». Иначе и быть не могло! Ведь писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. М. Н. Катков был возмущен всесильностью «нового человека, который и господствует, безусловно, надо всем ...». Катков стоял за «отцов»,
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )
«Сочинения на свободные темы»
противников Базарова. Сторонник «детей» А. А. Антонович упрекнул Тургенева в противоположном недостатке: «...Главного своего героя и его приятелей он презирает и ненавидит от всей души». Разные точки зрения высказывали А. И. Герцен, М. С. Салтыков-Щедрин, Д. И. Писарев и многие другие.
Главный герой романа - Базаров. Он не знал компромиссов, не ведал эгоистического чувства самосохранения. Базаров самоотверженно выступал против рутины духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты этой деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея - переделать мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний - была прекрасной.
В затхлой атмосфере несостоятельного мира нигилизм Базарова воспринимается как взрыв в ночи, как революционный вихрь, сметающий устаревшие позиции и взгляды. Главный герой романа протестует против идеологии консерватизма и либерализма, против барского деспотизма, рабской психологии, наивных идеалов.
В V главе Аркадий так характеризует Базарова: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Позже Базаров значительно углубляет понятие нигилизма: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Базаров выступает против устаревших догм эгоистически замкнутой, «барской культуры», против словоизвержения, пустой терминологии, за разумные действия, разрушающие отжившие идеалы. Базаров - за вмешательство в несовершенную жизнь.
Базаров твердо судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия человечества объясняет безобразным состоянием общества: «Исправьте общество, и болезней не будет», при правильном устройстве общества совершенно будет все равно, глуп ли человек или умен, зол или добр».
Но есть в Базарове и отрицательное: его отношение к творчеству, искусству, литературе, музыке. Именно эта глухота Базарова ко всему прекрасному эстетически связывает его. А чудовищное убеждение «читать Пушкина - значит заниматься ерундой» сужает не только эстетические, но и философские горизонты познания мира. Так же отрицательно судит Базаров о любви. На разглагольствования Аркадия о «таинственных отношениях между мужчиной и женщиной», «загадочном взгляде» княжны Р. Базаров бросает презрительное: «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».
Но вот Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал. От уверенности его не остается и следа. Перед нами совсем иной человек.
С приездом в поместье Одинцовой начинается смятенность Базарова. Он захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей». Перед нами совсем другой человек. После своего признания Базаров всю ночь «не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки. „Базаров мучительно переживает потерю Одинцовой, несколько раз пытается вызвать женщину на ночной разговор. Извиняясь перед ней, заставляет себя назвать любовь „чувством напускным". Но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, именуя любовь «формой" человеческого бытия.
После этой истории в Базарове открываются новые качества: способность к глубоко критическому самоанализу и переосмыслению былых убеждений, замкнутость, самоуглубленность, тяготение к каким-то ранее чуждым ему проблемам. Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее.
В мятежном состоянии духа Базаров, однако, готовится к новому волевому акту - «взять
«Сочинения на свободные темы»
себя за хохол, да выдернуть себя вон, как редьку из грядки». И выдерживает, сначала внутренне отъединившись, потом уехав в родительский дом. Всюду он ищет «настоящих людей», которых можно слушаться или ненавидеть». Но не находит. Одиночество приводит Базарова к трагическим последствиям.
Базаров теперь не может жить по-прежнему: «лихорадка работы», не успев возникнуть, проходит, в доме родителей им овладевают «тоскливая скука», «глухое беспокойство», «странная усталость». Трагическим ощущением ограниченности своей природной мощи и желанием сохранить достоинство в предсмертных муках определено поведение Базарова. Он неожиданно поднимает за ножку стул и говорит: «Сила-то, сила все еще тут, а надо умирать!»
Но больше всего поражают речи умирающего. В них столько боли от осознания близкого, неминуемого конца! Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток страданий не физических, духовных: «Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем», «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант», «Я нужен России. Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Вот трагический итог жажды деятельности.
Может показаться, что герой как бы разочаровывается в несостоятельной программе. Такое подозрение вынудило Антоновича обвинить Тургенева в ненависти к «новым людям». Если бы это было так, вряд ли бы последние дни и часы Базарова получили бы в романе столь трагическую окраску не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пересекшейся жизни, отнятых целей. Здесь заключен главный смысл его жизненного оригинала. О том же писал Тургенев Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы. Сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего...» Вот исток страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное одиночество.
41. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия...» (Н. А. Некрасов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
В истории русской литературы имеется множество фигур, безусловно, подходящих под определение мученика, как и жизней, оправдывающих наименование трагедии. Однако не каждая трагическая судьба интересна, не каждый печальный пример поучителен. И нужно осуществить такой выбор, который мог бы служить примером положительным, возможно образцом и идеалом. Именно поэтому для своего сочинения я выбрал образ князя Мышкина из романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот».
Роман этот был написан в 1868 г., вскоре после выхода в свет знаменитого «Преступления и наказания». Указывая на открытый финал предыдущего произведения, Достоевский говорит, что в Раскольникове совершился переворот. И этот переворот есть отправная точка трансформации его в нового человека. Так была определена тема - создать образ нового, «положительно прекрасного человека». Однако главным героем суждено было стать все же не Родиону Раскольникову, а князю Льву Мышкину.
Писателю очень трудно было создавать «идеальный образ на русской почве», мешали формированию образа и великие примеры, например Дон Кихот или диккенсовский мистер Пиквик. И вот, создавая своего героя в отличие от других, которые не только велики, но и несколько комичны, Достоевский делает историю о князе Мышкине трагедией.
Образ князя в романе двойственен, соединяет в себе противоположные черты. Он имеет высокий титул, но, помня о евангельских идеалах, держит себя со всеми на равной ноге. По ходу романа он получает миллионное наследство, но толком не умеет распорядиться этими
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )
«Сочинения на свободные темы»
деньгами, хочет построить цирк для детей... На фоне петербургского общества 60-х гг. XIX в., общества избалованного, лишенного подчас всякой нравственной основы, князь Мышкин наивен и по-детски доверчив. Как ребенку, ему дается высшая проницательность, он открыто и прямо говорит людям самые простые истины, о которых давно в этой жизни все забыли. Делает все, чтобы, как Христос, облегчить людям их страдания. И получает от этих самых людей презрительное наименование «идиот».
Еще одна героиня романа - Настасья Филипповна Барашкова (в фамилии автор поместил указание на агнца, предназначенного закланию). С ней в роман входит тема красоты и, опять-таки, трагедии. Красота, по мысли Достоевского, должна спасти мир, но становится предметом купли-продажи. Настасья Филипповна стремится бросить всем вызов и шокирует благообразное общество своим напускным цинизмом. Однако князю удается быстро понять ее, совершая тем самым переворот в ее душе (недаром имя Анастасия значит «воскресшая»). На протяжении романа князь совершает чудеса духовного воскрешения людей. И здесь явная ориентация на образ Христа. С заповедью не отвечать на пощечину соотносится боль не за себя, а за другого человека, совершившего зло (Ганю, ударившего Мышкина). Все герои романа обуреваемы жаждой самоутверждения, которая проистекает из самолюбия. Так гордость разъединяет, разобщает людей. Только князь в романе не участвует в этом соревновании самолюбия. В Мышкине нет при этом и приниженности. Он обладает особым внутренним достоинством, которое заключается в его мужественной кротости и самоотверженности. Он не может перестроить мир. Он призван его спасать, жертвуя собой. Активность князя в романе гуманна, а его добро наступательно, но не агрессивно и не насильственно. И князь Мышкин на какое-то время объединяет всех, но не может справиться с погрязшим в себялюбии и пороках обществе. Не может охватить своей любовью всех. Финал романа трагичен. От руки Рогожина погибает Настасья Филипповна, князь сходит с ума. Однако в таком страшном завершении нет безысходности. Достоевский подчеркивает, что дело не в практических результатах, а в том, чтобы привить миру высокие идеалы человечности, любви и красоты. И это через личную (да и не только личную) трагедию удается совершить Льву Мышкину, о чем говорит судьба всех столкнувшихся с ним людей, чью жизнь он «осветил». Трагедия князя Мышкина, как и вообще трагедия, в романе не случайна. Она дает пример очищения и преображения, необходимый людям во все времена.