Поход против половцев в 1184 2) битва на Калке 3) Куликовская битва 4) Ледовое побоище
А7. Автор «Слова…» отказывается вести повествование в духе Бояна, потому что…
Акцентирует внимание на необходимости иной манеры изложения
Не желает подражать известному сказителю
Скромно оценивая свое дарование, он считает невозможным подражать Бояну
А8. Поход Игоря на половцев закончился
Поражением русичей и пленением Игоря 3) пленением хана Кончака
Победой половцев 4) поход не принёс победы ни одной из сторон
Кого автор называет «двумя храбрыми Святославовичами»?
Игоря и Святослава 2) Игоря и Рюрика 3) Игоря и Всеволода 4) Мстислава и Всеволода
10. Какой жанр устного народного творчества использует автор «Слова…» при изображении горя Ярославны в Путивле?
Заговор 2) песня 3) легенда 4) плач
В1. Что стало дурным предзнаменованием перед началом похода?
В2. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова…» создает художественный образ Русской земли: Кровавые зори свет возвещают, чёрные тучи с моря идут», «Земля гудит»?
В3. Назовите художественный приём, позволивший автору «Слова…» наделять явления природы или неодушевленные предметы чертами живых существ
Ответы
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
В1 | солнечное затмение | В2 | пейзаж | В3 | олицетворение |
Вариант 3
А1. Кто из перечисленных персонажей «Слова о полку Игореве» представлен в поэме неукротимым воином — «ярым туром»?
1) Игорь 2) Святослав 3) Боян 4) Всеволод
А2. В одном из эпизодов «Слова о полку Игореве» князь Святослав обращается к соратникам с «золотым словом». Сцена разворачивается в городе…
1) Новгороде 2) Путивле 3) Киеве 4) Рязани
А3. Кто из персонажей «Слова полку Игореве» «изронил золотое слово, со слезами смешанное»?
1)Игорь 2) Святослав 3) Всеволод 4) Кончак
А4. Кто из персонажей «Слова о полку Игореве» обращается к Игорю со словами: «Оба мы — Святославичи»?
1) Святослав 2) Всеволод 3)Овлур 4) Боян
А5. Кто из перечисленных персонажей «Слова о полку Игореве» назван «соловьем старого времени»?
1) Игорь 2) Святослав 3) Боян 4) Всеволод
А6. Как называется художественный приём, которым автор «Слова о полку Игореве» пользуется для создания образов русских князей: Всеволод Суздальский может «Дон шлемами вычерпать», а «Волгу вёслами расплескать», Ярослав Осмомысл «подпер горы Угорскыи» своими желеными полками»?
1) литота 2) метафора 3) сравнение 4) гипербола
А7. Укажите название композиционного элемента (разновидности описания), позволившего автору «Слова о полку Игореве» рисовать обширные пространства Русской земли, вводя в повествование Половецкую степь, овраги («яругы»), реки, холмы, картины восходов и закатов.
1) пейзаж 2) развязка 3) кульминация 4) завязка
А8. В каком году написано «Слово…»?
1) в 1246-1247 г. 2) в 1789-1791 г. 3) в 1185-1187 г. 4) в 1177 г.
А9. Укажите героев похода, описанного в «Слове…» (несколько ответов)
1) Святослав 2) Игорь 3) Всеволод 4) Всеслав Полоцкий
А10. Какие женские образы упоминаются в произведении? (несколько ответов)
1) Глебовна 2) Ефросинья 3) мать юноши Ростислава 4) мать Игоря 5) русские жёны
В1. Какое средство художественной изобразительности использует автор «Слова о полку Игореве», рассказывая о вещем Бояне: «растекашеться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облакы»?
В2.В «Слове о полку Игореве» храбрые воины Рюрика и Давыда «рыкают, аки раненые туры». Какое средство художественной изобразительности использовано в тексте памятника для характеристики героев?
В3. Укажите название стилистического приёма, заключающегося в повторении однородных согласных звуков, которым автор «Слова о полку Игореве» пользуется, чтобы усилить звуковую выразительность рассказа о битве: «Со зарания во пяток потопташа поганые полки половецкие...»
Ответы
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1,2,3 | |||||||||
В1 | эпитет | В2 | сравнение | В3 | аллитерация |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Анализ текстов художественных произведений
Вариант 1
Тогда Игорь взглянул
на светлое солнце и увидел воинов своих
тьмою от него прикрытых. И сказал Игорь-князь
дружине своей:
«О дружина моя и братья!
Лучше ведь убитым быть,
чем пленным быть; так уж сядем, братья,
на борзых коней да посмотрим хоть
на синий Дон».
Ум склонился князя
перед желанием,
и охота отведать Дон великий
заслонила ему знамение.
«Хочу, — сказал, — копье преломить
в начале поля Половецкого;
с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
а либо шлемом испить из Дону».
1. Какова композиционная роль данного эпизода и почему именно с него автор начинает рассказ о походе Игоря?
2. Почему Игорь решился идти в поход на половцев? Назовите основные мотивы, приведшие его к этому решению.
3. Каким настроением окрашен рассказ о сборах войска в поход?
4. Какие черты характера Игоря проявляются в этом эпизоде?
5. Какова авторская позиция, проявленная в данном эпизоде?
6. Как этот эпизод связан с нравственной проблематикой произведения?
Вариант 2
На Дунае Ярославнин голос слышится,
кукушкою безвестною рано кукует:
«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,
омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
утру князю кровавые его раны
на могучем его теле».
Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мечешь половецкие стрелы
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?
Разве мало тебе было под облаками веять,
лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселие
по ковылю ты развеял?»
Ярославна рано плачет
в Путивле-городе на забрале, приговаривая:
«О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую.
Ты лелеял на себе Святославовы ладьи
до сражения с Кобяком.
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
чтоб не слала я к нему слез
на море рано».
Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое солнце!
Для всех ты тепло и прекрасно:
Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи
на воинов моего милого?
В поле безводном жаждою им луки согнуло,
горем им колчаны заткнуло?»
1. Каковы особенности композиционного строения плача Ярославны?
2. Как связан данный фрагмент с фольклорной традицией?
3. Выделите главную тему приведенного фрагмента.
4. Какие черты характера героини, с точки зрения автора, являются ведущими, определяющими ее внутренний облик?
5. Почему именно этот эпизод предшествует рассказу о бегстве Игоря из половецкого плена?
6. С какой целью автор «Слова...» включает в эпическое повествование о воинском походе лирические фрагменты?
Подготовка к ГИА
Вариант 1 (группа 1)
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1. – 1.1.4.
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»
(«Слово о полку Игореве», перевод Н.А.Заболоцкого)
Дайте на каждый вопрос развернутый связный ответ (объем 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.
1.1.1.Почему Ярославна обращается со своим горем к природе?
1.1.2. В чём смысл сравнения героини с кукушкой?
1.1.3. Какое значение имеет плач Ярославны для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»?
Дайте развернутый связный ответ (объем – 5-8 предложений). Найдите основания для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.
1.1.4.Сопоставьте плач Ярославны из «Слова о полку Игореве» с фрагментом баллады В.А.Жуковского «Светлана». К Каким выводам привело вас это сопоставление?
Тускло светится луна
В сумраке тумана –
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
«Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко;Мне судьбина умереть В грусти одинокой.Год промчался - вести нет; Он ко мне не пишет;Ах! а им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит...Иль не вспомнишь обо мне?Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?Я молюсь и слезы лью!Утоли печаль мою, Ангел-утешитель». Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою;И на том столе стоит Зеркало с свечою;Два прибора на столе. «Загадай, Светлана;В чистом зеркала стекле В полночь, без обманаТы узнаешь жребий свой:Стукнет в двери милый твой Легкою рукою;Упадет с дверей запор;Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою».Вариант 2 (группа 1)
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1. – 1.1.4.
10
Вот Стрибожьи вылетели внуки -
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут,
Пыль несется, поле покрывая.
Стяги плещут: половцы идут!
С Дона, с моря с криками и с воем
Валит враг, но, полон ратных сил,
Русский стан сомкнулся перед боем
Щит к щиту - и степь загородил.
11
Славный яр тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
И слетают головы с поганых,
Саблями порублены в бою.
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Если ты на ратном этом поле
Позабыл о славе прежних дней,
О златом черниговском престоле,
О желанной Глебовне своей!
12
Были, братья, времена Трояна,
Миновали Ярослава годы,
Позабылись правнуками рано
Грозные Олеговы походы.
Тот Олег мечом ковал крамолу,
Пробираясь к отчему престолу,
Сеял стрелы и, готовясь к брани,
В злат стремень вступал в Тмуторокани,
В злат стремень вступал, готовясь к сече.
Звон тот слушал Всеволод далече,
А Владимир за своей стеною
Уши затыкал перед бедою.
13
А Борису, сыну Вячеслава,
Зелен саван у Канина брега
Присудила воинская слава
За обиду храброго Олега.
На такой же горестной Каяле,
Укрепив носилки между вьюков,
Святополк отца увез в печали,
На конях угорских убаюкав.
Прозван Гориславичем в народе,
Князь Олег пришел на Русь как ворог.
Внук Дажьбога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,
Редко в поле выходил оратай,
Вороны над пашнями кружились,
На убитых с криками садились,
Да слетались галки на беседу,
Собираясь стаями к обеду...
Много битв в те годы отзвучало.
Но такой, как эта, не бывало.
14
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
15
Что там шумит,
Что там звенит
Далеко во мгле, перед зарею?
Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою.
Не удержишь вражескую рать!
Жалко брата Игорю терять.
Бились день. рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина.
Славный пир дружины завершили -
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.
Дайте на каждый вопрос развернутый связный ответ (объем 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.