И пасть готов был на колени, —
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени. (Наизусть)
Эрнесте Федоровне, второй жене поэта, посвящено написанное в 1858 году это стихотворение. Их отношения складывались нелегко: в начале 50-х годов Тютчев полюбил Е. А. Денисьеву, молодую девушку, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Возможно, испытывая острое чувство горечи, она уничтожила часть своей переписки. Это стихотворение о любви. Любовь – это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Именно оно делает человека добрее, чище, совершеннее, но и причиняет невыносимую боль. Читая, можно сказать что Тютчев чуткий человек, который способен понять и прочувствовать.
Стихотворение проникнуто строками, в которых жизнь остановилась навсегда, в которых любовь - это величайшая трагедия, в которых люди не боятся выражать свои эмоции и чувства. На мой взгляд, эти строки будут актуальны всегда и останутся в памяти.
Билет № 18
1. Тема деградации (духовного падения) человека (на примере 2-3 рассказов А.П. Чехова).
А.П. Чехов – один из русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть – все это лишь внешние способы порабощения человеческой личности. Подлинный же инструмент, инструмент всепроникающий, – страх.
Какой-то маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова – центральной фигуры рассказа Чехова «Человек в футляре», опубликованного в 1898 году. Беликов – это человек в футляре, нелепое, ничтожное существо, умудрившееся, однако же, запугать целый город: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»
Беликов, по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Что это, причуда или образ жизни Беликова, Буркин не поясняет. Однако замечает, что у этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.
Беликов жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности. Беликов хвалил прошлое, выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от действительной жизни. И этот странный человек на всех наводил страх. Окружающие будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Если, например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов, для него это было ясно и определенно. В разрешении чего-либо Беликов всегда сомневался и опасался «как бы чего не вышло».
К внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, герой укрывался с головой. Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших его страхов, он всегда и всего боялся.
Однажды директорше гимназии пришла в голову поженить Беликова и сестру нового учителя географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую рожу». А эта «мерзкая рожа» еще и порицала молодого человека: ходит в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а тут еще и велосипед завел. Угрозы Беликова доложить весь этот разговор директору вывели Михаила Саввича из состояния равновесия. Коваленко схватил «его сзади за воротник и пихнул». И когда Беликов упал с лестницы, он увидел, что как раз в этот момент вошла Варенька (та самая сестра) с двумя дамами. Он стал посмешищем - лучше «сломать себе шею, обе ноги».
Варенька, узнав Беликова, не смогла сдержать смех: «…этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все». Беликов сильно заболел, а через месяц умер. Словно вся его жизнь, погода в день похорон была пасмурная. А герой, как и при жизни, был в футляре, которым теперь стал для него гроб. Люди, хоронившие Беликова, скрывали удовольствие, что избавились от неусыпного надзора этого человека.
Завершая свое повествование, Буркин высказывает глубоко философскую мысль: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?» Футлярная жизнь – это всего лишь существование. А Чехов в своем творчестве всегда выступал за полноценную жизнь.
Рассказом «Человек в футляре» автор хотел сказать, что страх перед действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр. Более того, «футляр» носит явно социально-политическую окраску: здесь Чехов дает краткую, точную, сатирическую, порой гротескную, характеристику жизни всей русской интеллигенции и вообще России в только что закончившееся царствование Александра III.
2. Основные темы в творчестве калининградских поэтов и писателей (на примере 2–3 произведений по выбору учащегося). Чтение наизусть стихотворения или прозаического отрывка из произведений калининградских писателей (по выбору учащегося)
О калининградском поэте Стёпине Льве Владимировиче я знаю не понаслышке. Недавно, в библиотеке им. Г. Х. Андерсена, состоялась встреча с этим замечательным человеком. Многое из рассказанного на меня произвело огромное впечатление. Но сначала поделюсь страницами из жизни поэта.
Стёпин Л.В. родился в 1940 году в семье офицера-пограничника. Его родиной был город Геленджик. По окончании Тамбовского артучилища служил в Белоруссии в ракетных войсках. В 1970 году, окончив Военный институт физической культуры в Ленинграде с золотой медалью, получил назначение в Калининградское ВВМУ, где прошел путь от преподавателя до начальника кафедры. Мастер спорта СССР. Долгое время Стёпин Л.В. работал тренером во Дворце творчества детей и молодёжи города Калининград. В это же время начал заниматься литературной деятельностью. Автор книг: «Запомните навеки имена героев», «Россия-богатырская земля», «Герои никогда не умирают».
Тематика стихотворений поэта разнообразна: природа, Родина, спорт, любовь, война.
Из всех прочитанных мной (можете взять стихотворение, которое выбрали сами из сборника) хотелось бы выделить то, в которое поэт вложил всю свою душу, любовь к родной земле, к России. Оно называется «Русская берёза».
О русская Мадонна,
Я гимн тебе пою
И под твоей листвою
От счастья слёзы лью.
Устремлена ты в небо,
Искришься белизной,
Ну как тебя не гладить,
Сравнима ты ж с княжной!
Ласкаешь, обнимаешь,
Тихонько слёзы льёшь,
Прохладу навеваешь
И силы придаешь.
Кудрявые берёзы,
Вы русскому- бальзам,
И ностальгия, грёзы