II. Рассуждение об элементах композиции повести.
— Перед фрагментами повести, помещенными в учебнике-хрестоматии, напечатано краткое содержание предыдущих событий. Как вы думаете, какую роль они выполняют в композиции повести? В чем особенности ее композиции?
Событие, с которого началось действие, — недостача, обнаруженная ревизией в магазине Марии, выполняет в повести роль завязки: из него вытекают все остальные события повести. Хождение мужа Марии, Кузьмы, по односельчанам с просьбой занять денег — развитие действия. Фрагменты повести в учебнике относятся к этому элементу композиции. Развязки нет — повесть кончается кульминацией (так называемый открытый финал).
III. Реализация домашнего задания
Беседа по вопросам учебника-хрестоматии (с. 484).
Эту часть урока можно провести как работу в группах: поручить каждой группе проанализировать какой-либо эпизод, а потом обсудить в классе.
Дополнительные вопросы и комментарии.
— Расскажите о многострадальной истории сельского магазина. В чем причина его такой «невезучей» судьбы?
(Магазин имел такую же судьбу, как и вся русская деревня. Не было у магазина хозяина, не было профессионального продавца. Илья Иннокентьевич, обладавший необходимыми знаниями и навыками торговли, умер, остальные же, случайные, продавцы заканчивали свою «карьеру» в тюрьме — и не по злому умыслу, а по незнанию или халатности.
Отвечая на вопрос, почему Мария согласилась работать продавщицей, надо отметить, что она меньше всего думала о себе: хотя была нездорова, делала тяжелую работу в колхозе, «себя не жалела», но опасалась за детей, которые в случае ее смерти останутся сиротами. Другая причина: «деревню и правда надо кому-то выручать». Еще одно свойство характера Марии: «Требовать она не научилась. Она из тех терпеливых русских женщин, которые молчаливо сносят все, что ни пошлет им судьба.)
— Как Распутин показывает разъединенность людей, утрату связи с родной землей, с корнями?
(После обнаружения недостачи в магазине, рассказчик проводит Кузьму от дома к дому. В этих эпизодах раскрываются отношения между односельчанами, показывается, как меняется психологическое состояние Кузьмы. Он тоже, видно, «требовать не научился», так и не смог попросить помощи у Василия, которого считал своим другом. А тот сделал вид, что не понял, зачем Кузьма пришел к нему. Вроде бы и не отказал, но и не помог, равнодушно предоставив Кузьме самому выпутываться из бедственного положения.
У кого же попросить помощи, как не у родных? Но после смерти отца с братом Алексеем у Кузьмы отношений не было никаких. Он давно уехал из деревни, жил в городе. Мария говорит о семье своего деверя: «Мы для них что есть, что нету». Старых друзей Алексей «не признает за товарищей», в родную деревню не ездит.
Все меньше надежды остается у Кузьмы, все более одиноким и беспомощным он становится. Распутин пишет о потере человеческих связей, которая приводит к опустошению души.)
— Почему односельчане не помогали Марии? Ведь они знали, что она работала честно, что ради них согласилась пойти в продавщицы?
(Дело все в том же опустошении души. К такому состоянию человек приходит по-разному. Кто-то уезжает из родных мест, кто-то замыкается в себе, кого-то, как Степаниду, непомерная скупость лишает отзывчивости.
На фоне черствости и скаредности односельчан поступок тетки Натальи производит особенно сильное впечатление: она одна дала Кузьме все деньги, что скопила за долгие годы работы «на смерть». Она, как и Мария, думала не о себе, а о своих детях, хотела, чтобы они не тратились на ее похороны и поминки. Кузьма принимает деньги тетки Натальи «будто с того света».)
— Какое значение имеют воспоминания Кузьмы о сорок седьмом годе, об аресте председателя?
(Ситуация с арестом председателя сходна с положением, в которое попала Мария: он тоже старался не для себя, он купил бензин у шкипера с баржи от безвыходности. Что делать, если государство бензина не дает, а выполнения плана по сдаче хлеба требует? Председатель рискнул. Его осудили ни за что на целых пятнадцать лет. Кто-кто, а председатель понимал Марию и искренне хотел ей помочь.)
— Почему специалисты (агроном, ветеринар, зоотехник, механик) сначала согласились отдать свою зарплату в долг Кузьме, а потом пошли на попятную?
(Прилюдно они не хотели показаться скаредными, жадными, равнодушными к чужой беде. Вид Кузьмы, «прозрачного от стыда», сидевшего «как на судилище», не позволил специалистам отказать ему. Потом же по-одиночке они стали оправдывать пословицу: своя рубашка к телу ближе.)
— Как ведет автор повествование в последнем эпизоде? Какое значение это имеет?
(Повествование в повести ведется в прошедшем времени, а в последнем эпизоде — в настоящем. Последняя же фраза: «Сейчас ему откроют — относит в ближайшее будущее время. Финал повести остается открытым. Так писатель подключает к действию читателей, заставляет их сопереживать, задуматься: а что же будет дальше? Выручит ли Алексей своего брата, «родную кровь»? Или равнодушно откажет ему? А как поступил бы на месте Алексея каждый из читателей? А если представить себя на месте Кузьмы и Марии? Что творится у них на душе? Неужели, действительно, остается только молиться («Молись, Мария! и надеяться только на Бога? А что же люди?
Подобные вопросы неизбежно встают перед каждым совестливым человеком. На таких читателей и рассчитывает Распутин, пытаясь растревожить души людей, показать со стороны общие для всех проблемы.
Роль писателя, считает Распутин, в том, чтобы «не молчать в тряпочку», а ставить вопросы и пытаться привлечь к ним внимание народа: «Что с нами, дорогие односельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придем?! На то она и совесть народная».)
Домашнее задание
1. Прочитать статью о А. В. Вампилове в учебнике-хрестоматии; фрагменты его пьесы «Старший сын». При возможности посмотреть телевизионную версию спектакля по этой пьесе.
2. Ответить на вопросы учебника-хрестоматии (с. 492—493).
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве Вампилова.