Урок 75. м. горький. краткий обзор жизни
И раннего творчества писателя. «Макар Чудра»
Цель урока: кратко познакомить учеников с жизнью Горького; дать обзор его раннего творчества; совершенствовать навыки анализа текста; повторить тему «Романтизм», расширить понятие о романтизме.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Сообщение ученика о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков.
2. Обсуждение статьи учебника-хрестоматии о М. Горьком и планов статьи.
3. Аналитический пересказ избранных глав повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».
II. Повторение теории литературы (о романтизме) и углубление знаний о понятии «романтизм»
1. Слово учителя.
Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним — Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Было очевидно, что рассказы имеют романтические черты.
2. Углубление знаний о понятии «романтизм».
— Вспомните, что такое романтизм. Когда он возник в русской литературе? Какие черты присущи романтическим произведениям?
(Романтизм — художественное направление, особый тип творчества, характерными признаками которого являются отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми. См. также урок 17.)
Комментарий учителя
В романтическом характере ранних рассказов Горького проявилось стремление молодого писателя «возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты… прекрасных целей». Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: «Героическое дело требует героического слова»; «Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого.., чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее»; романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного». (Из писем А. М. Горького.)
III. Беседа по романтическим рассказам М. Горького.
— Назовите романтические черты героев прочитанных вами рассказов Горького.
Комментарий учителя
Герои ранних произведений М. Горького — гордые, сильные, свободолюбивые одинокие люди, разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько...» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются». Этой же героине принадлежит высказывание, ставшее афоризмом: «В жизни… всегда есть место подвигу». Подвигом писатель считает самопожертвование ради людей, героический поступок ради высоких идеалов. Героическое у Горького всегда связано с трагическим, но не затмевается, а лишь подчеркивается, ярче высвечивается им.
Горький любуется своими героями, у которых «солнце в крови». Образы таких «солнечных», ярких героев часто сопровождают мотивы пламени, огня, костра, искр, факела. Иногда подобные мотивы непосредственно входят в образ героя. Вспомним Данко с его «горящим сердцем». Этот образ возник в первом же рассказе Горького — «Макар Чудра». Повествователь говорит о Лойко Зобаре: «У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!» В легенде о Данко метафора «сердца, отданного людям», реализуется. От образа Лойко Зобара ведет родословную и символический герой «Песни о Соколе».
Отличительные черты романтических образов Горького — гордая не покорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. Писатель ставит героев «Макара Чудры» перед выбором: любовь или свобода. Лойко Зобар и его непокорная воз любленная Радда ценой жизни платят за то, чтобы отстоять свою свободу, волю. Радда сама провоцирует Лойко на его поступок, зная его независимый, гордый нрав: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя... Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей женой».
В романтических рассказах воплощена мечта о красоте, которая задавлена прозой жизни, ее суетой, мелочностью душ. Автор верит в возможности человека в его стремлении к самосовершенствованию. О Лойко Зобаре сказано: «С таким человеком сам лучше становишься».
Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. В противостоянии романтика и окружающей ею действительности проявляется основной принцип построения романтического художественного мира — принцип романтического двоемирия. Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.
Обратим внимание на необычность и звучность имен героев: Зобар, Радда, Данко, Челкаш.
Домашнее задание
Отметить признаки романтизма в рассказе «Макар Чудра».