III. Лекция учителя об истории создания «Маленькой трилогии»

С конца 1880-х г в творческие планы А. П. Чехова входит написание романа. Он повторяет, что роман будет писать «в форме отдельных законченных рассказов», причем каждый рассказ должен иметь свое заглавие, а роман в целом должен был называться «Рассказы из жизни моих друзей».

Роман А. П. Чеховым так и не был написан, однако его фрагментами в числе прочих некоторые исследователи считают и трилогию о «футлярной жизни». Эти рассказы были в 1898 г. опубликованы в журнале «Русская мысль» с общей нумерацией страниц, что свидетельствует о цельности цикла. Эти произведения получили название «маленькая трилогия».

Цикл объединяет три рассказа, в которых поставлена общая проблема: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни. Важно обратить внимание на последовательность расположения рассказов в цикле: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Она подчинена разрешению поставленных автором проблем.

А. П. Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре» он рисует идеальную, с точки зрения Беликова, модель общественных отношений, в которой нет места свободному проявлению человеческих чувств. В основу сюжета этого рассказа положена анекдотическая ситуация: герой задумал жениться ... и умер, осуществив, наконец, долгожданную мечту. Грустные мысли о человеческом счастье окрашивают этот рассказ в иронический тона.

В рассказе «Крыжовник» представлен мир человека, который достиг идеала, равнозначного «футлярному счастью». Иван Иванович рассказывает историю своего брата, который обрел счастье в виде тарелки крыжовника со своего огорода. В этом рассказе совмещается сатирическое описание жизни Николая Ивановича с драматической исповедью рассказчика Ивана Ивановича («Но дело не в нем, а во мне...»).

Заключительный рассказ цикла повествует о проникновении «футлярности» в интимную сферу человеческих отношений — замкнутыми в футляре оказываются сердце человека и его чувства, нереализованными остались мечты о счастье.

Одна из значимых координат чеховского мира — характерология. «Герой его рассказа — это особое явление в русской литературе. Диапазон социальных и стилистических характеристик его персонажей универсален. Это крестьяне, купцы, помещики, гимназисты, врачи, чиновники, банкиры, кассиры... Писателя интересует не социальный статус персонажа, но варианты его поведения. Он избирает свой масштаб освоения человеческого характера. Важно, что акцент с исследования среды или рефлексирующего незаурядного героя Чехов переносит на ничем не выдающегося среднего человека. Он пишет о том, как человек превращается в обывателя. Писателя интересует человеческая индивидуальность в повседневности, рассмотренная в плоскости проблемы коммуникации и испытании персонажа бытом.

По глубокому убеждению писателя, «…мир погибает не от разбойников и не от воров, а от скрытой ненависти, от вражды между хорошими людьми, от всех этих мелких дрязг, которых не видят люди». Этот постулат чеховской этики становится важнейшим в его оценке изображаемых явлений, во многом обусловливает принципы эстетики.

Важно подчеркнуть, что характер конфликта в произведениях А. П. Чехова имеет особую природу: ни один из его героев не может претендовать на знание правды или хоти бы на приближение к ней. Однако в рассказах сохраняется необходимое эмоциональное напряжение. Оно возникает из очевидного несоответствия реального (скучного, неинтересного — «грустные мысли о человеческом счастье») идеальному (абстрактному, недостижимому). Между этими полюсами — пространство, практически не преодолимое ни одним из чеховских персонажей.

Реальное — внешний мир одинокого существования, тождественный пошлости, либо система регламентированных ценностей «футлярной жизни», разъединяющая людей. Идеальное оказывается в чеховских рассказах вне материальных координат.

Все рассказы построены по общей композиционной схеме — по принципу «рассказ в рассказе»: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица. Важно подчеркнуть недопустимость отождествления взглядов рассказчиков с точкой зрения писателя. Они выполняют роль посредников между героем и автором («Человек в футляре»), между героем и читателем («Крыжовник»). Позиция автора явно не обозначена, и у читателя создается иллюзия объективности повествовательного тона. Авторская нравственная норма обнаруживается лишь в контексте всей «маленькой трилогии» из соотношения различных точек зрения.

IV. Беседа с учениками.

— Охарактеризуйте главных героев произведений.

— Какова роль рассказчиков историй? Чьи взгляды разделяет автор?

— С помощью каких приемов автор выражает отношение к изображаемому?

— Какими художественными средствами писатель решал поставленные вопросы?

— Какова роль художественной детали в раскрытии авторского замысла?

(С помощью художественных деталей А. П. Чехов проясняет внутренний мир героев и свое отношение к персонажам. В рассказе «Человек в футляре» автор подчеркивает разъединенность героя с внешним миром с помощью художественных деталей: калоши, зонтик, теплое пальто на вате, часы в чехле, перочинный нож в чехольчике, темные очки, уши, заткнутые ватой. Жизненная позиция Беликова воплощена в словесной формуле: «Как бы чего не вышло». Эта жизненная позиция материализована в деталях предметного мира и становится символическим образом.)

— Как бы определили двуплановость повествования в рассказах?

(В каждом из рассказов план реальной конкретики настоящего времени — оценивается как пошлый мир, он ориентирован на вещное окружение человека. Этому плану контрастен план лирический, связанный с будущим и представленный либо в непосредственных, почти публицистических высказываниях персонажа (например, рассуждения Чимши-Гималайского в «Крыжовнике»), либо опосредованно — в пейзажных описаниях, которые контрастируют со скучным миром «счастливых людей». Именно в них отражена авторская оценка описываемого. Смена повествовательных ракурсов финале рассказа «Человек в футляре» «выдает» авторский голос в лирическом описании («Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу...») и обозначает необходимую для А. П. Чехова ироническую дистанцию.)

Домашнее задание

Написать сочинение по творчеству А. П. Чехова. Примерные темы сочинений:

— Смешное и грустное в произведениях А. П. Чехова.

— «Футлярная жизнь» героев А. П. Чехова

— «Маленькая трилогия» А. П. Чехова. Особенности композиции.

— Роль пейзажей в произведениях Чехова.

Вариант урока 73.

Наши рекомендации