Урок 72. Эпоха А. П. Чехова.
Художественное мастерство Чехова-рассказчика
Цели урока: повторить биографию писателя (обзор); охарактеризовать эпоху «безвременья»; повторение (юмористические рассказы); художественное мастерство рассказов Чехова.
Словарная работа: эпоха «безвременья», подтекст.
Ход урока
I. Рассказ учителя
Следует напомнить учащимся основные даты жизни А. П. Чехова. Во время рассказа учитель побеседует с ребятами о том, что им уже известно о творчестве писателя, вспомнит темы юмористических рассказов Чехова.
Информация для учителя
А. П. Чехов — писатель-классик, чье творчество оказывает влияние на формирование личности человека. Изучение чеховских произведений дает возможность для максимального самовыражения учеников и требует работы мысли и души.
Подробнее следует остановиться на характеристике эпохи восьмидесятых годов, ее характеризуют как эпоху «безвременья».
Начало 80-х годов в творчестве Чехова связано с сотрудничеством с различными московскими и петербургскими юмористическими журналами, такими как, «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Развлечение», «Русский сатирический листок», «Сверчок», «Свет и тени», «Спутник», «Осколки», «Новости дня», «Волна», «Москва», «Новое время»... Это была пестрая и шумная журнальная толпа, для большинства крупных писателей того времени представляли собой «уличную литературу». Чехов подписывал свои сочинения многочисленными псевдонимами А. Ч-те, Анче, Ант. Чехонте, Антоша Чехонте, Г. Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Рувер, Уллис, Врач без пациентов и др. В 1883 г. А. П. Чехов впервые поставил свое имя под рассказами «В море» и «Он понял».
К этому времени относится и начало многолетних дружеских и деловых отношений с редактором и издателем журнала «Осколки» Николаем Лейкиным, известным в литературных кругах автором десятков романов и пьес, многих тысяч рассказов и юморесок. Их сотрудничество началось с публикации в «Осколках» юмористической миниатюры «Неудачный визит» и рассказа «Нарвался» в ноябре 1882 г. Через пять лет после этого события Чехов напишет Лейкину: «Осколки» — моя купель, а Вы — мой крестный батька». В самом начале литературной карьеры Чехова Лейкин не просто пригласил его в популярный юмористический журнал, но сразу же выделил из толпы многочисленных юмористов.
В июне 1883 г. Н. А. Лейкин предложил Чехову взяться за составление «Осколков московской жизни». В поисках материалов для «Осколков...» А. П. Чехов исходил вдоль и поперек всю Москву: бывал в полицейских участках, судах, адвокатских конторах, бог трактирах. Писал в Петербург о московских новостройках и памятниках старины, больницах и аптеках, громких судебных процессах.
В 1884 г. в Москве увидел свет первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены». В сборник вошли 77 рассказов 1883—1886 гг., преимущественно из «Осколков» и «Петербургской газеты» И. А. Бунин в воспоминаниях «О Чехове» написал: «Я эту книгу прочел в поезде, не отрываясь, купив в Ельце, на вокзале, в шестнадцать лет, и пришел в восторг».
Сборник «Пестрые рассказы» переиздавался 14 раз и вызвал многочисленные отклики в печати. Заговорили о Чехове и «толстые журналы». Его произведения были замечены такими писателями, как Д. В. Григорович и — несколько позднее — Л. Н. Толстой.
Во время первого посещения Петербурга в декабре 1885 г. Чехов познакомился с Дмитрием Васильевичем Григоровичем. А весной 1886 г. А. П. Чехов получил от него письмо: «...у Вас настоящий талант, — талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья». По мнению Михаила Чехова, старик (Григорович.) первый угадал в Антоне Чехове всю серьезность его дарования и благословлял его на доблестные подвиги. Конечно, это письмо ошеломило Антона». В августе 1887 г. вышел сборник А. П. Чехова «В сумерках» с посвящением Д. В. Григоровичу.
Общекультурные процессы «безвременья» 1800-1900-х годов ударили по разночинной интеллигенции. Именно ее идеи — идеи шестидесятников и народников 70-х годов — потерпели поражение: здание российской государственности даже не покачнулось. Перед новым поколением стал вопрос: как жить дальше. Эта ситуация во многом предопределила художественный почерк А. П. Чехова.
Безвременье еще и потому так называется, что давит на личность, заставляя ее все больше дорожить материальным благополучием. В эти годы Чехов-художник средствами художественного слова сказал, что человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет, что в любых условиях человек должен остаться человеком. Этим и близок читателю Чехов-художник.