II. Выявление черт различных жанров в комедии
Комедия «Горе от ума» была написана во времена господствования классицизма, хотя в целом, в литературе развивались реализм и романтизм. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода произведения: комедия обладает как традиционными классическими чертами, так и чертами реализма и романтизма.
1. Черты классицизма:
— Соблюдается принцип трех единств: единство времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); существует одна сюжетная линия Софья-Молчалин-Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей.
— Сохраняется традиционная «система амплуа»: сюжет основан на любовном треугольнике; отец, не догадывающийся о любви дочери; служанка, помогающая влюбленным.
— Отступлением от традиции является то, что Чацкий — резонер и герой-любовник одновременно, хотя как герой-любовник он потерпел фиаско. Но и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображен с явно негативной оценкой автора. Фамусов является, кроме ничего незнающего отца, еще и идеологом «века минувшего». Традиционные рамки амплуа в комедии расширены.
— Присутствует принцип «говорящих фамилий» (учащиеся приводят примеры). Эти фамилии можно разделить на три типа: 1) фамилии, указывающие на какую-либо черту героя; 2) оценивающие фамилии; 3) ассоциативные фамилии.
— Комедия построена по классическим канонам: IV действия — в II кульминация, в IV развязка.
2. Черты реализма:
Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5—10) — в комедии их более 20.
— Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические обстоятельства, точность в деталях.
— Комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передает интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей.
3. Черты романтизма:
— Романтический характер конфликта.
— Наличие трагического пафоса.
— Мотив одиночества и изгнанничества главного героя.
— Путешествие главного героя как спасение от прошлого.
Домашнее задание
Ознакомьтесь с критическим этюдом И. А. Гончарова, сделайте записи по следующим пунктам:
1. Что такое вообще «Горе от ума»?
2. «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут»
3. «Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе: Как нет движения?»
4. «Чацкого роль — роль страдательная <...> хотя она в то же время и всегда победительная».
5. Софья: «смесь хороших инстинктов с ложью <...> путаница понятий, умственная и нравственная слепота».
6. «Живучесть» роли Чацкого.
Урок 28. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».
Обучение конспектированию
Цели урока: обучить навыкам конспектирования, проверить насколько усвоено произведение.
Ход урока
I. Информация учителя об авторе критического этюда и дате его написания.
Подчеркнем, что это лучший в русской литературе критический раз бор комедии «Горе от ума».
II. Чтение статьи по учебнику-хрестоматии, выделение микротем. (Общая оценка комедии, Чацкий, Софья.)
III. Беседа по вопросам с последующим конспектированием найденных в статье ответов. Примерный круг вопросов:
— В чем видит Гончаров особое положение «Горя от ума» в литературе и каковы его достоинства как комедии?
— Каковы роль и значение Чацких для общества?
— В чем горе, которое приносит Чацкому ум?
— Чацкий — победитель или побежденный?
— Какова оценка критиком образа Софьи?
— На какие спорные для нас вопросы ответил Гончаров? Насколько убедительно он это сделал?
IV. Тест. (Материалы для теста — в конце книги в виде разрезных карточек, готовых к использованию.)
Домашнее задание
1. Закончить конспект статьи.
2. Домашнее сочинение («Век нынешний и век минувший» в комедии, «Софья начертана не ясно...» (А. Пушкин), «Как можно понимать смысл названия комедии», «Что будет говорить княжна Марья Алексеевна?...» и др.).
3. Чтение статьи об А. С. Пушкине в хрестоматии.
Урок 29. Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба
Цели урока: обзор основных этапов жизненного и творческого пути А. С. Пушкина.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания: беседа (по итогам самостоятельной работы над статьей об А. С. Пушкине в учебнике-хрестоматии)
— Как вы поняли слова А. Григорьева об А. С. Пушкине?
— С какими литературными направлениями была связана культура 18 века, уходящая в прошлое на глазах А.С. Пушкина?
— Каковы отличительные черты пушкинского творчества?
II. Лекция учителя
Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал — как человек и художник — символом русской духовной жизни. Еще в 1834 г. Н. В. Гоголь заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет».
Пушкин — наше все: Пушкин — представитель
всего нашего душевного, особенного, такого,
что останется нашим душевным, особенным
после всех столкновений с чужим, с другими мирами.
Пушкин — пока единственный полный очерк
нашей народной личности...
Аполлон Григорьев
Примерный план лекции по теме урока
1. Детство и лицей. 1799—1817 гг. (воспитание; места, где Пушкин провел детство; отношение к книгам; история создания лицея; влияние событий 1812 года и П. Я. Чаадаева; Пушкин и «Арзамас»).
2. В Петербурге 1817—1820 гг. (образ жизни и новые знакомства; основные политические произведения периода; история первой ссылки).
3. На юге 1820—1824 гг. (период байронизма в творчестве Пушкина; привычка к автору-герою, усиленный лиризм, постановка проблем личности в произведениях; сложные личные отношения).
4. Михайловское. 1824—1826 гг. (тяжелые семейные столкновения; развлечения и занятия; новые увлечения; влияние на мировоззрение Пушкина труда Н. М. Карамзина «История государства Российского»; влияние событий 1825 г.; взаимоотношения с Николаем I).
5. Конец 1820-х годов (попытки устройства семьи).
6. Болдино 1830 г. (творческий взлет периода Болдинской осени).
7. Тридцатые годы (центральные произведения этого периода; изменения в личной жизни; затруднительное материальное положение; национальная трагедия — дуэль).
Примечание: материал, подобранный по этому плану, должен быть доступным для восприятия девятиклассников.
При подготовке рекомендуется использование следующей литературы: Б. Томашевский «Пушкин» и работы других авторов, указанных в учебнике-хрестоматии.
Для активизации учащихся возможны следующие задания: подготовить выразительное чтение стихотворений и комментарии биографического характера к ним (по выбору учителя и учащихся); предварительно вести викторину по биографии Пушкина (см. кн.: «Русская литература в вопросах и ответах», Москва, НТЦ «Университетский», 1999 г.), предварительная работа в группах по сбору материалов — высказываний об А. С. Пушкине (например, Д. Благой, Б. Томашевский, М. Цветаева, Ю. Лотман) с включением их в лекцию учителя; подготовить сообщения о наиболее ярких страницах жизни поэта.
III. Итоговые записи
Творчество Пушкина — это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети ХIХ в. Пушкин не имеет двух биографий — биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия слились у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь поэзия определяла его судьбу.
Для итоговых записей достаточно заполнение хронологической таблицы с указанием центральных произведений определенного периода.
Детство поэта 1799—1811
Лицейские годы 1811—1817
Жизнь в Петербурге 1817—1820
Южная ссылка 1820—1824
Михайловское 1824—1826
Возвращение из ссылки 1826—1830
Болдинская осень 1830
Петербург 1831—1833
Последние годы, дуэль 1834—1837