Методика изучения произведений различных жанров

Программа и книги для чтения предлагают текстовой материал разных жанров: рассказы, стихотворения, бас­ни, загадки, пословицы, сказки, народные песни. Каждый жанр литературного произведения, имея свои особеннос­ти, определяет методику его изучения.

Рассказ

Рассказ как жанр повествования предлагает читателю картины из жизни людей, изображение природы, челове­ческих характеров. В рассказах, включенных в учебники для школ глухих и слабослышащих, упрощен сюжет, ко­личество действующих лиц ограничено, что облегчает вос­приятие произведения.

Осмысление сюжета (пространственно-временная по­следовательность событий, мотивируемая поступками персонажей), характеров литературных героев, выраже­ние авторского и собственного отношения к событиям и людям, прочувствованное восприятие красоты описаний, своеобразия художественной модели (особенностей стиля, языка) — составные эстетического восприятия рассказа.

С учетом тематической вариативности (рассказы мораль­но-этического, общественно-политического направления, рассказы-описания, деловые статьи) каждый вид рассказа

предполагает некоторые отличительные особенности мето­дики его изучения.

Работа с рассказами морально-этического характера предполагает осмысление сюжета, характера персонажей, сопоставление прочитанного с житейскими наблюдения­ми, определение своего эмоционального отношения к про­читанному, к его автору. Например, работу с рассказом М. Зощенко «Калоши и мороженое» можно провести сле­дующим образом: предварительная беседа о хороших и плохих поступках (введение лексики), слово учителя о пи­сателе, чтение рассказа учителем или учениками, беседа об эмоциональных средствах выражения, используемых автором, повторное чтение рассказа учениками, беседа с выборочным чтением со словарно-стилистическими уп­ражнениями, рассматривание иллюстраций, их списыва­ние, сопоставление с рассказом, аналитическая беседа о персонажах, словарно-стилистические упражнения по за­креплению морально-этической лексики, чтение по ро­лям, пересказ от лица детей, родителей Лели и Миньки, дяди Коли и тети Оли, итоговая беседа о поступке детей, перенос к реальным событиям каждого ученика класса.

Работа над рассказом-описанием предполагает умение школьников увидеть и почувствовать картины природы, акцентированные чтением учителя, установить их после­довательность, выразительность и эмоциональность, опре­делить собственное отношение к этим картинам. Полезно проводить сопоставление картин рассказа с личными на­блюдениями учащихся, с известными им произведениями изобразительного искусства. Методика чтения подобных рассказов предполагает многократное обращение к отдель­ным описаниям и рассказу в целом, словесное рисование с опорой на данную педагогом лексику, сопоставление рас­сказа и иллюстрации (нахождение общего и различного), определение выразительности рассказа-описания и иллю­страции. Завершается работа над рассказом детскими уст­ными пересказами фрагментов текста, выяснением того, чем (почему) понравилось авторское описание природы.

Чтение рассказов общественно-исторического характера требует большой подготовительной работы по расширению и уточнению знаний школьников из истории страны, озна­комления с общественно-политической лексикой. «Введе­ние в эпоху» и ее проблемы может осуществляться в рассказе учителя о том или ином общественном событии (имеющем отношение к читаемому тексту). После чтения и освоения со­держания рассказа выясняется отношение автора к описы­ваемым событиям, определяется позиция читателей.

Деловая статья в книгах для чтения предназначена для ознакомления школьников с признаками, особенностями того или иного природного или общественного явления. Эти статьи расширяют кругозор, совершенствуют знания школьников. Методика чтения деловых статей предпола­гает обозначение конкретного содержания, осмысления того, что нового узнали дети, сопоставление нового мате­риала с ранее усвоенным и увиденным в окружающем мире (личные наблюдения).

Выбор методов изучения рассказа зависит не только от тематической направленности произведения, но и от осо­бенностей композиции рассказа.

В теории литературы выделяют несколько видов сюже­тов рассказа: последовательное повествование, описательно-повествовательное, диалоговое, сказовое и непоследова­тельное повествование. Каждый вид предполагает исполь­зование в работе различных методов и приемов.

Последовательное повествование дает возможность чи­тателю постепенно ознакомиться с событиями, фактами, их деталями. Примером такого композиционного построе­ния являются рассказы «Мильтон и Булька» Л. Толстого, «Слепая лошадь» К. Ушинского, «Ранние гости» Г. Скребицкого и многие другие. В них события раскрываются последовательно, логично, что позволяет с наименьшими трудностями установить связи между фактами и явления­ми, облегчает ученикам составление плана и пересказа.

При изучении рассказов с последовательной компози­цией целесообразно использовать такие методы, как со-

ставление плана рассказа, обучение школьников подроб­ному пересказу.

Повествовательно-описательная композиция предпола­гает, что повествование прерывается различными описани­ями (природы, ситуации, портрета и пр.). В книгах для чте­ния представлены: «Осина» И. Тургенева, «Осень» К. Ушинского, «Весна в лесу» И. Соколова-Микитова и др. Рассказы с повествовательно-описательной композицией поддаются как полному, так и выборочному пересказу, а описания — словесному рисованию и иллюстрированию.

Сказовая и диалоговая композиция произведений тре­бует применения иных методов: драматизации, составле­ния сценария воображаемого фильма, чтения в лицах, пе­ресказа с изменением лица.

Непоследовательное повествование в рассказе — самая сложная композиция для осмысления читателя. При та­кой композиции в рассказе имеются отступления, встав­ки, воспоминания о событиях, происходивших в про­шлом. Примером такого построения является рассказ «Ванька» А. Чехова. В работе с таким произведением важ­но помочь ученикам установить последовательность собы­тий, осмыслить мотивы таких отступлений. Для этого ис­пользуется метод составления плана, пересказ эпизодов, составление рассказа о герое или теме повествования. Приведем возможные варианты уроков по изучению рас­сказов во 2-м классе.

Н. Сладков

Волчата

Волчата еще такие маленькие, что и на волков совсем не похо­жи: кривоногие, головастые. Играют около логова-норы, за ба­бочками гоняются, возятся, а услышат — ветка хрустнет, сразу прячутся в норе.

Как волчата подрастут, волки будут брать их с собой на охоту, пока не станут они настоящими волками.

Лисята

Лисята возятся у норы, ждут мать-лисицу. Придет лиса, прине­сет им мышь. Ящерица попадется, ящерицу притащит.

Лисята мышь треплют, с ящерицей играют, приучаются охо­титься. Лисы, ведь, что попадается в лесу, все ловят, все едят.

Лягушонок

Чего только не делают обитатели леса наедине. Вытворяют, что только в головушку взбредет. Играют, поют, танцуют. А то ку­паются и загорают, как этот лягушонок. Нашел сыроежку с дож­девой водой и давай в ней плескаться, словно в тазу. А теперь сидит на краешке и загорает. Дышит целебным воздухом. После водных процедур принимает воздушные ванны.

Уроки 1, 2

Тема: Рассказы Н. Сладкова «Волчата», «Лисята», «Лягушонок»

Задачи: учить определять эмоциональный тон и наст­роение рассказов, оценивать персонажей, рассуждать; по­знакомить с понятием «диалог»; учить осмыслять прочи­танное; прививать интерес к чтению; развивать наблюда­тельность.

1. Вопросы к организации начала урока: Какой сейчас урок? Какое сейчас время года?

2. Сообщение темы урока. Учитель сообщает ученикам, что сегодня они будут читать рассказы Николая Сладкова. 11едагог показывает ученикам портрет, книги Н. Сладкова и сообщает, что писатель очень любил природу, любил наблюдать за животными и рассказывал об этом в своих кни­гах для детей.

3. Чтение учителем или учениками рассказа «Волчата».

4. Беседа, направленная на выяснение первичного вос­приятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: О ком говорится в рассказе? Рассмот-

рите рисунок. Покажите на нем волка и волчат. Как назы­вается жилище волков?

Учитель предлагает ученикам рассмотреть картинку, на которой изображены дикие животные и их детеныши.

5. Чтение учениками труднопроизносимых слов.

6. Чтение рассказа учениками вслух.

7. Беседа с выборочным чтением, направленная на вы­яснение содержания рассказа. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: Где играют волчата? Что они делают?

Дополните предложения: Волчата (что делают?).......,

..., .... Волчата (какие?) ..., ....

Когда волки будут брать их с собой на охоту?

8. Чтение учителем или учениками рассказа «Лисята».

9. Беседа, направленная на выяснение первичного вос­приятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: О ком говорится? Рассмотрите рису­нок. Покажите на нем лису и лисят.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть картинку, на которой изображены дикие животные и их детеныши.

10. Чтение учениками труднопроизносимых слов.

11. Беседа с выборочным чтением, направленная на вы­яснение содержания рассказа. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: Как называется жилище лис? Что делают лисята у норы? Чем кормит лиса лисят? Про­читайте. Кого ловят и что едят лисы? Найдите и прочитай­те об этом в рассказе.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть картинку, на которой изображены мышь и ящерица.

Как лисята приучаются охотиться?

Дополните предложения: Лиса приносит лисятам (кого?)...,.... Лисята (что делают?)............

12. Чтение детьми самостоятельно друг другу (в парах) рассказа «Лисята».

13. Знакомство учащихся с понятием «диалог» и со­ставление диалога между лисятами. Учитель сообщает ученикам, что диалог — разговор двух или нескольких

лиц. Затем учитель предлагает детям пофантазировать и придумать разговор между лисятами, когда лиса прино­сит им пищу. В случае затруднения можно предложить учащимся добавить в диалог парные реплики из числа данных в словаре для справок:

— Это моя мышка! Отдай!

— Давай играть дружно!

Словарь для справок:

— Нет! Это моя мышь. Отдай мне!

— Давай.

— Я согласен.

— А я буду играть с ящерицей.

14. Самостоятельное чтение учащимися про себя рас­сказа «Лягушонок».

15. Беседа, направленная на выяснение первичного вос­приятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: О ком говорится в рассказе? Что вам запомнилось?

16. Чтение учениками труднопроизносимых слов.

17. Беседа с выборочным чтением, направленная на вы­яснение содержания рассказа. В ходе беседы учитель объ­ясняет ученикам слова и выражения: наедине — быть од­ному, без других; обитатели леса — жители леса; вытворять — делать; в головушку взбредет — окажется в голове; целебный воздух — полезный воздух; водные про­цедуры — водное лечение; сидеть на краешке — сидеть на кончике.

Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: Чем занимаются лесные жители наедине? Прочитайте.

Дополните предложения: Лесные жители наедине (что делают?)....................

Что нашел лягушонок? Что стал делать лягушонок? Рассмотрите рисунок к рассказу. Выполните задания:

а) задайте вопрос к рассказу по рисунку;

б) прочитайте строчки из рассказа к рисунку.

18. Чтение детьми самостоятельно друг другу (в пэрах) рассказа «Лягушонок».

19. Составление учащимися рассказа. Учитель предла­гает детям пофантазировать и придумать несколько пред­ложений о том, что думает лягушонок после водных про­цедур: Вот я накупался! Как мне.... Как...! Хорошо бы …

20. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, кото­рые учитель задает учащимся на слух (за экраном): Какие рассказы Н. Сладкова вы прочитали? О ком в них говорится? Что нового вы узнали о волчатах, лисятах и лягушонке.

20. Домашнее задание: составление рассказов о волча­тах, лисятах, лягушонке.

Стихотворение

Лирическое произведение как особый род литературного творчества имеет свою специфику: в нем нет сюжета, де­тального и развернутого воспроизведения событий и по­ступков, т. е. главное в лирике — это эмоционально окра­шенные описания и размышления автора. Содержание лирических произведений весьма разнообразно: политичес­кая лирика, пейзажная, любовная, философская. В школь­ной программе во 2—6-х классах основное место занимает пейзажная лирика и стихотворения о дружбе детей, их учебе и труде в школе; стихотворения на общественно-ис­торическую тематику малочисленны.

Тематико-содержательная направленность стихотворе­ний диктует свою методику их изучения. Пейзажная лирика (к примеру, стихотворения «Береза» С. Есенина, «Весна» Ф. Тютчева, «Люблю дорожкою лесною...» А. Майкова) предлагает средствами словесно-художественной изобра­зительности фрагментарное описание обобщенного образа. Работа над лирическими произведениями должна помочь школьникам увидеть, понять и почувствовать суть изобра­жаемого поэтом, сопереживать прочитанному, оценить ав­торское мастерство, выразительность используемых им языковых средств. Основной путь изучения пейзажной

лирики — расширение сенсорного опыта детей, позволя­ющего соотнести реальную действительность с поэтичес­ким описанием, содействовать развитию творческого и воссоздающего воображения учащихся, что в свою очередь помогает пониманию прочитанного произведения.

При изучении пейзажной лирики рекомендуются сле­дующие методические приемы: чтение стихотворения пе­дагогом, учениками, выборочное чтение отдельных фраг­ментов (картин), их соотнесение с иллюстрациями, словесное рисование. Каждый из этих приемов целесооб­разно сочетать со словарно-стилистическими упражнения­ми. Завершается работа выразительным чтением учащихся, их оценочным суждением (чем взволновало стихотворе­ние, какие мысли и чувства возникли и т. д.).

В процессе изучения пейзажной лирики педагог дол­жен учитывать, как создает поэт образ-пейзаж. В литера­туроведении принято считать, что поэтический образ мо­жет быть создан индуктивно или дедуктивно. При индуктивном способе создания поэтического образа поэт уточняет содержание картины, выделяя отдельные дета­ли, яркие и выразительные. Например, в отрывке из рома­на А.Пушкина «Евгений Онегин» «Опрятней модного пар­кета...» читатель воспринимает картину зимы через совокупность различных выразительных деталей: блиста­ет речка, льдом одета, коньками звучно режут лед (маль­чишки), скользит и падает (гусь, вступивший на лед).

Подобный способ создания образа-пейзажа наиболее до­ступен ученикам в начале обучения чтению пейзажной лирики. Педагог в процессе изучения произведения учит школьников выделять отдельные картины, обращает внима­ние на выразительность языковых средств, которыми созда­ны эти картины, на интонационную окрашенность описания каждой картины. Все, вместе взятое, позволяет ученикам увидеть многообразную, но единую картину природы.

При дедуктивном способе создания поэтического образа-пейзажа читателю видится обобщенная картина природы, нарисованная автором с помощью выразительных средств

сочетания эпитетов, метафор, сравнений). Например, «Закружилась листва золотая...» С. Есенина или «Осень» А. Толстого создают выразительную картину золотой осе­ни. Восприятие таких произведений сложно для школьни­ков. Обучающая работа с произведениями подобного пост­роения отличается от работы с пейзажной лирикой индуктивного построения образа. В этом случае необходи­мы ассоциации с увиденным ранее, подкрепление житей­ского опыта учеников рассматриванием художественных картин, близких по своему содержанию к картине, описан­ной поэтом. Словесное рисование единой картины, рассказ об увиденном ранее с использованием образной лексики произведения, описание произведения изобразительного искусства — все это позволит целостно воспринять стихот­ворение, не разрушив его поэтического образа.

Чтение и изучение стихотворений о дружбе детей, их школьных годах требует предварительного анализа жи­тейского опыта школьников (суждения учеников о своих друзьях, о различных школьных ситуациях). Чтобы по­мочь слабослышащим и глухим выразить отношение к тем или иным житейским ситуациям, можно привлечь иллюс­тративный материал, детские диафильмы и фильмы о школе и школьной жизни. Например, до чтения стихотво­рения О. Высотской «Мы мороза не боимся...» детям пред­варительно предлагается вспомнить о зимних забавах, рассказать о них или нарисовать несколько рисунков о за­нятиях детей зимой. На уроке до чтения стихотворения учащиеся делятся своими впечатлениями (в качестве опо­ры на доске могут быть записаны словосочетания, предложе­ния, а также помещены детские рисунки). После обмена впе­чатлениями, чтения стихотворения педагогом и учениками рисунки соотносятся со строчками стихотворения (читаются отдельные фрагменты и все стихотворение). Возможна бесе­да с выборочным чтением о зимних занятиях школьников, а также словарно-стилистические упражнения типа:

Дополни: Мы не боимся (кого?)... Нам не нужно (чти?)... Кто любит мороз, тот ... и ...».

Урок заканчивается выразительным чтением стихотво­рения и выражением своего отношения к прочитанному: «Мне понравилось стихотворение, потому что оно (какое?) .,., ... о. Ученик должен выбрать слова из предложенных: веселое, радостное, смешное, грустное.

Если стихотворение содержит нравственную оценку си­туации, поступка (например, стихи А. Барто о детях), то необходима аналитическая беседа о поведении героя. Уче­ники предлагают свою оценку поступкам персонажа и со­относят ее со своим жизненным опытом.

Среди поэтических произведений, включенных в книги для чтения в 5—6-х классах, в незначительном объеме представлены лироэпические произведения («Крестьян­ские дети» Н. Некрасова, «Сказка о царе Салтане ...» А. Пушкина). Опыта чтения и изучения лироэпических произведений у школьников 5—6-х классов еще нет, по­этому они нуждаются в значительной помощи педагога.

Особенностью лироэпических произведений является сочетание специфических черт обоих родов, что обязывает педагога тщательно продумывать методы и приемы рабо­ты при изучении этих произведений. От особенностей ли­рики проистекает требование широкого использования различных видов чтения, что позволяет добиться большей выразительности и эмоциональности восприятия произве­дения школьниками. От специфики эпического рода исхо­дят требования составления плана главы или всего произ­ведения, включение пересказов, составление элементар­ной характеристики персонажей.

Оба произведения, представленные в книгах, даны в со­кращении. После их чтения целесообразно познакомить школьников со всем произведением в целом. Большой ин­терес вызовет у учащихся сравнение литературных произ­ведений с художественной иллюстрацией и фильмом-мультипликацией.

Таким образом, методика работы над стихотворениями, несмотря на различие их тематики и жанровое разнообра­зие, исходит из общего положения: ориентировка на ши-

рокое использование разнообразных видов чтения, позво­ляющих создать у школьников заинтересованное эмоцио­нально выраженное восприятие. Предлагаем возможный вариант урока во втором классе.

А. Пушкин

«Уж небо осенью дышало...»

...Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Урок /, 2

Тема: Стихотворение А. Пушкина

«Уж небо осенью дышало...»

Задачи: развивать интерес учащихся к поэтическому слову; учить понимать смысл образных поэтических слов и словосочетаний; формировать навык выразительного чте­ния; развивать творческое воображение; формировать эмо­циональное восприятие.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока: Какой сейчас урок? Ко­торый урок?

2. Вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести школьников в тему стихотворения, которое предстоит рас­смотреть на уроке. Беседа сопровождается использовани­ем иллюстративного материала (возможно использование репродукции с изображением поздней осени, например ре-

продукции картины И. Левитана). Сопровождающие бесе­ду вопросы учителя, которые даются учащимся на слух (за экраном): Какое сейчас время года? Рассмотрите картин­ки. Какая осень изображена? Назовите приметы поздней осени. Нравится ли вам поздняя осень?

Лексический материал для ответов: хмурое небо, небо покрыто серыми облаками; реже светит солнце; солнце светит, но не греет; часто идут дожди; день становится короче: рано темнеет; дует холодный ветер; листья с де­ревьев облетают; разноцветный ковер под ногами; по­желтела трава; птицы собираются в стаи; караваны уле­тающих птиц; птицы готовятся к отлету; птицы улетают на юг; приближается зима; Мне нравится осень, потому что...; Я не люблю это время года, потому что... .

3. Сообщение темы урока. Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название стихотворения, которое они будут читать. Обращает внимание на правильное про­изнесение фамилии и имени автора: Алек-сандр Пуш­кин. Учитель демонстрирует учащимся портрет поэта. На доске записано: Александр Пушкин — великий русский поэт. Эту фразу ученики проговаривают вместе с учителем.

4. Выразительное чтение стихотворения учителем или учениками.

5. Беседа, направленная на выяснение первичного вос­приятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: Понравилось ли вам стихотворение? Какая картина больше всего запомнилась? О чем говорится в стихотворении?

6. Чтение стихотворения учениками вслух вместе с учителем.

7. Чтение учениками стихотворения по частям и бесе­да. Сопровождающие чтение задания и вопросы учителя по первой части стихотворения: Какие приметы поздней осени наблюдает А. Пушкин? Прочитайте слова и выражения.

В ходе беседы учитель объясняет выражения: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.

Для объяснения учитель использует иллюстрации, объ­яснение словом, подбор синонимов: сень — покров, укры-

тие, которое образуется ветвями, листвой деревьев; таин­ственная — загадочная, непонятная.

Прочитайте еще раз строку: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась. Какие звуки повторяются в этих строчках? (Свистящий [с] и шипящие [ж], [ш].) С помощью этих звуков А. Пушкин показывает, как шеле­стят облетающие, падающие листья. Какую картину вы представляете, читая первую часть стихотворения?

Лексический материал для ответов: дует прохладный ветерок, по небу бегут низкие серые облака, изредка про­глядывает солнце, опадают листья с деревьев, на полях лежит туман.

Какое настроение создает эта часть стихотворения?

Вопросы учителя по второй части стихотворения: О ка­ких изменениях в жизни птиц говорит А. Пушкин? Про­читайте, скажите своими словами. О каких изменениях в жизни людей говорит поэт? Прочитайте, скажите своими словами. Какую картину вы представляете, читая вторую часть стихотворения?

Лексический материал для ответов: гуси собираются в стаи; гуси медленно покидают родные места; гуси кри­чат, им грустно.

Какое настроение создает эта часть стихотворения? Ка­кое настроение вызывает у А. Пушкина поздняя осень? А у вас?

8. Выполнение учащимися словарно-стилистических упражнений:

Дополните предложения:

Небо покрыто облаками, все реже светит солнце. Мне.... Короче становится день. Мне.... Птицы улетают на юг. Это... .

Слова для справок: скучно, грустно, радостно, печаль­но, весело.

9. Выразительное чтение стихотворения учащимися с соблюдением осеннего настроения.

10. Прослушивание музыкальной пьесы «Осенняя песнь» П. И. Чайковского и соотнесение ее со стихотворе-

нием. Ученикам следует определить, какие чувства выра­жают поэт и композитор? (Грусть, тоску по ушедшему лету, печальное настроение от дождливой, холодной осени...)

11. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, ко­торые учитель задает учащимся на слух (за экраном): «С каким стихотворением вы познакомились? О чем гово­рится в стихотворении?

Вывод (главная мысль стихотворения) записан учите­лем заранее на доске. Учитель вместе с учениками читают вывод с доски: В стихотворении говорится о поздней осе­ни. Мы видим хмурое и холодное небо, опавшие листья, ко­роткий осенний день, караваны улетающих птиц. Мы чувствуем осеннее настроение.

12. Домашнее задание: выразительно читать стихотво­рения, сделать к нему рисунок .

Сказки

Сказка как один из жанров устного народного творчества по своим особенностям похожа на рассказ: имеет четко обо­значенный сюжет, раскрывающий поведение и взаимоотно­шения персонажей. Однако сказка — особый род литера­турного творчества, для которого характерны элементы волшебства, особая соотнесенность с реальной действитель­ностью, своеобразная композиция, необычайная яркость персонажей, выразительность языка. Сказка при своей оче­видной конкретности всегда предполагает широкую дидак­тическую направленность: каким надо быть, а каким не надо, что является злом, что — добром. Эти особенности вносят некоторые элементы новизны в известную методику изучения эпических (повествовательных) произведений.

Сказки по своему характеру разнообразны: волшебные, бытовые, о животных и т. п. В книгах для чтения большее место занимают сказки о животных и волшебные сказки, социально-бытовые представлены меньше. Методика чтения сказок безотносительно к их тематике едина: подготовка к чтению, само чтение и работа над содержанием сказки,

анализ поступков сказочных персонажей и вывод о глав­ной мысли сказки, ее пересказывание учениками. Вместе с тем на первоначальном этапе (подготовка к чтению) тре­буется актуализация жизненного опыта детей, их знаний о жизни животных или о сказочных предметах, сказоч­ных героях, о волшебстве и волшебниках.

Желательно, чтобы учитель в доступной детям форме рассказал на уроке о том, как складывались сказки в дале­кие времена под треск лучины и жужжание веретена, где собирались в долгие вечера крестьяне с какой-либо ручной работой. Пели песни о тяжелой доле народа, сказывали сказки и передавали их наизусть из уст в уста, слушали былины о героях народных, потешались над проделками Иванушки-дурачка. А Иванушка-дурачок оказывался са­мым удачным, самым сообразительным, ему всегда удава­лось провести царя и богатея и добиться желаемого. Поло­жительные сказочные герои всегда борются за справедли­вость. Их добрые дела побеждают на земле зло. Коварные и несправедливые люди бывают жестоко наказаны наро­дом — автором многочисленных сказок.

Работа над содержанием сказки может проводиться в виде чтения отдельных эпизодов, иллюстрирования, со­ставления картинного и словесного плана, различных бе­сед с выборочным чтением, пересказов. Содержание сказки обсуждается в аналитической беседе: поведение персона­жей, их сравнение, выражение собственного отношения к ним. Важно, чтобы дети поняли, что сказочный персонаж сочетает в себе черты обычного человека и элементы нео­бычного, нереального (наделен необычной силой, красотой, способен на необыкновенные поступки и пр.). Сочетание сказочного и реального в описании событий окружающей обстановки, природы, персонажей привлекает детей, хотя и представляет некоторые трудности при осмыслении.

Важным компонентом чтения сказок является работа над выразительностью ее языка: включение сравнитель­ных оборотов из сказок в детские пересказы, проведение словарно-стилистических упражнений, использование

выразительных языковых средств при описании пейзажа, обстановки, ситуаций, персонажей.

Подготовка школьников к чтению может требовать ак­туализации их жизненного опыта, знаний о жизни живот­ных или о сказочных предметах, сказочных героях, вол­шебстве и обо всем том, что отличает сказку от реальной действительности. Чтение сказки на уроках всегда сочета­ется с творческой деятельностью школьников — инсценированием, иллюстрированием, сочинением сказок детьми, проведением викторин, праздников, просмотром фильмов и чтением сказок по своему желанию вне класса.

В качестве примера работы приведем описание методи­ки проведения четырех уроков во втором классе.

Петушок и бобовое зернышко

(Русская народная сказка)

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и по­давился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко сма­зать: подавился петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо со­бью маслица.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорей молока, хозяюшка со­бьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину.

— Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, ко­ровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобо­вым зернышком.

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.

— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бо­бовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке травы, коровушка дала молочка, хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко про­скочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Уроки 1, 2

Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Задачи: продолжать знакомство с произведениями устного народного творчества (со сказкой); учить задавать вопросы; формировать навык беглого и выразительного чтения; развивать воображение.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы урока. Учитель сообщает, что сего­дня на уроке они будут читать сказку. Сказка — это про­изведение устного народного творчества. В сказках вол­шебные приключения, звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссо­рятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказки, в которых главные герои — животные (звери и птицы), — это сказки о животных. Затем ученики читают название сказки с доски. Учитель обращает внимание на правильное произне­сение названия сказки «Петушок и бобовое зернышко».

4. Чтение сказки учителем.

Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы

учителя: Кто главные герои сказки? О чем говорится в сказке? Что запомнили?

5. Чтение учащимися труднопроизносимых слов.

6. Чтение сказки учениками по смысловым закончен­ным отрывкам и беседа, в ходе которой разъясняются но­вые слова и выражения: клевал второпях, сбить масло, кузнец, коса,

7. Повторное чтение учащимися сказки вслух, при ко­тором отрабатывается правильность произношения и вы­разительность.

8. Беседа в виде ответов на вопросы учителя: Что случи­лось с петушком? Прочитайте. Почему петушок подавил­ся? Почему курочка испугалась? К кому обратилась за по­мощью курочка? О чем она просила хозяйку (коровушку, хозяина, кузнеца)? Прочитайте. Что отвечала хозяйка (коровушка, хозяин, кузнец)? Прочитайте. Как можно на­звать курочку? Выбери слова: добрая, ленивая, заботли­вая, злая.

Дополните предложения: Кузнец дал (что?)... (кому?).... Хозяин дал (что?) ... (кому?).... Коровушка дала (что?) ... (кому?) ... . Хозяюшка дала (что?) ... (кому?) ... . Курочка (что сделала?) ... (кому?) ... . Зернышко (что сделало?) ... . Петушок (что сделал?)... .

9. Выполнение заданий по рисункам к сказке. Пример­ные варианты заданий:

а) ученики рассматривают рисунки и находят к ним строчки из рассказа;

б) дети рассматривают рисунки и рассказывают своими словами о том, что на них изображено;

в) школьники рассматривают рисунки и озаглавливают их;

г) «маленький учитель» по рисункам задает вопросы классу, ученики отвечают на эти вопросы своими словами;

д) работая в парах, один ученик задает вопросы по ри­сункам, другой отвечает на них строчками из текста или своими словами.

10. Выразительное чтение сказки по ролям.

11. Пересказ сказки по конструктивной картинке.

Рисуется картинка, на которой изображен дом, курят­ник, кузница, лужок. Вырезаются фигурки петушка, ку­рицы, коровы, хозяйки, хозяина, кузнеца. Дети передви­гают фигурки и ставят их в то положение, о котором говорится в сказке. Ученики по картинке последовательно воспроизводят действия персонажей, пересказывая текст.

12. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, ко­торые учитель задает учащимся на слух (за экраном): По­вторите: Устное народное творчество. Русские народные песни, считалки, загадки, сказки. С какой сказкой вы по­знакомились? О чем в ней говорится? Как называется сказка, в которой главные герои — животные? Чему учит сказка?» (Вывод записывается на доске, ученики повторя­ют его вместе с. учителем.)

13. Домашнее задание: подготовить чтение сказки по ролям или инсценирование.

Лисичка со скалочкой

(Русская народная сказка)

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.

Пришла в деревню и стучится в избу:

— Стук-стук-стук!

— Кто там?

— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

— У нас и без тебя тесно!

— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, скалочку — под печку.

Ее пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик — под ла­вочку, скалочку — под печку.

Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает.

— Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку. Взяла лисичка курочку, идет да поет:

— Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку.

За скалочку взяла курочку!

Пришла она в другую деревню:

— Стук-стук-стук!

— Кто там?

— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

— У нас и без тебя тесно.

— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, курочку — под печку.

Ее пустили. Лисичка легла сама на лавочку, хвостик — под ла­вочку, курочку — под печку.

Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съе­ла, а после говорит:

— Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку! Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку

гусочку.

Взяла лисичка гусочку, идет да поет:

— Шла лисичка по дорожке, Нашла скалочку. За скалочку взяла курочку. За курочку взяла гусочку!

3 Пришла она под вечер в третью деревню:

— Стук-ст<

Наши рекомендации