IV. Работа над текстом комедии
А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. Перед нами титульный лист первого издания «Горя от ума». На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь, где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Действие разворачивается в доме Фамусова.
Представьте себе дом богатого московского барина первой половины ХIХ в. Мы входим в гостиную.
(Чтение учениками 1-го и 2-го явления I действия.)
Учащиеся знакомятся с классификацией героев драматургических произведений:
Главные герои — герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет ход событий).
Второстепенные герои также участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Герои-маски — их образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени». Или как вечные человеческие типы.
Внесценические персонажи — герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
— Можем ли мы дать индивидуальную характеристику каждого героя, исходя из этой классификации?
— Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
— Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает тайных свиданий дочери и Молчалина?
— С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, в котором на сцене появляется Чацкий.)
Беседа по содержанию 7-го явления:
— Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера героя сразу же бросаются в глаза?
— Как встречает его Софья?
— Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?
— Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?
— Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Итак, анализируя первое действие комедии, мы познакомились с действующими лицами.
— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина? (Он «глуп сердцем».)
— Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чем его своеобразие? В комедии два основных конфликта: любовные, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета. В I действии развивается любовная линия, социальная же только намечена колкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
Домашнее задание
1. Дочитать комедию.
2. Заполнить таблицу (лучше использовать цитаты из текста).
Отношение к: | Чацкий | Фамусовское общество |
а) народу я крепостному праву | ||
б) идеалам | ||
в) просвещению | ||
г) службе | ||
д) иностранному | ||
е) богатству и чинам | ||
ж) любви, браку, счастью | ||
з) смыслу слова «ум» |
Урок 3. «Век нынешний и век минувший».
Нравственный конфликт в комедии
Цели урока: познакомиться со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения; стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания — работа с таблицами
II. Работа с текстом
Сегодня мы продолжаем изучение бессмертной комедии Грибоедова. Обратимся ко II действию.
Давайте вспомним чем кончается I действие.
Послушайте 1 явление II действия. (Выразительно читает ученик, подготовленный заранее.)
Ответьте на вопросы:
— Каково настроение Фамусова в начале монолога? Что его беспокоит?
— Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?
— Как построил комедию автор?
— Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и Фамусова):
— Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?
— Это люди одной эпохи или разных?
— Что важно для «века минувшего»?
— А что важно для Чацкого?
— Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?
(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонарии!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. д. Возникает комическая ситуация, получившая название— «кто про что».)
— В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?
— К какому поколению по возрасту ближе полковник? (К поколению Чацкого.) А по мировоззрению?
— Итак, после «оды» Фамусова Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?».
— Чем вызван этот протест?
— Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?
— Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?
— С 7-го по 14-ое явление развивается любовная тема получается не один, а целых 3 любовных треугольника. Каких?
Изобразим их графически.
— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софьи влюблена в Молчалина?
Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили основное содержание этих конфликтов.
Домашнее задание
1. Прочитать II действие комедии. Проанализировать движение конфликтов и развитие образов персонажей.
2. Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова.
3. Проследить, где наступает кульминационный момент в развитии действия.
4. Дать характеристику гостям Фамусова (в порядке их прибывания на вечер).