III. Определение понятия сатира и комедия

— Вспомните, что представляет собой драматическое произведение и в чем его отличия от других жанров?

Драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками — авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатление от спектакля.

Греческое слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны (например, уроки Митрофанушки и т.д.), но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, место в жизни.

Основные виды драматических произведений — трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором идет здесь речь), комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей.

Сатира (от лат. sature — смесь, мешанина) — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, резкое осуждающий посредством осмеяния человеческие пороки или несовершенство человеческой жизни.

IV. Итог урока

Смешное в комедии Фонвизина не укладывалось уже в известную формулу классицизма: «смешить и смехом пользовать». Предметом критики были «тяжелые злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

Домашнее задание

1. Дочитать комедию.

2. Выбрать понравившиеся сцены и, объединившись в группы, подготовиться к выразительному чтению по ролям.

3. Охарактеризовать Митрофанушку.

Урок-семинар 8. «Недоросль»: герои и события.

Проблемы гражданственности

Цель урока: обсудить проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии.

Словарная работа: воспитание, образование, добродетель, благонравие.

Информация для учителя

В старших классах семинар дает возможность учащимся проявить большую самостоятельность, предъявить результаты достаточно продолжительной, трудной творческой работы. Надо, чтобы, готовясь к выступлению, ученик овладевал новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и компоновать отобранное, устанавливать контакт со слушателями и говорить без опоры на конспект. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, но находить решение проблемы. Подробнее о школьном уроке-семинаре можно прочитать в кн.: Активные формы преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1991.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Чтение сцен по ролям.

2. Характеристика Митрофанушки.

Ученики зачитывают свои характеристики. Совместными усилиями дополняется образ героя.

Учитель предлагает план характеристики героя с целью написания учащимися письменной работы.

Характеристика — описание живого лица и характера, т. е. устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях. (Определение записывается в тетрадь.)

План:

А. Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.

Б. Общие сведения о персонаже.

В. Приведение доказательств и иллюстраций.

Г. Вывод и переход к следующей мысли.

Д. Доказательство, обобщение и новая мысль.

Е. Итоговое обобщение.

Иллюстрация плана:

А. Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого человека (главная мысль). Именно так думал Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль».

Б. Митрофанушка — один из главных героев комедии. Это пятнадцатилетний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).

В. Митрофан по-гречески значит «похожий на мать» (логический переход к новой мысли).

Рекомендации к написанию сочинения:

— Не злоупотреблять цитатами.

— Пользоваться разными приемами цитирования.

— Избегать повторений, подбирать синонимы.

— Употреблять только понятные слова и выражения.

— Следить за правильностью связи слов в предложении.

— Не смешивать прямую и косвенную речь.

— Ясно формулировать мысль.

— Приводить доказательства мысли.

— Доказательства должны соответствовать мысли.

— Следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.

Наши рекомендации