V. Выразительное чтение фрагментов. Композиция «Слова»
Композиция «Слова» сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь, затем в Киев, другие русские города, снова в половецкую степь, рассказывает о событиях 1185 г. и прерывает рассказ воспоминаниями о далеком прошлом. Но эмоционально-непоследовательной композиция «Слова» только кажется, кусочки мозаики соединяются не произвольно и случайно, а в соответствии с художественной логикой.
— Как автор изображает природу? Как «откликается» она на происходящие события?
— С чего начинается «Слово»?
(С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Он вспоминает Бояна, певца старого времени (ХI в.), который жил во времена первых усобиц и пел славу достойным князьям — Ярославу Мудрому и его брату Мстиславу, способному отказаться от личных притязаний на Киевский престол во имя единства Русской земли и мира между князьями. Воин в изображении автора «Слова» — вдохновенный певец, его воображение не знает границ, оно свободно течет «по мысленному древу», дереву познания, он наделен вещам даром всеведенья, мысль его свободно проникает в то, что происходит на земле, и парит под небесами, вдохновение Бояна оживляет струны гуслей, и они «рокочут» славу князьям. Песни Бояна, «соловья старого времени», — высокий поэтический идеал для автора «Слова». Но, восхищаясь искусством старого певца, он отказывается вести свой рассказ «по замышлению Бояна», понимая, что так творить способен не каждый, и потому намерен повествовать по былям сего времени — ближе к действительным событиям.)
— Какие части можно выделить в «Слове...»?
(Можно выделить четыре части: рассказ о походе Игоря, сон и «золотое слово» Святослава, плач Ярославны, рассказ о побеге Игоря из плена. В каждой из них как бы свой повествователь, это дает возможность увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения).
— Зачем, как вы думаете, это сделано?
(Рассказ о походе Игоря выстроен так, чтобы мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли и русских князей, прониклись правотой его страстного призыва встать за Землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и его воинах и стремящейся помочь им. В каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль».)
— Что общего во всех откликах на поход Игоря?
(Общее — это боль. Голос автора звучит то нежно и восхищенно, то требовательно и сурово, но всегда искренне, взволнованно. Его душа болит за Игоря, «буйного Святославича», достойного лучшей участи, и за судьбу Русской земли, стонущей от набегов половцев, и за русских князей, теряющих силу и власть в бесконечных войнах друг с другом.)
— В чем вы видите идеал автора?
(Идеал автора — могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» — это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.)
VI. Работа с текстом
На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова« (выпишите примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приемы одушевления природы и т. д.). Так, описывая сражение, автор использует образы устного народного творчества, сравнивая битву со свадебным пиром: *Туг кровавого вина недостало, туг пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую
В необъятных просторах Руси могущество героев ,Слова* приобретает гя размеры: Владимира Святославича нельзя было пригвоз• д к горам Киевским; Ярослав Галицкяй подпер горы угорскяе своими жеЛезнымИ полками, загородив королю путь, затворив Дунаю ворота.
Домалшее задание
1. Домашнее сочинение. Темы: <Какую обложку к книге *Слово с полку Игореве*’ я бы нарисовала; <Чем интересно «Слово совре менному читателю «Образ Русской земли на страницах *Сдова
2. Наизусть выучить вступление яли плач Ярославны.
Информация для учителя
Композиция «Слова о полку Игореве»[2]
Вначале повествование ведется от лица автора, хорошо знающего воинское дело, способного почувствовать «упоение в бою» и передать поэзию битвы, чуткого, подобно охотнику, к поведению зверей и птиц. Это и начитанный человек, который свободно может припомнить события прошлого и сопоставить их с настоящим. О походе Игоря он пишет так, как будто был рядом с князем, видел, как покрыла тьма его воинов, слышал слова, обращенные к дружине. Не случайно он начинает свой рассказ с затмения солнца (а это середина похода), оттеняя таким образом дерзость и безрассудную храбрость, горячность князя. Игорь идет «на землю половецкую за землю Русскую» наперекор судьбе. Автор восхищается дружиной Всеволода — опытными воинами, которые с детства были воспитаны в ратном духе и всегда готовы искать «себе чести, а князю славы». Он видит, как стремительно русичи «потоптали поганые полки» половецкие. Автор останавливает наше внимание на том, как пренебрежительно русские воины относятся к богатой добыче, «узорочьем половецким» они стали «мосты мостить по болотам и топким местам», и восхищен бескорыстием Игоря, который берет только оружие и знамена как знак победы над врагом. Глядя на отдыхающее после битвы «Ольгово хороброе гнездо» (т.е. войско князей, потомков Олега Святославича), он уже знает о их дальнейшей судьбе: половецкий хан Гзак «бежит серым волком», а Кончак ему «след правит», спеша навстречу русским полкам. Вместе с воинами, проснувшись и взглянув на небо, автор видят зловещую картину: встают кровавые зори, идут черные тучи, блещут синие молнии, хотят прикрыть четыре солнца (символ четырех князей, участников похода). «Земля гудит, реки мутно текут», — то со всех сторон обступили русское войско полки половецкие. Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем — о ранах, об отчем золотом силе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, «своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие». Но вот дрогнули ряды русских воинов, и Игорь бросается наперерез отступающим — «Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода». Долгой и кровопролитной была битва.
Автор пытается понять, почему храбрый князь и его опытная дружина потерпели поражение. Он возвращается мыслями к временам деда Игоря — Олега (ХI в.), который своим мечом «крамолы ковал» (разжигал междоусобицы), при нем Русская Земля пришла в запустение, редко на ней покрикивали пахаря, но часто вороны граяли, трупы между собой доля. В несогласии князей, в их раздорах, прошлых и настоящих, автор видит причины тяжелого положения Русской Земли, в конечном счете и поражения князя Игоря. Не потому Игорь потерпел поражение, что был плохим воином, он дерзок, смел, безудержен, но безрассуден, — один идя «на землю половецкую за землю Русскую», один ища чести и славы, он поставил под угрозу благополучие Русской земли. И вот у далеких границ Русской земли, «на синем море у Дона подымается Дева Обида — символ раздоров и распрей, она прогоняет с Русской земли времена обилия, а князья русские, как и прежде, пререкаются друг с другом, говоря: «Это мое, и то мое же». И вот по Русской земле помчались Карна и Жля, погребальные боги, и заплакали русские жены: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать». Храбрые Святославичи — Игорь и Всеволод — не добыли славы себе и Русской земле, они снова «коварство пробудили» в половцах, потопили русское богатство на дне реки Каялы.
Вспомнив о походах Святослава, автор переносится мыслями в Киев и дает нам возможность увидеть поход князя Игоря с высоты золотого киевского стола глазами великого князя Святослава.
Святослав видит «смутный» сон, все образы которого имеют погребальную символику: его накрывают погребальным покрывалом; сыплют ему на грудь жемчуг — символ слез; он видит свой терем златоверхий «без князька» (верхний брус крыши), что также связано с погребальным обрядом: по древнему обычаю покойника выносили, разобрав крышу. Бояре истолковывают сон Святослава: два сокола слетели с отчего золотого стола, чтобы «испить шлемом из Дона», но их «опутали в путы железные» — взяли в плен. Так Святослав узнает о походе и поражении Игоря и Всеволода. Старый, умудренный жизненным опытом князь размышляет о том, что делали Игорь и Всеволод, и произносит «золотое слово, со слезами смешанное». Отсюда, с киевского стола, события на реке Каяле видятся в ином свете, оцениваются с точки зрения судеб всей Русской земли — требовательнее, строже. В «золотом слове» Святослава впервые звучит прямое осуждение Игоря и Всеволода; словами Святослава автор упрекает русских князей в том, что они рано начали себе славы искать, без чести для себя кровь поганых пролили. Автор не унижает достоинства князей, не сомневается в их личном мужестве, но обвиняет их в честолюбивом желании прошлую славу себе присвоить, а будущую славу поделить между собою.
«Золотое слово» Святослава переходит в обращение к русским князьям, автор напоминает каждому из князей о его силе, уме, могуществе. Всех князей — таких храбрых и сильных — он призывает исполниться ратного духа, объединить свои силы и вернуть Руси ее былую славу и могущество. Автор напоминает князьям о том, как в прошлом усобицы обессилили Русскую землю и привели к гибели ее князей. Пример тому — горькая судьба Всеслава Полоцкого, жившего в ХI в., «вещая душа была у него в храбром теле», но много зла принес он, воюя с братьями, добывая себе города; при нем кровавые берега Немиги «не добром были посеяны — посеяны костьми русских воинов». В «золотом слове» Святослава звучит страстный и требовательный призыв автора извлечь из истории поучительные уроки, забыть об обидах и распрях, «встать за землю Русскую, за раны Игоревы».
Из Киева мысль автора переносится в Путивль, здесь на городской стене причитает Ярославна, жена князя Игоря. Она не размышляет, не выносит суровых оценок, как Святослав, она печалится, горюет, что не может, как птица, полететь к своему князю и исцелить его кровавые раны. Обращаясь к стихиям природы — ветру, Днепру, солнцу, она упрекает их в том, что они жестоки к ее милому ладе, заклинает о помощи. Ярославна молит не только о муже, она скорбит о всех русских воинах. В плаче Ярославны слились голоса всех русских женщин, их печаль и нежность.
И снова половецкая степь. Князь Игорь, как бы услышав призыв Святослава и плач Ярославны, бежит из плена. Заклинание Ярославны усмирило силы природы, и они помогают князю Игорю. Автор вновь рядом с князем, пристально следит за каждым его движением: вот Игорь «поскакал горностаем к тростнику», кинулся «белым гоголем на воду», «вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком», «полетел соколом под облаками». Есть что-то сказочное в этом описании побега Игоря, в его способности преображаться в разных животных и птиц, как и в его разговоре с рекой Донцом — князь благодарит Донец за то, что тот «лелеял» его на своих волнах, стлал ему «зеленую траву на своих серебряных берегах», одевал его «теплыми туманами».
Торжественно и празднично заканчивается «Слово» — вся Русская земля радуется возвращению князя: «Солнце светит на небе — Игорь князь в Русской земле... Села рады города веселы».
Урок 4 Литература ХVIII века (общий обзор)