II. Проверка домашнего задания. 1. Упр. 426 (вводные слова, обращения, междометия): выразительное чтение

1. Упр. 426 (вводные слова, обращения, междометия): выразительное чтение, объяснение знаков пунктуации; в это время на доске несколько человек делают лингвистический разбор.

2. Работа с таблицей «Типы знаков препинания».

Примечание. Сетка таблицы должна быть заранее выполнена на доске. Заполняем ее вместе, выбирая лучшие примеры.

Знак препинания Тип знака (выделительный / разделительный) Примеры
Точка Разделительный Весна пришла неожиданно.
Восклицательный знак Разделительный Вот и каникулы!
Вопросительный знак Разделительный Скоро ли кончится урок?
Запятая Разделительный / выделительный Лошади тронулись, колокольчик зазвенел. / Вы, дедушка, отдохните.
Тире Разделительный / выделительный Лес рубят — щепки летят. / Мой приход — я заметил это — смутил его.
Скобки Выделительный Первым тире («черту») стал употреблять Н. М. Карамзин.
Двоеточие Разделительный Все расцвело: и природа, и люди на улицах.
Кавычки Выделительный «Который час?» — спросил я у прохожего.

III. Закрепление изученного

1. Объяснительный диктант.

1) Нет, не словарь лежит передо мной, а древняя рассыпанная повесть.

2) О сад ночной, печальный караван немых дубов и неподвижных елей!

3) «Вы находитесь возле трактира «Адмирал Бенбоу», в бухте Черного Холма, добрый человека», — сказал я.

4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил.

5) «Знаешь, — заговорил слепой, — я ведь чувствую солнце и знаю, когда оно закатилось».

6) Теплый дом, чистая одежда, вкусная еда — все это тогда казалось нам недостижимым счастьем.

7) Вот дождь зашуршал по крыше дальнего сарая, вот перешел через дорогу, вот ударил по ступеням и, наконец, захватив весь двор, стал набирать силу.

8) Голубушка, как хороша!

9) Как выражаются моряки, ветер крепчал.

10) Пора, казалось бы, заканчивать письмо.

2. Упр. 430 (знаки препинания при диалоге): 1 часть — письменно, II часть — выразительное чтение в лицах.

IV. Комплексная работа с текстом

Упр. 428: озаглавить текст, составить план, определить стилистическую принадлежность текста.

Примечание. Письменно упражнение можно сделать по вариантам: I вариант — первые три абзаца текста, II вариант — четвертый абзац. После выполнения — взаимопроверка.

Комментарии учителя

Вариант заголовка: «Как писал Гайдар.

Стиль текста — публицистический.

Примерный план:

1) книги в жизни Гайдара;

2) сочинение вслух;

3) Отношение Гайдара к слову.

После обсуждения плана — краткий пересказ текста (по пунктам).

V. Сведения по истории языкознания

Чтение текстов упр. 429 (А. М. Пешковский), 431 (История знаков препинания), ответы на вопросы.

Домашнее задание. Упр. 433.

Уроки 101-102. Контрольный диктант.

Подведение итогов года

Цель урока: повторение и закрепление пройденного, проверка знаний учеников.

Методические приемы: диктант.

Ход урока

Контрольный диктант.

Морские светофоры

Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн, и конечно, по звездам. Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звезды — маяки.

Разводить большие костры на прибрежных холмах, чтобы указывать путь судам, первыми стали древние островитяне Полинезии. В VI тысячелетии до нашей эры, ничего не ведая о навигаторах Океании, к такой же мысли пришли жители Средиземноморья. В ясную погоду поддерживать огонь было несложно, но в дождь и ветер, как раз когда береговой ориентир нужнее всего, костер часто потухал. Да и как отличить сигнальный костер от обычного, разведенного местными жителями где угодно, хоть бы и на скалах? Поэтому уже древние греки начали строить высокие башни. На их верхушке, под навесом, и разводили костер.

Маяки устанавливали на выступающих в море мысах, на неприметных, но опасных для кораблей отмелях, в проливах и при входах в гавани. Во время жестокого шторма свет маяка на горизонте воспринимался экипажем как знак Провидения, как благоволение судьбы — он означал близость земли и спасение.

Самым известным в древности был Александрийский маяк, построенный в III веке до нашей эры на острове Фарос. Это было поистине исполинское сооружение. Его башня поднималась более чем на сто тридцать метров, при том что большая часть современных маяков не достигает и тридцати метров. На верхушке маяка разводили громадный костер, отражавшийся в системе зеркал. Его огонь был виден в море за шестьдесят километров.

Это грандиозное сооружение в древности считали одним из семи чудес света. Александрийский исполин послужил образцом для десятков маяков, построенных древними римлянами в Европе. Знаменитый маяк продолжал действовать вплоть до 1326 (тысяча триста двадцать шестого) года, когда он был разрушен землетрясением. Его руины стали частью стен турецкой крепости. А название Фарос стало нарицательным. От него произошли и наши «фары». (290 слов.)

(Т. Чернышева)

Примечание. В качестве контрольной работы можно использовать один из диктантов Приложения 2, а также упр. 433 (изложение по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Воробей).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диктанты

Наши рекомендации