Героиня — герой-любовник — второй любовник.

В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Принцип трех единств обусловлен требованием подражания природе:

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет

Лишь в этом случае оно нас увлечет[3]

— единство времени: действие развивается не более суток;

— единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;

— единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом, т.е. не должно быть побочных действий, персонажей.

Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта: в третьем — кульминация, в четвертом — развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

Четкое деление на высокие и низкие жанры.

Строгая иерархия жанров[4]

Героиня — герой-любовник — второй любовник. - student2.ru

В них отражались общественная В них описывалась повседневная

жизнь, история; действовали герои, жизнь обычных людей. Допускалось

полководцы, монархи. Также испо- использование прозы или разностоп-

льзовались мифологические и биб- ных стихов, бытовых деталей, разго-

лейские сюжеты. Время классициз- ворного стиля речи.

ма — время просвещенного абсо- Французские классицисты: драма-

лютизма: очень важна была идея турги Корнель, Расин, Мольер,

служения государству, выполнения баснописец Лафонтен, автор

гражданского долга. трактата «Поэтическое искусство»

Обычно писались александрийским Буало, Вольтер.

стихом, в них не допускалось исполь- Комедия, сатира, басня.

зование разговорных оборотов, а

конкретные названия часто заменяя-

лись родовыми (например, вместо

волк — зверь).

Трагедия, эпопея, ода.

Далее можно предложить учащимся познакомиться со статьей учебника «Русская литература ХVIII века» (по Г. Макогоненко) и дополнить материал конспекта, в основном сведениями о деятельности отдельных «литераторов».

V. Работа со статьей учебника «Классицизм»

В тетради выписываются определение классицизма, отличия русского и западноевропейского классицизма.

Учителю необходимо подчеркнуть, что классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности и в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам. Искусство сознательно ставило перед собой задачу социального и нравственного воспитания сограждан.

Домашнее задание

1. В письменном размышлении попытаться определить роль литературы ХVIII в. в истории русской литературы вообще.

2. Читать комедию Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

Уроки 5—6. Пьеса эпохи классицизма.

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

(1 урок)

Цели урока: рассмотреть признаки классицизма в драме; познакомиться с биографией и очерком творчества Ж.-Б. Мольера.

Словарная работа: резонёр.

Ход урока

I. Работа с учебником

Чтение статьи «Французский классицизм» с дополнениями и комментариями учителя.

В результате работы в тетрадях учащихся должен остаться план.

1. Строгая иерархия жанров в классицизме.

2. Комедия в системе жанров:

а) изображение повседневной жизни, людских пороков;

б) условный сюжет, комедийная схема;

в) задача «смешить и смехом пользовать»;

г) установка на разговорный язык;

д) счастливый конец;

е) 5 действий.

3. Правила трех единств в драматургическом произведении:

а) единство места;

б) единство действия;

в) единство времени.

4. Герои пьес классицизма:

а) «неизменность героя (отсутствие внутреннего развития);

б) герой — воплощение одной черты (говорящие фамилии);

в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;

г) герой-резонёр.

Словарная работа.

Резонёр — персонаж литературы ХVII—ХVIII вв. (особенность комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций.

Наши рекомендации