Читать, играть, ходить, строить, рисовать.
3. Разбор по составу слов:
березка, подготовка, выход, переход, походка.
Порядок разбора:
1) Найти окончание. Для этого изменить слово по числам или по вопросам, окончание — это та часть, которая изменилась.
2) Найти корень. Для этого подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.
3) Найти приставку. Она стоит перед корнем. Для этого сравнить однокоренные слова с разными приставками и без приставки.
4) Найти суффикс. Он стоит после корня:
4. Наблюдение над смысловым значением суффиксов и их ролью в языке.
— Вы знаете сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
— Почему в сказке говорится «сестрица», а не «сестра»? «Аленушка», а не «Алена»?
— Выясним, с помощью какой части слова передается это ласковое отношение.
Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетради:
Сестра /\ Сестрица | Брат /\ Братец | Алена |
Аленушка
Иванушка
Иван Иванушка
— С помощью каких суффиксов образовались слова сестрица,
Братец? Аленушка, Иванушка?
5. Анализ текста и списывание упражнения из учебника.
— Спишите письмо Маши. Обозначьте окончание, корень и суффикс выделенных слов.
6. Образование слов и их разбор.
— С помощь суффиксов образуйте однокоренные слова. Выделите части слова.
— Какой смысловой оттенок придают словам суффиксы -еньк-, -очк -?
7. Сравнение однокоренных слов с разными суффиксами. Учащиеся читают текст про себя и готовятся к выразительному чтению.
Проводится сравнение слов по смыслу и составу.
8. Обобщение.
— Расскажите о суффиксах. Для чего они нужны в речи?
— Докажите своими примерами.
9. Домашнее задание.
Кейс 9
Выполните анализ уроков русского языка с точки зрения присутствия факторов, влияющих на усвоение орфографии (1. Определите, какие факторы влияют на усвоение орфографических знаний в процессе выполнения заданий и упражнений на данных уроках. 2. Определите вид работ, проводимых на этих уроках. 3. Сформулируйте методическую задачу, решаемую на каждом этапе урока.)
Тема «Мягкий знак на конце слов» (II класс, I-IV)
1. Проверка домашнего задания.
— Прочитайте текст. Какие знаки стоят в конце предложений? Почему?
— Какое значение имеет слово хлебв первом предложении?
2. Запись под диктовку слов с непроверяемыми гласными: карандаш, работа, медведь, колхоз.Объяснение написания, исправление ошибок.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Наблюдение над мягким согласным звуком на конце слова и его обозначением по упражнению учебника. Учащиеся подводятся к выводу, что мягкий согласный в конце слова обозначается двумя буквами: согласной буквой и мягким знаком. Дается образец рассуждения:
— На конце слова декабрьпроизносится мягкий согласный звук [р'],который на письме обозначаем буквой «эр» и мягким знаком.
5. Упражнения в написании слов с мягким согласным звуком на конце (по учебнику).
6. Итог урока.
— Что обозначает мягкий знак в конце слова?
— Почему важно знать, когда пишется мягкий знак?
7. Домашнее задание.
Кейс 10
Выполните анализ уроков русского языка с точки зрения присутствия факторов, влияющих на усвоение орфографии (1. Определите, какие факторы влияют на усвоение орфографических знаний в процессе выполнения заданий и упражнений на данных уроках. 2. Определите вид работ, проводимых на этих уроках. 3. Сформулируйте методическую задачу, решаемую на каждом этапе урока.)
Тема «Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне»(III класс, I-IV)
1. Диктант с предварительной подготовкой по тексту учебника.
2. Распознавание слов, сходных по звучанию. Учитель читает предложения: