Тема «Перенос слов» (II класс, I—IV)

1. Проверка домашнего задания.

2. Сообщение цели урока и ознакомление с правилами пере­носа слов по слогам.

1) Запись под диктовку предложения Лисица услыхала собак и навострила уши.Слово навострилаучащиеся не могут записать полностью на строчке. Возникает необходимость перенести слово. Учитель говорит, как слово можно перенести по слогам. Учащиеся делят слово на слоги и выбирают для себя один из возможных вариантов переноса: на-вострила, наво-стрила, навостри-ла— и до­писывают предложение

– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно переносить слова.

— Почему необходимо это уметь?

— Какое правило переноса слов вы уже знаете?

2) Работа с разрезной азбукой.

Учащиеся составляют слова: дружба, страна, девочка, Аня.Слова делят на слоги и, передвигая их, показывают возможные варианты переноса. (Учитель обращает внимание на варианты переноса: друж­ба, дру-жба.)

3) Работа с правилом.

— Сколько слогов в слове Аня?

— Вслове два слога, но перенести его нельзя. Почему?

— Ответ на этот вопрос найдите в учебнике и прочитайте.

После ознакомления с правилом целесообразно предложить уча­щимся подобрать примеры слов, которые нельзя перенести. Неко­торые слова можно записать.

3. Выполнение упражнений по учебнику.

4. Обобщение о правилах переноса (по тексту правила из учеб­ника).

5. Домашнее задание.

Тема «Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке» (III класс, I-IV)

1. Проверка домашнего задания.

2. Письмо по памяти.

3. Наблюдение над лексическим значением слов с пристав­ками.

Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них:

1) разрезать лист бумаги;

2) надрезать лист;

3) вырезать треугольник;

4) срезать угол.

Второй ученик в это время записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.

— Выделите корень и приставку в словах, которые записаны на доске.

— Чем различаются слова по смыслу?

— Какая часть слова делает их разными по смыслу?

4. Дополнение текста подходящими по смыслу словами с при­ставками.

— Дополните предложения однокоренными словами с корнем -рез-.Слова должны отвечать на вопрос: «Что сделала?» Выделите корень и приставку.Девочки делали из бумаги игрушки для елки. Таня Шилина ... лист на полоски и стала клеить цепь. Наташа Соловьева ... фигур­ку лисы. Марина Васильева ... края бумаги. Она делала коробочку.

(Слова для справок: вырезала, разрезала, надрезала.)

— Найдите и прочитайте в учебнике правило о приставке.

5. Составление предложений по картинке в учебнике и запись текста упражнения.

6. Словообразовательная работа по упражнению учебника.

7. Итог урока.

— Расскажите о приставке. Приведите пример, доказывающий, что с помощью приставок образуются новые слова.

8. Домашнее задание.

Кейс 3

Выполните анализ конспекта урока: 1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на данном уроке. 2. Определите, какие принципы реализуются в процессе этого урока. 3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка.

4. Охарактеризуйте методы, с помощью которых организовано обу­чение на данном уроке.

Тема: Правописание глаголов с тся, ться (IV класс, I – IV)

I. Организационный момент.

-Урок русского языка, садитесь. Запишите дату, классная работа.

- Отгадайте загадку:

Что без меня предметы?

Лишь названья,

А я приду,

Все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

(Глагол)

-Мы продолжим работу с глаголами и раскроем еще одну тайну этой части речи.

II. Актуализация знаний.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

– Прочитайте предложение.

– Как его можно назвать?

– Да, это народная мудрость. Как вы ее понимаете?

– Какая буква встречается чаще других?

Напоминаю, что при написании и заглавной и строчной буквы необходимо соблюдать одинаковое расстояние между палочками.

– Верхний элемент заглавной буквы параллелен линии строки.

– Спишите пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

– Подчеркните глаголы.

– Назовите.

– Как называются глаголы: не боится и трудиться?

– Как определили? Почему их так называют?

III. Формулировка темы.

– Что необычного заметили в этих глаголах?

– Что же предстоит выяснить на уроке?

Т?СЯ

(учитель прикрепляет карточку на доску)

IV. Постановка проблемы.

- Обратимся за помощью к словам, может быть, они нам помогут.

- Умываться, причесываются, переливаются, купаться, отправляется, собираться, огорчаться, нырял, защищается.

- Прочитайте.

- Что общего у этих слов?

- Какой лишний? Почему?

- На какие группы бы разделили. Посоветуйтесь в парах

- Ваше мнение?

- Какая из этих классификаций поможет решить поставленную проблему?

- Разобьем глаголы на две группы. В первый столбик запишите глаголы с сочетанием ться, в другой с сочетанием тся.

( Один из учеников на доске прикрепляет карточки в два столбика)

– Проведем исследование, почему в одних возвратных глаголах перед ся пишется ь, а в других не пишется. – – – Работаем в четверках.

V. Открытие нового знания.

- Обсудим к каким выводам пришли.

(По ходу обсуждения учитель фиксирует карточки на доске:

ТЬСЯ ТСЯ

Н.Ф. 3 ЛИЦО

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЮТ?

Наши рекомендации