Тема «Перенос слов» (II класс, I—IV)
1. Проверка домашнего задания.
2. Сообщение цели урока и ознакомление с правилами переноса слов по слогам.
1) Запись под диктовку предложения Лисица услыхала собак и навострила уши.Слово навострилаучащиеся не могут записать полностью на строчке. Возникает необходимость перенести слово. Учитель говорит, как слово можно перенести по слогам. Учащиеся делят слово на слоги и выбирают для себя один из возможных вариантов переноса: на-вострила, наво-стрила, навостри-ла— и дописывают предложение
– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно переносить слова.
— Почему необходимо это уметь?
— Какое правило переноса слов вы уже знаете?
2) Работа с разрезной азбукой.
Учащиеся составляют слова: дружба, страна, девочка, Аня.Слова делят на слоги и, передвигая их, показывают возможные варианты переноса. (Учитель обращает внимание на варианты переноса: дружба, дру-жба.)
3) Работа с правилом.
— Сколько слогов в слове Аня?
— Вслове два слога, но перенести его нельзя. Почему?
— Ответ на этот вопрос найдите в учебнике и прочитайте.
После ознакомления с правилом целесообразно предложить учащимся подобрать примеры слов, которые нельзя перенести. Некоторые слова можно записать.
3. Выполнение упражнений по учебнику.
4. Обобщение о правилах переноса (по тексту правила из учебника).
5. Домашнее задание.
Тема «Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке» (III класс, I-IV)
1. Проверка домашнего задания.
2. Письмо по памяти.
3. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками.
Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них:
1) разрезать лист бумаги;
2) надрезать лист;
3) вырезать треугольник;
4) срезать угол.
Второй ученик в это время записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.
— Выделите корень и приставку в словах, которые записаны на доске.
— Чем различаются слова по смыслу?
— Какая часть слова делает их разными по смыслу?
4. Дополнение текста подходящими по смыслу словами с приставками.
— Дополните предложения однокоренными словами с корнем -рез-.Слова должны отвечать на вопрос: «Что сделала?» Выделите корень и приставку.Девочки делали из бумаги игрушки для елки. Таня Шилина ... лист на полоски и стала клеить цепь. Наташа Соловьева ... фигурку лисы. Марина Васильева ... края бумаги. Она делала коробочку.
(Слова для справок: вырезала, разрезала, надрезала.)
— Найдите и прочитайте в учебнике правило о приставке.
5. Составление предложений по картинке в учебнике и запись текста упражнения.
6. Словообразовательная работа по упражнению учебника.
7. Итог урока.
— Расскажите о приставке. Приведите пример, доказывающий, что с помощью приставок образуются новые слова.
8. Домашнее задание.
Кейс 3
Выполните анализ конспекта урока: 1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на данном уроке. 2. Определите, какие принципы реализуются в процессе этого урока. 3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка.
4. Охарактеризуйте методы, с помощью которых организовано обучение на данном уроке.
Тема: Правописание глаголов с тся, ться (IV класс, I – IV)
I. Организационный момент.
-Урок русского языка, садитесь. Запишите дату, классная работа.
- Отгадайте загадку:
Что без меня предметы?
Лишь названья,
А я приду,
Все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
(Глагол)
-Мы продолжим работу с глаголами и раскроем еще одну тайну этой части речи.
II. Актуализация знаний.
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
– Прочитайте предложение.
– Как его можно назвать?
– Да, это народная мудрость. Как вы ее понимаете?
– Какая буква встречается чаще других?
Напоминаю, что при написании и заглавной и строчной буквы необходимо соблюдать одинаковое расстояние между палочками.
– Верхний элемент заглавной буквы параллелен линии строки.
– Спишите пословицу, соблюдая правила каллиграфии.
– Подчеркните глаголы.
– Назовите.
– Как называются глаголы: не боится и трудиться?
– Как определили? Почему их так называют?
III. Формулировка темы.
– Что необычного заметили в этих глаголах?
– Что же предстоит выяснить на уроке?
Т?СЯ
(учитель прикрепляет карточку на доску)
IV. Постановка проблемы.
- Обратимся за помощью к словам, может быть, они нам помогут.
- Умываться, причесываются, переливаются, купаться, отправляется, собираться, огорчаться, нырял, защищается.
- Прочитайте.
- Что общего у этих слов?
- Какой лишний? Почему?
- На какие группы бы разделили. Посоветуйтесь в парах
- Ваше мнение?
- Какая из этих классификаций поможет решить поставленную проблему?
- Разобьем глаголы на две группы. В первый столбик запишите глаголы с сочетанием ться, в другой с сочетанием тся.
( Один из учеников на доске прикрепляет карточки в два столбика)
– Проведем исследование, почему в одних возвратных глаголах перед ся пишется ь, а в других не пишется. – – – Работаем в четверках.
V. Открытие нового знания.
- Обсудим к каким выводам пришли.
(По ходу обсуждения учитель фиксирует карточки на доске:
ТЬСЯ ТСЯ
Н.Ф. 3 ЛИЦО
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЮТ?