Тема: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»
Тема: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»
Любовь – одно из самых прекрасных чувств, которые способен испытать человек. Она пробуждает ответное чувство, лечит душу, способно спасти жизнь. Тот, кто любит, раскрывает в себе такие качества как доброта, мужество, храбрость, милосердие.
Мы можем наблюдать это в произведение Михаила Афанасьева Булгакова «Мастер и Маргарита». Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни. – Он его полюбил, и что-то повернулось в душе Пилата. И с этого момента начинается его перевоплощение.
Но любовь раскрывает не только положительные качества, но и отрицательные. Например, ревность. Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. В произведении Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» ревность разъедает душу Натальи Мелеховой. В своей ревности она доходит до ненависти, и в одну трагическую минуту Наталья просит у Бога смерти мужу, отцу своих детей! Какой страшный грех!
В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, какие качества раскрывает в человеке любовь. По-моему, любовь раскрывает как положительные, так и отрицательные качества человека.
(195 слов)
– «Любовь зачастую становится одержимостью, как это было у Парфена Рогожина, одного из героев романа Ф.М. Достоевкого «Идиот». Безответная любовь и ревность пробудили в нем жестокость, толкнули на преступление. Он чуть было не зарезал Мышкина, которого спас лишь внезапный припадок падучей. А ведь князь зла Рогожину никогда не желал. В конце романа Рогожин все-таки совершает преступление: он убивает Настасью Филипповну. Убить свою возлюбленную из-за безответной любви – что может быть безумнее? Какое другое чувство может подтолкнуть человека на такой шаг?»
– «Несомненно чувство любви прекрасно, но оно далеко не всегда проявляет в человеке его лучшие стороны. Порой оно заставляет забывать свои обязательства, свой долг перед другими людьми. Примером этому могут служить отношения Юрия Живага и Ларисы Гишар – героев романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Юра хорошо воспитан, честен, благороден, но тем не менее он проявляет слабость воли и не может заставить себя не общаться с Ларисой, хотя имеет жену и ребенка. Любовь приводит его ко лжи, измене супружеском у долгу.
Выходит, что далеко не всегда из прекрасного появляется прекрасное. Например, герой романа Л.Н. Толстого «Война мир» Андрей Болконский, когда узнает, что его возлюбленная Наташа Ростова пытается сбежать с Анатолем Курагиным, отнюдь не думает о прощении, он жаждет мести и поэтому на протяжении долгого времени пытается найти и убить Анатоля. Его гордость не позволяет ему просто простить Наташу и забыть Курагина.
Я думаю, что любовь может раскрыть какие-то качества человека, но не может его изменить. Даже такое сильное чувство не способно поменять то, что было заложено в человеке с рождения. Как ни старалась Ольга Ильинская, ее труды оказались напрасными. Даже великая любовь к Наташе не могла усмирить гордость князя Андрея. На мой взгляд, Юрий Живаго проявляет слабохарактерность не только в приведенном мной эпизоде. Например, когда в конце романа Живаго уже знает, что в любую минуту за ним с Ларой могут прийти и арестовать их, он долгое время ничего не предпринимает, в итоге – лишь приезжает с нею в усадьбу, хотя там ничуть не менее опасно. Он не может ни на что решиться. Он просто слабоволен. Это доказывает, что любовь к Ларе просто раскрыла, а не породила в нем это качество.
Подводя итог, можно сказать, что любовь вытаскивает наружу плохие или хорошие стороны человеческого характера, но никогда не меняет его».
Пример 1.
Комментарий
Работа может быть признана глубокой и оригинальной. Автор сочинения использует синтез названных выше подходов. Наряду с хорошей эрудицией и высоким уровнем общекультурной подготовки автор приведенной работы продемонстрировал способность обогащать и углублять исходный тезис дополнительными смыслами (вопрос о том, самостоятелен ли «свободный» выбор человека). Демонстрируя свободное владение стилистикой эссе, обучающийся завершает сочинение вопросом, выводящим текст в разомкнутое дискуссионное пространство. Не пытаясь свести тему к какому-либо окончательному смысловому знаменателю, выпускник обнажил ее принципиальную неисчерпаемость и одновременно сумел высказать собственное мнение о сформулированной в рамках темы проблеме.
Пример 2.
Комментарий
В данном сочинении удачно сформулированы мысли во вступлении и заключении: актуализирована проблема высказывания и сделаны соответствующие выводы. В этих частях работы автор избежал канцеляризмов и речевых штампов, вписал проблему времени в контекст собственного мировосприятия, поэтому обращение выпускника к примерам из физики выглядят органично и оригинально. Однако главной части сочинения недостает глубины рассуждений. Выпускник оценивает Обломова как реального живого человека, а не как литературный образ. Автор сочинения говорит об Обломове: «Он умер, не оставив после себя следа в истории. Время унесет всю память об Илье Ильиче». Но образ Обломова, созданный И. А. Гончаровым, как раз и стал глубоким следом в истории литературы, и время не стерло память о герое, как о типичном образце русского национального характера. Хотя в работе есть несколько незначительных речевых недочетов (нарушение лексической сочетаемости в выражении «отличный пример человека», повтор выражений «на диване» во втором абзаце работы и слова «человек» в последнем предложении), язык сочинения отличается живостью и внятностью. Выпускник точно выражает мысли, использует разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употребляет научные и литературные термины, не допускает речевых штампов.
Пример 3.
Комментарий
Эту работу нельзя считать идеальной, однако в ней есть такие положительные черты, которые можно увидеть далеко не в каждом итоговом сочинении. Главное достоинство работы – ее самостоятельность и честность в выражении собственной позиции, без «оглядки на авторитеты». Автору высказывания явно недостает интеллектуальной глубины, жизненного и читательского опыта. Но выпускник открыто выражает свою позицию по отношению к роману «Война и мир», причем не с целью эпатажа, а спокойно и прямо, несмотря на то, что она идет вразрез с общепринятой точкой зрения. Сочинение подтверждает, что его автор – заинтересованный читатель, хотя и не обладающий сформированным зрелым читательским вкусом.
Пример 4.
Комментарий
Достоинством этого сочинения является понимание темы и обоснованное ее раскрытие, осмысленное и уместное привлечение литературного материала как из школьного курса, так и прочитанного самостоятельно (романов И.А. Ефремова «Лезвие бритвы» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Следует отметить убедительную аргументацию рассуждений об историческом опыте, нравственных уроках истории для развития человечества, что является необходимым условием связи времен.
Во вступлении к сочинению обозначен главный тезис для размышлений: «…Прошлое тесно связано с настоящим», а все дальнейшие рассуждения с привлечением литературного материала ориентированы на аргументацию этого тезиса.
В основной части работы выпускница анализирует две композиционные линии романа Булгакова и показывает их содержательные переклички, а на материале книги Ефремова приходит к выводу о важности осмысления нравственных уроков истории, необходимых для «связи времен».
Заключение к сочинению органично соотносится с его вступлением (формулируются необходимые и обоснованные выводы).
Следует отметить и гармоничное соотношение объема смысловых частей сочинения: приблизительно треть всей работы занимают вступление и заключение, а практически две трети текста занимает его основная часть, что близко к оптимальным пропорциям ученического сочинения.
Работа написана хорошим литературным языком и не содержит грубых речевых ошибок.
Однако было бы неправильным не заметить в этом сочинении отдельных недочетов. Во-первых, в нем есть фактические неточности: жители Иудеи названы израильтянами (государство Израиль образовано в 1949 году), а слова Воланда о москвичах во время сеанса черной магии процитированы неточно, так как Воланд в романе говорит: «…Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».
Во-вторых, в тексте работы есть логическая ошибка: утверждается, что «связь прошлого и настоящего проявляется еще и в том, что люди, а значит, и события не меняются». По отношению к людям и их порокам это справедливо, но то, что от этого не меняются события – вопрос спорный. Скорее, события повторяются в каждой эпохе на новом витке развития человечества, но это уже другие события, хотя в них можно найти отдельные переклички.
Непонимание темы
Ниже приведен фрагмент сочинения на тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?». Его автор не дает ответ на предложенный вопрос, а лишь приводит заранее заготовленные примеры, не подкрепляя их собственными рассуждениями.
Передо мной тема сочинения, которая заинтересовала меня, это тема с направлением «Дом». Что дом может рассказать о своем хозяине? Я считаю, что абсолютно все, ведь человек сам создает интерьер дома и старается сделать все лучше и лучше, заменить что-то старое на новое, тем самым показывает свое небезразличие к жилищу. Соблюдая чистоту в доме, хозяин показывает чистоту своей души, любовь к месту, где он живет. Как говорится «Наш дом – наша крепость».
Итак в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание» автор описывает Петербург. Дома там желтые, хмурые и это говорит о том, что люди, живущие в этих домах, больны по-своему. В произведении так же есть описание комнаты Раскольникова. Мама Родиона сравнивает ее с гробом. То есть появляется ощущение тесноты. И другие герои живут на очень маленьких территориях. Например, Лизавета очень забита, у нее вообще не было своей комнаты. Она жила с сестрой.
В произведении Валентина Распутина «Прощание с матерой» автор очень трагично показывает прощание жителей деревни со своими домами перед их сожжением. Люди белят и красят дома, заборы, окошки. Вешают занавески, даже оставляют некую мебель, так как считают, что у домов, как и у людей есть душа. Все домики до отъезда жителей из деревни ухожены, то есть, можно сказать, что их хозяева были очень добрыми, заботливыми, простодушными людьми и относились к домам, как к членам своей семьи. Никто не хотел оставлять свои родные дома, отдавать их на растерзание. Можно сказать, что между хижинами и их хозяевами была неразрывная, духовная и моральная связь.
Неточное словоупотребление
«Когда мне хочется посмотреть на большую, чистую любовь, я открываю романы…»; «Мы становимся свидетелями той разрушительно-созидательной формы чувств между Наташей Ростовой и Андреем Болконским, которая ранит их…»; «время – бесконечно протяженная в пространстве вещь»; «Свою правдивость я хотела бы доказать»; «В самом начале истории рассказывается о злобном и кровожадном тиране, постигшему участь своего отца»;
Стилистические ошибки
«Книга может подсобить с ответом»; «К сожалению, бывают моменты в жизни, о которых мы не любим вспоминать: болезни, смерть, война и многое такое»; «Он познал, как ошибался, когда хотел сигануть в окно»; «На поставленный вопрос мне поможет ответить культовый роман известного русского писателя Гоголя “Мертвые души”»;
Речевые штампы
«Любовь побуждает нас быть стойкими и сильными в трудную минуту ради своей второй половинки»; «Литература – духовный наставник каждого человека. Книга – верный друг и соратник, который может прийти на помощь в любую минуту, подсказать верное решение…»; «Год литературы может помочь людям осознать всю важность литературного чтения и направить их на путь истинный»; «Пользуясь случаем, приведу в пример одного из героев»; «Для каждого человека дом – это святое место. Никто не забудет свое родное гнездо»;
Канцелярит
«Подтверждение моих слов можно найти в рассказе А.П. Чехова «Палата №6». А именно ознакомиться с работой Андрея Ефимовича Рагина»; «Развитие индивида посредством литературы начинается с самого раннего возраста, уже тогда ребенок изучает детскую литературу»; «Исходя из вышесказанного, можно сказать»;
Ошибки мышления
1. Фактические ошибки
Ошибки содержания языковых единиц
Искаженное восприятие социальных явлений: «И он привел в пример другого народа в лице Штольца»; искаженное восприятие терминов и понятий: «В этой семье свои нравственные ценности. По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли…»; искаженное восприятие пословиц, поговорок, метафорических высказываний: «Когда мы произносим эти слова «моя хата с краю», мы оскверняем свой родной дом»; «Я думаю, что высказывание «моя хата с краю» – не очень хороший принцип, так как человеку без разницы, где ему жить, в городе или за городом»; искаженное восприятие процессов: «Катерина Петровна своей любовью дала дочери Насте образование»; «Кто помогает передать нам произведение? Конечно же, книга»; искаженное восприятие названий (имен собственных) объектов действительности: «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Герн»; «Героиня «Гранатового браслета» – графиня Вера Шейн».
Ошибки формы языковых единиц
Незнание исторических реалий, искажение социокультурного контекста, соответствующего произведению: «Гринев стал грамотным к 12 годам благодаря Савельичу»; смешение фактов различных историко-культурных пластов: «Графиня Ростова была очень хорошей домохозяйкой»; «<о семье Ростовых> По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли, мюзиклы»; «Мармеладов попал под сокращение»;искажение звуковой оболочки слов: «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Герн»;искажения антропонимов художественного произведения: Екатерина («Гроза»); Наталья Ростова.
Ошибки понимания
Случаи искажения существенных для понимания авторской позиции деталей произведения или фактов действительности: «Лермонтов говорил, что «Печорин есть название произведения», каким бы он ни был»; «Акакий был мелким чиновником, его работа заключалась только в корректировке документов; случаи искажения характеристики персонажей: «Раскольников был циничным, жестоким человеком».
2. Логические ошибки (нарушение критерия логичности речи)
Пропуск структурно необходимых компонентов мысли: «Перед тем, как упасть с обрыва, на улице внезапно разыгралась гроза»; «В нашем XXI веке не осталось тех мужчин, которые были раньше»; «В романе Лермонтова «Герой нашего времени» изначальное непонимание главного героя – Печорина – сделало его чуждым к слабостям»; искажение причинно-следственных отношений и связей явлений: «Если привести в пример стихотворение Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», то он писал…»; «Для кого-то дом – это место, где человек просто ест, пьет и спит. Но это не его вина, значит, человека так приучили с детства»; искажение логики субъектно-объектных отношений: «Любовь<…> не видит недостатки. Например, человек некурящий, непьющий, работоспособный, а кто-то любит и наоборот»; «Он сразу понял, что хозяйством тут не занимаются, а только поддерживают его на одном уровне»; части суждения (предложения) содержат взаимоисключающие понятия: «В монастыре все было так монотонно и однообразно, что его жизнь летела очень быстро»; части суждения содержат несоотносимые по содержанию понятия: «Жизненный путь – это не только наличие или отсутствие работы»; «Да, Есенину, как и всем, приходилось нелегко – разные восстания, митинги, житейские проблемы»; ошибки определения понятий, неудачный выбор слова для обозначения родового понятия: «Время – это пространство, в котором человек рождается»; создание бессмысленных суждений: «В ответе на этот вопрос сложно выразить общее мнение к этому вопросу»; «Горький при создании этого произведения придумал таких героев, которые подходили в данное произведение».
Коммуникативные ошибки
Чрезвычайно обобщенные и безапелляционные оценочные суждения: «На мой взгляд, я полностью раскрыл тему, и я в ней не могу не согласиться “Дом – это место или люди?”»; «Помогает ли любовь понять себя? Это очень редкий вопрос в наше время. А если задавать его, то люди вступают в ступор»; «В наше время все уже позабыли про настоящую искреннюю любовь»; «Таким образом, можно сделать вывод, что человек без дома – это уже не человек, это животное, которому ничего не надо»; «Детство и юность. Какую роль они играют в жизни человека? К сожалению, в наше время родители довольно редко задают себе этот вопрос. Они не понимают, что будущая жизнь их детей напрямую зависит от детства»; коммуникация с нулевым восприятием: «И при изучении литературы разных веков и народов можно понять, на какой направленности развивалось наследие нашей нынешней литературы».
Тема: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»
Любовь – одно из самых прекрасных чувств, которые способен испытать человек. Она пробуждает ответное чувство, лечит душу, способно спасти жизнь. Тот, кто любит, раскрывает в себе такие качества как доброта, мужество, храбрость, милосердие.
Мы можем наблюдать это в произведение Михаила Афанасьева Булгакова «Мастер и Маргарита». Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни. – Он его полюбил, и что-то повернулось в душе Пилата. И с этого момента начинается его перевоплощение.
Но любовь раскрывает не только положительные качества, но и отрицательные. Например, ревность. Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. В произведении Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» ревность разъедает душу Натальи Мелеховой. В своей ревности она доходит до ненависти, и в одну трагическую минуту Наталья просит у Бога смерти мужу, отцу своих детей! Какой страшный грех!
В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, какие качества раскрывает в человеке любовь. По-моему, любовь раскрывает как положительные, так и отрицательные качества человека.
(195 слов)
– «Любовь зачастую становится одержимостью, как это было у Парфена Рогожина, одного из героев романа Ф.М. Достоевкого «Идиот». Безответная любовь и ревность пробудили в нем жестокость, толкнули на преступление. Он чуть было не зарезал Мышкина, которого спас лишь внезапный припадок падучей. А ведь князь зла Рогожину никогда не желал. В конце романа Рогожин все-таки совершает преступление: он убивает Настасью Филипповну. Убить свою возлюбленную из-за безответной любви – что может быть безумнее? Какое другое чувство может подтолкнуть человека на такой шаг?»
– «Несомненно чувство любви прекрасно, но оно далеко не всегда проявляет в человеке его лучшие стороны. Порой оно заставляет забывать свои обязательства, свой долг перед другими людьми. Примером этому могут служить отношения Юрия Живага и Ларисы Гишар – героев романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Юра хорошо воспитан, честен, благороден, но тем не менее он проявляет слабость воли и не может заставить себя не общаться с Ларисой, хотя имеет жену и ребенка. Любовь приводит его ко лжи, измене супружеском у долгу.
Выходит, что далеко не всегда из прекрасного появляется прекрасное. Например, герой романа Л.Н. Толстого «Война мир» Андрей Болконский, когда узнает, что его возлюбленная Наташа Ростова пытается сбежать с Анатолем Курагиным, отнюдь не думает о прощении, он жаждет мести и поэтому на протяжении долгого времени пытается найти и убить Анатоля. Его гордость не позволяет ему просто простить Наташу и забыть Курагина.
Я думаю, что любовь может раскрыть какие-то качества человека, но не может его изменить. Даже такое сильное чувство не способно поменять то, что было заложено в человеке с рождения. Как ни старалась Ольга Ильинская, ее труды оказались напрасными. Даже великая любовь к Наташе не могла усмирить гордость князя Андрея. На мой взгляд, Юрий Живаго проявляет слабохарактерность не только в приведенном мной эпизоде. Например, когда в конце романа Живаго уже знает, что в любую минуту за ним с Ларой могут прийти и арестовать их, он долгое время ничего не предпринимает, в итоге – лишь приезжает с нею в усадьбу, хотя там ничуть не менее опасно. Он не может ни на что решиться. Он просто слабоволен. Это доказывает, что любовь к Ларе просто раскрыла, а не породила в нем это качество.
Подводя итог, можно сказать, что любовь вытаскивает наружу плохие или хорошие стороны человеческого характера, но никогда не меняет его».
Пример 1.