К. Воробьев. Проза. Общая характеристика. Анализ повести «Убиты под Москвой».
В одном из интервью В Распутин, размышляя о значении народных традиций для современников, убежденно сказал « сколько в человеке памяти, столько в нем и человека Сколько памяти - столько жизни в прошлом и будущем наша литература, как мы говорим и как оно есть на самом деле, - литература памяти»
К Д Воробьев принадлежит к числу писателей, чьи произведения основаны на бескомпромиссной памяти Глубина и нацеленность этой памяти расширяют проблематику его произведений, рамки конфликтов, мотивов, систему художественных образов
В последние десятилетия XX века имя К Д Воробьева стало все чаще появляться на страницах литературно-критических журналов В 1991 году вышло в свет трехтомное собрание его сочинений, продолжали печататься отдельные повести, рассказы, письма, дневники и записные книжки писателя Однако литературоведческая наука по-прежнему незаслуженно мало внимания уделяет творчеству писателя, хотя существующая библиография и насчитывает более сорока наименований разрозненных статей, опубликованных в газетах и журналах, в основном в шестидесятые - восьмидесятые годы. В литературно-критических работах по творчеству К Воробьева так или иначе затронута тема памяти Их авторы обращались к прошлому, чтобы лучше понять настоящее Исследование детства было необходимо для выявления истоков формирования характера героя Изучение войны как факта истории позволило понять ошибки прошлого и дать уроки будущим поколениям Мотив памяти в военной прозе К Воробьева стал предметом анализа, проделанного ЕМ Евглевским (1997) Но целостное рассмотрение функционирования темы памяти в творчестве К Воробьева еще не стало объектом специального исследования.
Константин Воробьев родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Курской области. По словам сына писателя, Константин не знал своего отца, а Воробьев была не его фамилия.
Детство писателя пришлось на становление советской власти в стране. Но в 20-е годы семья Воробьевых жила достаточно благополучно, в том числе и благодаря тому, что глава семейства работал заведующим сельским магазином. Но однажды в сельмаге была обнаружена недостача, и Дмитрий Матвеевич был арестован. Вскоре после этого центральные области страны накрыл страшный голод, который стал следствием проводимой в СССР коллективизации.
В 1933 году село Нижний Реутец вымирало целыми семьями. Все то, что он пережил в детстве, Константин Воробьев впоследствии отразил в своих произведениях. В первую очередь речь идет о его деревенской прозе повести «Друг мой Момич», а также «Почем в Ракитном радости» и «Синель». Свои лучшие произведения о войне он написал также, основываясь на своем собственном опыте, том, что ему пришлось пережить самому.
Для того чтобы спасти свою семью от голода, Константин Воробьев в возрасте 14 лет стал работать в местном магазине, где ему платили хлебом. После окончания сельской школы он некоторое время проучился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринск, а после этого окончил курсы киномехаников, возвратился назад в свое родное село и устроился литературным сотрудником в районную газету. В 1935 году будущий писатель написал стихотворение на смерть Куйбышева, в котором были такие строки: «Ты не один, в аду с тобою и Сталин будет в краткий срок». После таких стихов Воробьев из газеты был уволен, хотя официально ему в вину ставили хранение книги «Война 1812 года», которая была для будущего писателя настольной.
Последовав советам знакомых, Константин Воробьев не стал ждать худших мер в свой адрес и переехал в Москву к своей сестре. В Москве он учился в вечерней школе и одновременно с этим продолжал свою литературную деятельность, работая в редакции газеты «Свердловец». Во время службы в РККА с 1938 по 1940 годы он также работал на этом поприще, сотрудничая с армейской газетой «Призыв», а после окончания службы работал в газете Академии им. Фрунзе. Отсюда он был направлен на учебу в Московское Краснознамённое пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР. Благодаря высокому росту и своему происхождению из крестьян Константин Воробьев был зачислен в роту курсантов Кремлевского училища.
По сути, писатель оказался в элитной части Красной Армии, тогда это считалось удачей. Никто не мог подумать, что в 1941 году этих молодых ребят, отборные кадры, всех как на подбор высокого роста со стрелковым оружием и бутылками с зажигательной смесью бросят навстречу наступающим на столицу немецким танкам. Для абсолютного большинства из них эти первые бои под Москвой станут последними в их жизни.
Константин Воробьев оказался на фронте в октябре 1941 года в разгар немецкого наступления на столицу, когда в котлах переваривались целые дивизии Красной Армии, части гибли практически в полном составе, многие попадали в плен, который в СССР приравнивался к измене Родине. Позднее эту обстановку до мельчайших деталей писатель воспроизведет в своем самом известном произведении, повести «Убиты под Москвой».
В данной повести писатель не утаил одного из главных предметов той эпохи – безотчетного страха не перед врагом, а перед другом. Это видно даже по такой детали из повести: никто из роты кремлевских курсантов не решался взять листовку, что были сброшены с немецкого самолета. Глядя на это, капитан Рюмин задавался вопросом: «кого они боятся, меня или друг друга?». Этот же мотив проходит и во время встречи капитана Рюмина с командиром отряда НКВД, образ которого отражается в одной единственной характеристике – «щупающей душу усмешке». Кажется, что ни в одном из советских произведений о войне не было показано ее оборотной стороны так, как это было свойственно всем произведениям Воробьева.
В декабре 1941 года под Клином лейтенант Константин Воробьев контуженым попадает в плен к немцам, после чего долгое время до 1943 года содержится в различных концентрационных лагерях, откуда он дважды бежал. В 1943-1944 годах, бежав из лагеря, расположенного на территории Литвы, он возглавляет партизанский отряд, сформированный из бывших военнопленных. За свое участие в партизанском движении писатель был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время своего нахождения в литовском подполье он написал свое первое большое произведение – автобиографическую повесть «Это мы, Господи!», которая была посвящена времени проведенному в плену. Это произведение было написано в 1943 году, когда короткая передышка в партизанских боях позволила ему рассказать о том, что случилось с ним в немецком плену. Повесть автобиографичная, наверное, поэтому настолько пугающе правдива.
Перед нами судьба человека, одного из миллионов попавших в немецкий плен, история лейтенанта Сергея Кострова. Но он же, один из немногих, смог выжить, духовно выстоять в этом плену, не потеряв надежды на освобождение. С самого начала Сергей решил: «...я молод и хочу жить. Значит, хочу еще бороться». И он боролся. В течение семнадцати глав автор рассказывает нам о том, что пришлось пережить его герою, что пришлось выстрадать.
В 1946 году уже после войны он передал данную рукопись в журнал «Новый мир», но тогда публикация ее не состоялась, да, скорее всего, это было просто невозможно, так как данная повесть шла вразрез с тем, что тогда публиковалось о войне. Лишь в 1986 году, спустя 40 лет, данная повесть была обнаружена в архивах «Нового мира». Обнаружила ее Ирина Соколова аспирантка Ленинградского Государственного педагогического института. Повесть была напечатана в том же году в журнале «Наш современник».
С 1947 года Константин Воробьев жил в Вильнюсе. Здесь он сумел сменить большое количество профессий, он работал и шофером, и киномехаником, и конторщиком, заведовал магазином промтоваров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва», где заведовал отделом искусства и литературы. Именно в Вильнюсе вышел первый сборник его рассказов «Подснежник» (1956), а также сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958) и «Гуси-лебеди» (1960). Первые произведения автора конца 1940-х начала 1950-х годов в основном повествовали о буднях литовской деревни.
После выхода сборника рассказов «Подснежник» Константин Воробьев стал настоящим литератором. Но известность ему принесли его повести 1960-х годов. Это были повести «Алексей, сын Алексея» (1960), «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963). Все они были задуманы как единое произведение со сквозным героем, но в итоге вышли в разное время и зажили своей самостоятельной жизнью. В повести «Алексей, сына Алексея» действие происходило еще в довоенной деревне в 1920-1930-е годы. Главные герои данного произведения дед Митрич и Алешка-матросенок становились свидетелями трагического слома крестьянской жизни.
Одна из повестей К.Д. Воробьёва о Великой Отечественной войне называется «Крик». Но, как замечает критика, так можно было бы озаглавить всё его творчество о войне. Все его произведения - идущий сквозь разделяющее нас время, незатухающий крик боли, отчаяния, страдания. И слова, даже произнесённые шёпотом, разрастаются до крика, слышимого на расстоянии в 70 лет.
В повести «Крик» повествование ведётся от первого лица, главный герой — 20-летний младший лейтенант Сергей Воронов, несколько дней назад ставший командиром взвода. Воронов и его помощник, сержант Васюков, знакомятся с девушкой Маринкой из села, за которой Воронов начинает ухаживать (её фамилия также оказывается Воронова). Воронов хочет жениться на ней и приходит в гости к семье…
Вскоре соседнюю деревню занимают немцы, начинающие миномётный обстрел позиций батальона. Майор Калач приказывает организовать разведку боем, куда отправляет Воронова, Васюкова и ещё 12 комсомольцев взвода. Когда они выступают, начинается миномётный обстрел, Воронов слышит крик Маринки, оглядывается и видит, как вдали её подбрасывает взрывной волной.
Во время разведки, попав под огонь немцев, один красноармеец погибает, остальные отступают назад к своим, Васюков и раненый Воронов оказываются в плену. Несколько дней они проводят в сарае, немецкий офицер забирает у Воронова один из «кубарей» для своей коллекции. Когда Воронов начинает вставать, их с Васюковым отвозят в лагерь военнопленных, где они встречают колонну русских пленных и огромную «поленницу» трупов. В качестве питания к заключённым впускают раненую лошадь, которую те разрывают на куски…
Трагедия главного героя повести «Крик» – гибель от взрыва его любимой девушки – стала символом трагедии всего поколения, юность которого совпала с этой страшной войной. Манеру, в которой было написано это и последующие произведения автора, критики позднее назовут «сентиментальным натурализмом». Позднее данные повести были дважды экранизированы. В 1983 году вышел фильм «Экзамен на бессмертие», а в 1990 году «Это мы, Господи!». Первый из них строился на сюжете повестей «Крик» и «Убиты под Москвой», а второй только на повести «Убиты, под Москвой», при этом авторы последнего использовали для фильма название другой повести Воробьева.
Повесть «Убиты под Москвой» стала первым произведением Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941. Зажав в руке наган, поблескивая кубарями (ни разу не позволил себе их снять, носил как напоказ), он повел верящих в него людей в неравный бой. Они вышли к регулярным войскам, и тогда заменили ему кубари на погоны.
Повесть интересна не только содержанием, но и историей издания. Закончив писать ее, Воробьев отправил в редакцию журнала и получил ответ, что война была отнюдь не такой, какой он ее представил. В заключение редактор назвал Воробьева «пустым холодильником».
«В то время я был сравнительно молод, и такое кухонное сравнение привело меня в состояние столбнячьей оцепенелости,- говорил писатель. – Позже я узнал, что этот редактор на войне не был. Самое худшее для меня было то, что я терял веру в свои писательские способности.
Стихи А. Твардовского Константин Воробьёв избрал эпиграфом для повести «Убиты под Москвой». Она посвящена подвигу его боевых товарищей - кремлёвских курсантов: 239 из 240 погибли в течение пяти дней в ноябре 1941 года при защите столицы.
Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле. Горько смириться с мыслью, что они погибли, сгорели в «неразборчивом, всепожирающем огне войны» (В. Астафьев), что они убиты, убиты под Москвой.
Прав был В. Астафьев, говоря: «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой».
В середине 1960-х годов Константин Воробьев писал повести, в которых стремился донести до читателя «правду о гибели русской деревни». Это его стремление воплотилось в повестях «Почем в Ракитном радости» (1964) и «Друг мой Момич» (1965). Из-за того что вторая повесть не соответствовала официальным идеологическим установкам при жизни автора она полностью не публиковалась, купированный вариант был опубликован в 1967 году под названием «Тетка Егориха». Герой повести Воробьева «Почем в Ракитном радости» всю жизнь винил себя за то, что написанная им, еще, будучи мальчиком-селькором, газетная заметка стала причиной ареста его родного дяди. Много лет спустя дядя и его племянник встретились в сталинском лагере, в который бывший сельский корреспондент попал после фашистского плена. В этом произведении Воробьев старался провести важную для него мысль о том, что трагедии русской деревни, войны и плена имели под собой общие корни: разрушение социальных и нравственных основ жизни при Сталине. Герои и «деревенских», и «лейтенантских» повестей и рассказов Константина Воробьева, после выпавших, на их долю страшных испытаний, оказывались способными на духовный взлет и через душевную боль приходили к катарсису.
Жизненный и творческий путь писателя оборвала тяжелая болезнь, 2 марта 1975 года он умер от опухоли мозга в Вильнюсе. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском кладбище.
На надгробном памятнике Константина Воробьёва выбиты слова А.Т. Твардовского: «…Писатель Константин Воробьев сказал новое слово о войне, слово честное, выстраданное, высокохудожественное».
В год 85-летия К.Д. Воробьева в его родном селе был полностью восстановлен дом писателя. К юбилейной дате работники культуры успели подготовить небольшую музейную экспозицию.На доме, в котором Константин Дмитриевич жил в Литве, установлена мемориальная доска.
В 1994 году писателю была посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского, а в 2001 году творчество Воробьёва было отмечено премией Александра Солженицына, которого Константин Дмитриевич бесконечно уважал.
«Убиты под Москвой» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1963 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об обороне Москвы осенью 1941 года.
Впервые опубликована в журнале «Новый Мир» (1963, № 2).
Детство главного героя повести, курсанта Алексея Ястребова, изображено писателем в более ранней повести «Сказание о моём ровеснике» («Алексей, сын Алексея», 1960).
Содержание[править | править вики-текст]
Ноябрь 1941, оборона Москвы. Действие происходит под деревней Лотошино в 30 км к северо-западу Волоколамска. Главный герой повести: лейтенант Алексей Ястребов, командир 4-го взвода.
Учебная рота кремлёвских курсантов заступает в боевое охранение Отдельного курсантского полка (ОКП) МКПУ им. Верховного Совета РСФСР. Ею командует капитан Рюмин. В роте 240 курсантов, все одного роста: «Рост сто восемьдесят три». Рота вооружена только самозарядными винтовками (СВТ), гранатами и бутылками с бензином.
Курсанты сменили бойцов пехотного полка, сформированного из московских ополченцев. Рота окопалась на окраине деревни вдоль противотанкового рва. Вскоре стали проходить отступающие с фронта группы красноармейцев. Немцы начинают миномётный обстрел и ведут его с перерывами весь день. Гибнет политрук и шесть курсантов. Погибших хоронят в братской могиле. Раненых оставляют в деревне.
После начала общего наступления немецко-фашистских войск рота оказывается в окружении. Рюмин принимает решение атаковать ночью занятое немцами село. В ночном бою рота уничтожила чуть ли не батальон немецких автоматчиков, сама же потеряла 11 человек убитыми. Алексей тоже убил одного немца в упор.
Наступивший день капитан хотел переждать в лесу, но роту обнаружил немецкий самолёт-разведчик. Потом прилетели пикирующие бомбардировщики. После налёта в лес вошли немецкая пехота и танки, и рота прекратила существование.
Алексей и ещё один курсант затаились и спаслись. Когда всё стихло, они пошли на восток и вскоре наткнулись на капитана Рюмина и ещё троих курсантов. Группа заночевала в скирдах. Утром они видят, как в воздушном бою четыре «мессершмитта» уничтожают три «ястребка».
Рюмин застрелился. Курсанты вырыли ему могилу. В это время появились два немецких танка. Курсанты прячутся в скирдах и погибают. Алексей остался у вырытой могилы, встал в полный рост и, перекинув бутылку с бензином через башню, поджёг один танк. Танк завалил землёй спрятавшегося в могиле Алексея, но потом остановился и сгорел. Алексей с трудом выбрался из могилы, повесил на плечи четыре винтовки и побрёл к своим.
Далеко впереди беззвучно и медленно в небо тянулись от земли огненные трассы и Алексей шел к ним. Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств, одинаково равных по силе, — оторопелое удивление перед тем, чему он был свидетелем в эти пять дней, и тайная радость оттого, что остался жив; желание как можно скорее увидеть своих и безотчетная боязнь этой встречи; горе, голод, усталость и ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк…