В. Распутин. Проза. Общая характеристика. Анализ одного из произведений.

В.Г. Распутин родился в 1907г., закончил филологический факультет. Его повести вызвали мировой резонанс, творчество Распутина обнаружило свойство новой прозы – драматический сюжет вырастает из быта людей, приобретает обобщенный смысл выражения. Над сюжетом (например в повести «Деньги для Марии») вырастает смысловая надстройка, отражая злободневные проблемы времени; экономическая проблема – в России происходит разрушение общинных связей, вторжение новых товарно-денежных отношений. К людям приходят деньги, т.е. отношения начинают основываться на них; таким образом, новая экономическая проблема породила социально-нравственную. Распутин констатирует, что произошла смена ориентиров. Взаимоотношения людей уже не строятся на доверии, честности – они осложняются экономическими параметрами. Изменение экономической системы в стране, разрушение старых законов – вот о чем говорит нам эта повесть. Также мы отчетливо видим и экзистенциальную проблему – человек одинок, не способен в одиночку решить всё.

Проблему советской прозы 70-х гг. отражают такие повести писателя как: «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой». Критика заявляет о появлении новых типов персонажей – «распутинские старухи». Писатель намеренно обращается к пожилым персонажам. Он берет за основу бунинскую группу пожилых персонажей, так как ставит перед собой художественную задачу увидеть атмосферу общества через сознание людей с опытом. Через восприятие стариков можно увидеть духовную жизнь общества, считает писатель. Автор показывает, что в современном обществе произошел распад человеческих связей, каждый живет своим эгоизмом.

Распутин по праву считается наследником традиций Бунина («Сухая трава» Бунина). Здесь мы наблюдаем философию круговорота бытия у Бунина – в уходе человека создается некое просветленное начало. Бунин показывает, что смерть человека – не конец жизни, а этап круговорота бытия; таким образом, автор вписывается этой идеей в христианский контекст. То же самое мы видим и у Распутина. Старуха Анна прощается с детьми, но смерть она не ощущает как трагедию. Трагедия здесь – в распаде человеческой общности (в том числе и в «Деньгах для Марии»).

Автор из бытовой ситуации создает символ, насыщенный философско-метафизическим содержанием, показывая, что уход героини означает момент некой катастрофы для жизни в целом (название «Последний срок» также отражает это, имеется в виду «бытийный срок»).

В повести «Живи и помни» важен изображаемый автором внутренний конфликт героини – разрыв между домом и любовью. Ситуация изначально не может быть разрешена. Главная героиня Настёна берет на себя всю тяжесть неразрешенного противоречия (самоубийство, утопилась в Ангаре). Казалось бы, решение может быть найдено, однако есть и надсюжет. Распутин – мастер физиологических описаний. Видя судьбу второго главного героя Андрея, видя, как Распутин изображает процесс превращения человека в животное, кажется, что у читателя появляется способность почувствовать, как автор тонко передает каждый звук, обострение слуха, зрения у одичавшего Андрея. Сюжет становится более динамичен, конфликт – заостреннее, он приобретает черты нравственно-философского конфликта. Распутин считает, что случайно или не случайно человек может выпасть из общества. Каждый человек должен соблюдать нормы человеческого рода. Если правила рода нарушаются, то человек превращается в животное. Здесь Распутин прав с точки зрения народной философии. Таким образом, мы видим, что автор создает условия художественной лаборатории. «Проза художественно эксперимента» появляется в 70-е гг. (повесть нравственного эксперимента). В этой прозе Распутин обнаруживает признак дидактизма, авторская позиция сильно выражена, он выступает в роли наставника, учителя. Здесь – наследие толстовской традиции у Распутина. Суровая, строгая учительская проза, дидактизм, экзистенциальность – вот свойства распутинской прозы. автор активно эксплуатирует символические образы. Это наиболее ярко проявилось в повести «Прощание с Матёрой.

Символична сама сюжетная ситуация (остров на реке, постройка ГЭС. Деревня подлежит затоплению. Имеется сюжетный ход, содержащий в себе зародыш метафизических идей. В этой сюжетной ситуации содержится идея апокалипсиса.

Распутин постепенно усиливает традиции и приводит нас к соответствующим выводам.

Дарья – главная героиня повести, которая единственная остается на острове. Весх остальных переселяют в поселок. Автор детально показывает последние дни острова, как Дарья прощается с родными на кладбище. В процессе сюжета Распутин усиливает разные символические образы. Это усиление происходит в унисон с потоплением острова. Символичность повести: 1) Дарья моет избу – символ ситуации, 2) дерево – символизирует незыблемость традиций, 30 кладбище – здесь героиня думает о себе в контексте человеческой истории, представляет себя во главе журавлиной стаи (вершина человеческой цепи). Все эти образы играют на впечатление читателя.

Вопрос о религиозности раскрытия. Распутин – религиозный писатель (хотя при советской власти о религиозности вообще не шла речь). Религиозность проявляется в различных мотивах текстов и образах. Например, в мотиве смерти («Последний срок») здесь старуха разговаривает со смертью как с подругой. Подобно И.А. Бунину, Распутин показывает смерть как этап во вселенском движении жизни, круговороте бытия.

В повести «Пожар» Распутин создает историю апокалипсиса. В этой повести присутствует мотив дидактической интонации, возникает проблема взаимоотношений художественности и публицистичности. Распутин-публицист доминирует здесь над Распутиным-художником.

После этого Распутин стал писать меньше. Следует указать на следующие заключительные этапы его творчества.

цикл рассказов «Век живи, век люби», роман «В ту же землю». Действие романа происходит в постперестроечную эпоху. Автор романа намеренно снижает статус героини. Она еле-еле сводит концы с концами, работая посудомойкой в столовой. У героини умер муж, ей не на что его хоронить. Здесь автор выражает свой протест против общества, государства, церкви. Присутствует и боготворческий мотив: Бог – жизнь, не церковь.

Последняя книга писателя «Сибирь, Сибирь» - представляет собой публицистическое произведение с элементами лиризма. Здесь Распутин выступает как защитник природы, отчетливо видна роль писателя как общественного деятеля.

В.Г. Распутин – консерватор. Он защитник нравственно-духовных традиций. Пытается сохранить принципы национальной этики, статус человека, его связи с людьми. Автор видит разрушение народной этики и традиций. Во всех своих произведениях писатель ратует за сохранение национальных традиций и корней; его можно назвать национал-патриотом. Особое, характерное для Распутина, заключается в том, что все свои представления о жизни он воплотил в художественных образах и огромную роль отводил символическим образам. Его герои – люди, накопившие жизненный опыт и воспри6нимающие жизнь сквозь его призму. Творчество писателя характеризуется также соединением художественного и публицистического начал. Публицистичность нарастала, шла по восходящей, диктовала своеобразие художественной интонации (назидательность, дидактизм, учительский тон). Это – общий эскиз творчества Распутина.

Прощание с Матёрой

Краткое содержание повести

Читается за 6 минут

Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матёра повидала на своём веку всякое. «Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». Есть в Матёре своя церквушка на высоком берегу, но её давно приспособили под склад, есть мельница и «аэропорт» на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.

Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придётся переезжать». Немногочисленное население Матёры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. «Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна... А ещё: вилы, лопаты, грабли, пилы, топоры (из четырёх топоров брали только один), точило, железна печка, тележка, санки... А ещё: капканы, петли, плетёные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент. Что перебирать все это? Что сердце казнить?» Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались». В данной ситуации «люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было, спасти избу — не к чему и пытаться. То же самое будет и с другими избами». Когда после пожара бабы судят да рядят, нарочно ли случился такой огонь или невзначай, то мнение складывается: невзначай. Никому не хочется поверить в такое сумасбродство, что хороший («христовенький») дом сам хозяин и поджёг. Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать. Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.

Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на её месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она. Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете». Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой». Она верит, что, когда умрёт, все родственники соберутся, чтоб судить её. «Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».

Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. «Понимаю, — говорит Павел, — что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать. Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с посёлком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живётся, и плыть, как плывётся, да ведь я на том замешен: знать, что почём и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».

Наши рекомендации