Реформирование поэзии в XX веке
В 20-е годы ХХ века детская поэзия переживала этап реформирования, выработки теоретических основ поэтики в отношении произведений, предназначенных детям. Несомненен вклад в реформу детской литературы С.Я. Маршака, К. И. Чуковского, В.В. Маяковского, поэтов-обэриутов Д. Хармса, А. Введенского и др.
С. Маршак в течение 20-30-50 годов предлагал новые темы чтения, настаивал на связи новейшей литературы с традициями классиков ХIХ века, с пушкинской «школой», он смело экспериментировал на стыке родов, видов и жанров творчества при создании произведений. Именно Маршаку особенно удавалась тема возвеличивания людей–тружеников, героев разных профессий («Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Почта», «Откуда стол пришел», «Урок родного языка»), он стал мастером юмора и сатиры в детской литературе («Мистер Твистер», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Мастер-ломастер», «Книжка про книжку»), он поднял на художественную высоту дидактическую проблематику детского чтения, стал автором ряда художественных азбук, поэтических правил поведения («Школьнику на память», «Веселое путешествие от А до Я», «Про все на свете», «От одного до десяти»). Маршак синтезировал в рамках одного текста разные элементы и приемы изображения: «Двенадцать месяцев» - прозаическая сказка-пьеса со стихами, песенками, закличками, загадками, пародиями. Удачное соединение самых популярных жанров детской литературы находим мы в произведении «Усатый-полосатый»: как определили первоклассники, это «рассказ со стихами, похожий на сказку, а заголовок – загадка». Маршак разрабатывал жанр подписей к картинкам, сочинил множество сюжетных стихотворений, уловив специфику детского восприятия; он модернизировал сериалы – циклы стихов «Круглый год», «Разноцветная книга». Наконец, он придал детской литературе философский характер, а поэтическому слову для детей – истинное мастерство. Заданные высоты детской поэзии Маршаку удалось реализовать благодаря работе редактора в издательстве детской литературы: он воспитал целую плеяду поэтов значительного уровня, какого не было в ХIХ веке, когда стихи сочинялись специально для детей ремесленниками творчества.
К.И. Чуковский в 20-е годы написал для своих детей все свои знаменитые стихотворные сказки: «Муха-Цокатуха», «Айболит», «Тараканище», «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Бармалей», «Федорино горе» и др. Прежде всего, он тщательно изучил, что нравится детям в стихах, что облегчает им восприятие и понимание поэзии, что способствует быстрому запоминанию текста.
Теоретические наблюдения Чуковский включил в свою знаменитую книгу «От 2 до 5», выдержавшую не один десяток изданий. Глава 6 называется «Заповеди для детских поэтов», она обобщает подходы, методы и приемы творчества с учетом специфики детских представлений, восприятия, потребности.
Одна из основных идей Чуковского – вещественность, конкретность, зримость создаваемых образов. Он называл это качество поэзии «графичностью». Образы должны динамично сменяться, чтобы почти в каждой строке был «материал для художника». Заботясь о «словесной живописи», нельзя забывать и о звуковых образах, о лирике, музыкальности детских стихов, в них должна быть «песня и пляска», переменчивость ритмов, легкопроизносимые, напевные звукосочетания. Рифмы следует поставить на самом близком расстоянии друг от друга и сделать их носителями основного смысла. Размер стиха может быть по преимуществу хореем, а размер предложений так удобен, чтобы укладывался в стих. В структуре фразы естественно преобладание глаголов движения и состояния, а прилагательных – минимум, так как они являются следствием жизненного опыта читателя.
Поскольку у детей больше всего опыта игрового, и стихи должны носить такой же занимательный характер. Однако не следует только идти за ребенком, нужно «стиховое воспитание» детей, стихи должны нравиться взрослому, они являются следствием мастерства, учитывают перспективу личностного развития и несут ребенку «состояние счастья».
Мудрый Чуковский приписал и еще одну заповедь для детских поэтов: потихоньку и понемножку нарушать все предложенные выше советы, чтобы стихи для детей получались разными, но хорошими. По сути, чтобы сделать сложное поле поэзии доступным ребенку, нужно соблюсти одно обязательное условие – нужен талант.
Такой талант, дар «детскости» был в природе Корнея Чуковского, поэтому его произведения и составляют золотой фонд дошкольной поэзии ХХ века.
Если К. Чуковский, отец четверых детей, органичен детству, то совсем с иных высот, с позиций серьезного взрослого, подходит к детской литературе В.В. Маяковский. Он считает своих маленьких читателей полноправными гражданами СССР, с которыми можно разговаривать без приседания на корточки. Он много пишет для них на политические злободневные темы, сочиняет гимн для первых пионеров, речевки для октябрят («Песня-молния», «Возьмем винтовки новые»). Путешествуя по карте мира, он делит земной шар на три части: социалистическую, капиталистическую и колониальную («Прочти и катай в Париж и Китай»). Путешествуя по профессиям, он подчеркивает самые актуальные из них – рабочего, военного («Кем быть?»). Даже когда читатели попадают в мастерскую по изготовлению игрушечного коня («Конь-огонь»), Маяковский признаётся, что «хотел показать детям общественный характер труда», а не просто процесс изготовления любимой игрушки. Поэзия Маяковского вызывала и вызывает сейчас неоднозначное к себе отношение. Он как футурист и в детские стихи ввел новую форму – «лесенку», неравномерный, разговорный стих, он искал новую лексику для приближения высокого искусства к «массам», и использовал ее любую, в том числе неординарную, грубую, нежную – контрастно разную. Его стиль в духе его времени можно назвать «неблагонадежным», неожиданным, а все непредсказуемое пугает. Педагогическая критика 20-х годов даже в безобидном «Что такое хорошо и что такое плохо» усматривала крамолу: «весьма важную тему борьбы за гигиену поэт не смог подать в верной классовой оправе». Наверное, независимо поступающий герой просто не мог быть героем того времени: вспомним трагедию самого Маяковского или его современника – С. Есенина. Ярко выраженная идейность, гражданский пафос, оригинальность языка и композиции текста – вот отличительные черты детского Маяковского.
Поэты «Объединения реального искусства» (обэриуты) в 20-30 годы, привлеченные в детские журналы С. Маршаком, будучи «чужими» среди своих коллег по взрослому цеху поэтов, сразу же сделались «своими» в стране детской литературы. Органично стал детским – Даниил Хармс (Д.И. Ювачёв). В основе его творческого метода лежала словесная и звуковая фантазийная игра. Обэриуты утверждали, что поэзия должна быть «вне быта», «вне пользы», у нее собственное пространство и время, условное, как в любой игре воображения. Любые стихотворения Хармса – предложения поиграть. «Тигр на улице» - игра в сочинительство, «Врун» - игра в составление слов из разбросанных слогов, «Что это было?» - игра в отгадывание заложенных в текст загадок, «Очень-очень вкусный пирог» - игра в подбор смежных рифм; «Иван Топорыжкин» - игра в перестановку слов в предложении и т.д. и т.п.
У каждого из названных поэтов–реформаторов 20 годов будут свои последователи: труднее всего было, пожалуй, стать продолжателем виртуозного Чуковского, но это удается, на наш взгляд, успешнее других И.П. Токмаковой; А. Барто признавала своим учителем В. Маяковского; игровую традицию закрепили в детской поэзии такие разные поэты, как Е. Благинина, Э. Мошковская, Б. Заходер, Я. Козловский, В. Левин. Ну, а в «школе Маршака», будем считать, училось большинство поэтов ХХ века – и названные, и З. Александрова, С. Михалков, Я. Аким, В. Берестов, Г. Ладонщиков, Т. Белозеров, М. Яснов, Р. Сеф, Ю. Мориц, В. Приходько, В. Лунин, А. Усачев и многие другие. Однако мысль о чьей-либо «школе» - это условный знак; каждый крупный поэт всегда особая страница в детской литературе, выходящая за рамки пресловутых списков школы, представляющая собою явление, достойное отдельной главы учебника (см. персоналии справочников по детской литературе).
Детская периодика
1. Из истории детской периодической печати.
Российская детская журналистика зародилась в 18 веке: издатель Н.И. Новиков в течение пяти лет выпускал журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Он ставил широкие просветительские задачи: направлять познание ребенком действительности, а также воспитывать гражданина и человека.
Журналы 18-19 веков по своему содержанию, построению и оформлению больше были похожи на альманахи и книги для чтения. Состояли они из разделов: одну часть занимала беллетристика (поэзия и художественная проза, преимущественно последняя и в большинстве – переводная), другую часть составляли материалы научно-популярного раздела (очерки и статьи по истории, природоведению, физике и т.п.) и смесь (анекдоты, забавные случаи из жизни знаменитостей, приметы, народная мудрость, крылатые выражения, притчи, высказывания из Библии и пр.).
Долго отсутствовали иллюстрации.
Детские журналы ХIХ столетия были приближены к сборникам для чтения тем, что почти не ставили организационных задач, что в них отсутствовали сообщения о современности, материалы публицистического характера, то есть то, что делает журнал периодическим изданием. Это объяснялось не только цензурным гнетом, но и убеждением, что мир взрослых и детей должен быть строго разграничен. Очарование детства и состояло в том, что ему были чужды взрослые проблемы.
С конца 19 века положение меняется. В журналах появляется информация о новостях культуры и политики. На страницах «Задушевного слова» отмечалось 80-летие Л.Н. Толстого, 50-летие отмены крепостного права, начало 1-ой мировой войны и т.д. Появлялись сообщения о жизни за рубежом. Стали печатать письма читателей и обсуждать опубликованные произведения. В «Задушевном слове» вслед за обсуждением повестей Лидии Чарской журнал затеял сбор средств в пользу бедных сирот, а затем и на стипендию имени Л. Чарской.
К новинкам детского журнала начала ХХ века следует отнести попытки создать отделы юмора. Стали печататься комиксы. Известен опыт недолговечного детского юмористического журнала «Галчонок», его поиски тематики, техники рисунка, отвечающей назначению.
С первых лет советской власти журналы для детей рассматривались как составная часть всей печати страны и развивались в тесной связи с детским коммунистическим движением. Потребности пионерской организации во многом определяли характер и структуру журнала. Продолжали издаваться дореволюционные «Задушевное слово», «Родник», «Маяк». Однако появился новый спрос новых читателей – пролетарские и крестьянские дети не были отгорожены от повседневных проблем взрослых.
В первые послереволюционные годы появилась два типа журналов: для детей («Северное сияние», «Красные зори») и детского творчества («Детский труд», «Первоцвет»). Но скоро обнаружилось, что возможности самодеятельного детского журнала ограничены. Произошло слияние обоих типов в один. С 20-х годов и до сих пор детские журналы более-менее регулярно печатают произведения детского творчества. Так, в 70-е годы в «Мурзилку» поступило 72 тысячи детских рисунков. Печатаются также стихи, рассказы, загадки, письма, статьи с вопросами, заметки о школьной жизни, авторами которых являются юные читатели.
В системе советской печати наиболее многочисленными стали пионерские журналы, адресованные детям 9-13 лет, так как практически все дети этого возраста были пионерами.
2. Структура детских журналов.
Со временем сложилась стабильная структура детских журналов.
1) Беллетристический отдел – главный, он занимает обычно от трети до половины всей площади.
Маститые и молодые авторы, прежде чем издавать книгу прозы или стихов, печатают свои произведения в журналах, чтобы получить читательское признание, профессиональные критические отзывы.
В детских журналах печатались все известные писатели и поэты, многие художники-иллюстраторы «приложили руку» и к оформлению детских периодических изданий. Это С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, В. Берестов, Я. Аким, Б. Житков, В. Бианки, К. Булычев, В. Чижиков, В. Сутеев…
2) Публицистический отдел. Невелик был его удельный вес в журналах начала 20 века, но зато в пионерских изданиях, напротив, публицистика заняла ведущее место.
Всякий нормальный ребенок мечтает приобщиться к взрослой жизни, а публицистический отдел этому помогает. Знание актуальной информации о событиях в мире воспитывает активную гражданскую позицию.
Жанры детской публицистики: очерки, статьи, репортажи, заметки, интервью. Привлекает детей художественная публицистика. Отдел стремится иметь постоянные рубрики.
3) Учебный, школьный отдел, пионерской или другой детской организации. Печатает статьи проблемного и критического характера о жизни организации, письма и заметки с мест событий, воспоминания, налаживает обмен опытом, контакты, объявляет конкурсы, - то есть решает организационные вопросы связи периодического издания с детской жизнью.
4) Научно-популярный отдел – традиционный в детской журналистике. Учитывает энциклопедический характер интересов читателей, дает максимально широкую тематику научно-популярных материалов. Это могут быть и дополнения к учебным предметам и лаконичные сообщения об открытиях, достижениях науки и техники под рубриками: «Что? Где? Когда? Почему?», «Отовсюду и обо всем», «Зеленая страница», «Интерклуб»… Разножанровые и тематические подборки должны отвечать требованию научной достоверности и доступности изложения.
5) Развлекательный, досуговый отдел – это решение кроссвордов, шарад, головоломок, ребусов; вырезывание и склеивание игрушек, кукол и пр.; загадки и шутки, юмористические зарисовки и анекдоты, занимательные рисунки.
6) Критико-библиографический отдел присутствует не во всех изданиях. В нем помещаются рецензии на новые книги, очерки о творчестве классиков и современных писателей, аннотации на прочитанные произведения, статьи по проблемам занимательного литературоведения и искусствоведения.
7) Отдел пропаганды различных видов искусства, физкультуры и спорта, а также профессий. Он организует конкурсы и викторины филателистов, юных авторов, школы будущих командиров, любителей природы…
3. Типы журналов.
Сложились 3 типа журналов в соответствии с возрастными потребностями детей: малышовые («Чиж», «Мурзилка», «Искорка», «Сверчок», «Веселые картинки», «Игрушечка», «Светлячок»…), для младших школьников («Мурзилка», «Искорка», «Трамвай», «Колобок», «Миша», «А почему?», «Фонарик», «Тропинка», «Стригунок», «С нами бог»…), для подростков («Трамвай», «Костер», «Пионер»…).
Журналы различаются также по функциям:
- организационно-пропагандистские, типа «Пионер», в которых ведущее место занимают общественно-политические и организационно-пропагандистские материалы;
- литературно-художественные, типа «Мурзилки», в которых преобладающими разделами являются беллетристический и досуговый;
- научно-популярные, типа «Юный натуралист», «Знание – сила», в которых отражаются интересы к определенным отраслям знаний.
4. Обзор текущей периодики.
Самостоятельно проанализируйте 1-2 современных детских журнала по плану: название, организаторы, история создания и существования, тип журнала, разделы и рубрики, характер оформления, авторы и художники, главный редактор, сфера распространения. Проведите рецензирование помещенных в журнал литературных материалов.
Тест № 8. Детская книга – особая форма издания и искусства.
1. Какое определение понятия «детская книга» Вы считаете верным?
а) детская книга – предмет духовной и материальной культуры;
б) детская книга – синтез искусств слова, живописи и дизайна;
в) детская книга – приспособление для чтения;
г) детская книга – материальный объект игровой деятельности ребенка.
2. Как называется лист книги, скрепляющий переплет с книжным блоком?
а) форзац;
б) титульный лист;
в) фронтиспис;
г) корешок.
3. Что составляет главный ориентир в книге для ребенка?
а) иллюстрация;
б) фамилия автора;
в) заголовок;
г) количество страниц.
4. С какого правила начинается ознакомительное рассматривание книги?
а) прочитываем называние и сопоставляем его с иллюстрацией;
б) запоминаем фамилию автора;
в) предполагаем тему чтения;
г) читаем заголовок и выходные данные книги.
5. Какие художники-анималисты оформляли детские книги?
а) Чарушин Е.И.;
б) Сутеев В.Г.;
в) Конашевич В.М.;
г) Каневский А.М.
6. Где печатается аннотация?
а) под библиографической карточкой книги;
б) на титульном листе;
в) на форзаце;
г) на свободной части обложки.
7. Какие дизайнерские типы детских книг Вы предложите младшим школьникам длясамостоятельного чтения?
а) классические, серийные, среднеформатные, с крупным шрифтом;
б) книжки-малышки, серийные, стихотворные, малообъемные;
в) большеформатные, крупнообъемные, с обычным шрифтом, оформленные художником-иллюстратором;
г) книжки-игрушки, театр, ширмочки, с малым количеством текста.
Классика детской литературы
(практическое занятие)
1. Обзоры жизни и творчества ведущих авторов: занятия школьного типа (представление книг об авторе, типов источников материала для учителя).
2. Рассказы об авторах и ориентацией на детскую аудиторию.
3. Представление книг классического типа (примеры различных видов рассказов о книгах)
4. Анализ текстов и чтение наизусть.
5. Организация выставки детских книг.