Временные попутчики и мнимые союзники Базарова
В романе Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского вопроса о путях разрешения социальных противоречий разделяли интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре общественной борьбы стоит фигура революционера-разночинца Евгения Васильевича Базарова. Это мощная, титаническая личность.
Но в романе есть и совсем иные персонажи, по видимости разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его «учениками».
Вот, например, Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова, это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор дает понять, насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, он вдруг «бросает косвенный взгляд назад и умолкает». Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть, даже великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит «говорить красиво», предпочитает праздный образ жизни трудовой деятельности. Нигилистические убеждения не становятся его натурой, как у Базарова. Постепенно между приятелями назревает конфликт, Аркадий все чаще не соглашается с другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, он чаще отмалчивается.
Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает несходство между ними: «Для нашей терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодой задор, для нашего дела это не годится… Ваш брат дворянин дальше благородного кипения дойти не может… А мы драться хотим…» В сущности, Аркадий – «мякенький либеральный барич», и поэтому он так легко отказывается от демократических убеждений. «Я теперь уже не тот заносчивый мальчик, каким был прежде»,- говорит он Кате. В конце романа мы видим его рьяным хозяином, ферма которого приносит значительный доход.
Но если этот герой показан автором с симпатией, с мягким юмором, то есть в романе персонажи, изображенные с презрительной насмешкой. Это, во-первых, «ученик» Евгения, как он сам представляется, Ситников и эмансипированная Кукшина. Эти люди тоже говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе мысли… Но на самом деле они – лишь карикатура на нигилистов. Недаром Базаров относится к ним с нескрываемым презрением.
На фоне этих персонажей особенно ясно видны подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное одиночество.
Спор Базарова и Кирсанова
Спор Базарова и Кирсанова (X глава) — высшая точка в развитии конфликта демократов и либералов. Спор развивается по нескольким направлениям.
Первое направление в споре — о роли дворянства. Павел Петрович считает аристократов основой общества, так как они живут по принципам, уважая себя и требуя уважения от других. Базаров же полагает, что бездействующие люди основой общества быть не могут.
Второе направление — о роли демократов. Базаров руководствуется в своих действиях тем, что признает полезным для народа, для общества. В теперешнее время, считает Базаров, полезно все отрицать, и он отрицает самодержавие, крепостное право, религию. Слабой стороной Базарова является отсутствие положительной программы. «Строить — это уже не наше дело», -утверждает он.
Третья линия в споре — отношение к народу. Павел Петрович говорит о своей любви к народу, восхищается его патриархальностью, религиозностью. На деле же он, разговаривая с крестьянами, отворачивается «и нюхает одеколон». И вряд ли крестьянин признает в нем своего соотечественника
Базаров презирает и ненавидит все, что ведет к невежеству, отсталости крестьян, и в то же время сознает свою кровную связь с народом, считает себя выразителем «народного духа» не только потому, что его дед землю пахал, но и потому, что он сам выражает передовые идеи времени и собирается действовать во имя интересов народа.
Четвертая линия в споре — отношение к искусству и поэзии. Базаров считает, что:
· «Порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта»;
· «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник»;
· «Рафаэль и гроша медного не стоит».
Эти взгляды Базарова неслучайны. Для передовой молодежи 60-х годов XIX века было характерным увлечение естественными науками. Открытия Сеченова, Боткина, Пирогова способствовали тому, что материализм все более завоевывал признание общества, а искусство и поэзия отодвигались на второй план.
Образ Евгения Базарова
Действие романа Тургенева «Отцы и дети» разворачивается в 1859 году. Это время выхода на общественную арену нового сословия – революцинных демократов.
Тургенев в своем произведении ставит задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая сильные и слабые его стороны Главное лицо романа Базаров – молодой человек, ничего не принимающий на веру и отрицающий любые принципы.
По своему социальному происхождению Базаров – разночинец. Он, внук крестьянина, сын уездного лекаря, с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». Базаров гордится тем, что учился на «медные деньги», самому себе обязан тем, чего достиг. Труд для Базарова – нравственная потребность. Даже на отдыхе в деревне он не может сидеть без работы.
Базаров прост в общении с людьми. И его отношение к ним вызвано искренним интересом, внутренней потребностью. Не случайно на следующий день после приезда Базарова к Аркадию дворовые мальчишки «бегали за дохтуром, как собачонки»; он охотно помогает Фенечке во время болезни Мити, быстро сходится с простыми людьми. Держится Базаров просто, уверенно, свободно в любой среде.
Базаров – человек твердых демократических убеждений. Он показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что признаем полезным для народа,- говорит Базаров.- В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Что же отрицает Базаров? И на этот вопрос он сам дает ответ: «Все». И в первую очередь то, что Павлу Петровичу даже вымолвить страшно: самодержавие, крепостное право. Религию. Базаров отрицает все, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, невежество, социальный гнет. Базаров отрицает весь общественно-политический строй России того времени.
Такое отрицание носило, бесспорно, революционный характер. Это прекрасно понимал и сам Тургенев, в одном из своих писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… И если он называется нигилистом, то надо читать : революционером»
Базаров – сильная личность. Это проявляется прежде всего втом, что он не поддается чужому влиянию, а сам умеет подчинять других. Так, Базаров оказывает несомненное влияние на Аркадия; в спорах он убедителен настолько, что заставляет усомниться в своей правоте Николая Петровича; им серьезно заинтересовалась аристократка Одинцова.
Важными чертами личности Базарова являются его материалистические взгляды, атеизм. Он не верит в бога и этому отрицанию остается верен до конца (перед смертью он отказывается от причастия, и религиозные обряды над ним смогли совершить только тогда, когда впал в беспамятство). Без сомнения, Базаров – сильная личность. Но некоторые его суждения ошибочны. Разве можно согласиться с ним, не признающим любовь, красоту природы, отрицающим искусство. Да и он сам, полюбив Одинцову, почувствовал зыбкость своей теории.
Слабостью образа Базарова явилось также политическое, психологическое одиночество героя в чуждой ему дворянской среде. Тургенев, показывая готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений, то есть расчистить место для тех, кто будет строить, не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких разрушительных действиях не нуждается.