Уровни сформированности читательского интереса младших школьников
Критерии | Положитель-ное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"). | Заинтересован-ность конкретными книгами ("хочу эти книги"). | Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"). | Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали"). | Уровень сформированности читательских интересав младших школьников |
ЭГ | + | + | - | + | средний |
КГ | + | - | - | + | низкий |
Из приведенной таблицы наглядно видно, что высокий уровень сформированности читательских интересов нет ни у одной из групп, средний уровень в ЭГ, а в контрольной группе уровень остался без изменений.
В совокупности все проведенные методики позволяют говорить что наши экспериментальные классы показали более высокие результаты, чем контрольный. Мы установили, что систематические и разнообразные формы внеурочной деятельности, создание условий, использование творческих видов работ, учет индивидуальных интересов и творческих возможностей учащихся начальной школы, расширение круга чтения младших школьников способны повысить уровень читательских интересов.
Анализируя результаты контрольного эксперимента, можно отметить, что наметилась положительная динамика изменения читательской активности учащихся, дети стали более активно проявлять себя на уроках литераткрного чтения, расширился читательский кругозор. Таким образом, произошли изменения и в развитии читательского интереса и в контрольном, и в экспериментальном классах.
Улучшения произошли из-за активного использования специальных приемов учителем в процессе чтения и выборе интересной и познавательной литературы для учащихся начальной школы.
Контрольный эксперимент доказал, что формирование читательского интереса полностью зависит от грамотной работы учителя, который умело внедряет разнообразные формы работы в учебно-воспитательный процесс, а именно использует различные приемы и способы развития читательского интересна уроке литературного чтения младших школьников и создает необходимые для этого условия.
Главная цель фактически достигнута. Учащиеся стали интересоваться чтением. Более сильные учащиеся стали читать познавательную литературу. Более слабые учащиеся стали посещать школьную библиотеку, библиотеки города и, главное, чтение перестало быть для них наказанием. Чтение книг стало доставлять им удовольствие, а самое главное у учащихся стал проявляться читательский интерес не только на уроках, но и во внеурочное время. Цель экспериментальной работы достигнута. Учащиеся читают, посещают школьную библиотеку, берут книги для чтения домой, посещают библиотеки города. Они осознали, что чтение — это удовольствие во благо. Только читающий ученик хорошо учится, интересуется, развивается и успешно обучается, получает необходимые знания.
Выводы по второй главе
1. На основе методов анкетирования, наблюдения и критериям, уровень сформированности читательских интересов изменился. Чтобы достичь данного результата с учетом выявленных условий организации деятельности на уроке литературного чтения был разработан и реализован ряд мероприятий направленных на развитие читательских интересов младших школьников, которые условно можно разделить на творческие игра «Семейные чтения», выставка рисунков, выставка кроссвордов, познавательные, проведение классных часов, выставка кроссвордов, развлекательные, «Театральные подмостки», игра «Семейные чтения». Были привлечены родители, как активные участники мероприятий, как помощники. Для родителей проведено родительское собрание. В ходе проведения мероприятий дети не только получали информацию, но и самостоятельно искали ее предлагая свои знания окружающим. В экспериментальной группе в начале формирующего эксперимента наблюдалось пассивное отношений к чтению и низкий читательский интерес, но в ходе проведения эксперимента читательский интерес стал выше, чем у контрольной группы. После проведения очередного мероприятия дети ожидали продолжения, спрашивали.
2. В процессе реализации эксперимента в экспериментальной группе дети стали более активными не только в чтении но и в творчестве, в отношениях друг с другом. Сравнение результатов уровня развития читательских интересов до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе, где не проводились мероприятия по развитию читательских интересов, не произошло значительных изменений, уровень развития читательских интересов остался низким.
3. В экспериментальных группах, где проводились разработанные мероприятия с учетом выявленных условий организации деятельности на уроках литературного чтения, произошли изменения в уровне развития читательских интересов от низкого к среднему. Для получения более высоких результатов необходимо продолжительная работа в этом направлении. У детей контрольной группы, где мероприятия не проводились, уровень развития читательских интересов остались без изменений, низкий.
4. Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что выявленные условия организации деятельности на уроках литературного чтения по развитию читательских интересов младших школьников, являются эффективным.
Заключение
Читательские интересы - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Читательский интерес - это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Выявленные условия организации внеурочной деятельности направленной на развитие читательских интересов:
- Учет индивидуальных интересов учащихся начальной школы.
- Расширение круга чтения младших школьников.
- Систематическое использование в учебно-воспитательном процессе разных форм организации работы на уроках литературного чтения по развитию читательских интересов учащихся.
Проведенное исследование развития читательских интересов младших школьников позволяет констатировать следующее:
- картина развития читательского интереса показала значимость этого явления для младших школьников. Установлено, что читательский интерес влияет на развитие деятельностной активности на уроке литературного чтения, читательского интереса и читательского кругозора;
- одновременно с изменением уровня читательских интересов происходит их расширение, углубление и обобщение. У учащихся экспериментального класса отмечается более глубокий читательский интерес;
- значительно возросла устойчивость читательского интереса через игровые примы на уроке литературного чтения. Она проявилась не только в специфических учебных ситуациях, но и за их пределами, побуждая детей к самостоятельному расширению и углублению читательского интереса;
- читательские интересы начинают выступать в функции действенных мотивов учебной деятельности, существенно влияя на познавательную активность;
- по основным показателям читательский интерес у учащихся контрольного класса оказался на значительно более низком уровне, чем в экспериментальном классе;
- поскольку основные условия развития читательского интереса, кроме использования различных методов обучения, ТСО и создания благоприятного климата, в экспериментальном и контрольном классах были идентичны, зафиксированные различия в характере и конечном уровне читательского интереса и познавательной активности у учащихся этих классов должны быть объяснены именно разницей в условиях развития интереса.
Таким образом, получает подтверждение гипотеза исследования, согласно которой решающую роль в развитии читательского интереса младших школьников играет максимальная опора на читательскую активность учащихся, а также эмоциональную атмосферу обучения, положительный эмоциональный настрой УВП и благоприятный психологический климат.
Учитель должен учитывать особенности развития читательского интереса школьников и использовать интересные формы работы, различные методические приемы, которые ставили бы учащихся перед необходимостью поиска путем самостоятельного решения учебных задач.
Наблюдения показали, что использование нетрадиционных, творческих форм работы и соответствующих методов и приемов не только делает уроки более интересными, но и стимулирует развитие читательского интереса учащихся и их познавательной активности.
Основная роль в развитии читательского интереса на уроке литературного чтения принадлежит учителю. Важно его отношение к педагогическому труду, детям и преподаваемому предмету как к любимому делу.
Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательских интересов младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем. Считаем в дальнейшем целесообразным разработать и использовать в воспитательной деятельности школы программу, включающую цикл мероприятий, направленных на развитие читательского интереса младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основные черты формирования личности.
Результаты проведенного эксперимента подтвердили, что читательские интересы формируются, если проводится целенаправленная и систематичная работа по развитию читательских интересов уроке литературного чтения.
В процессе опытно-экспериментальной части работы наша гипотеза подтверждена.
Список литературы
1. Алексеева М.Ю., Матвеева Е.И. Измерители качества обучения по литературному чтению 3 класс /М.Ю. Алексеева, Е.И.Матвеева. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.–96 с.
2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 27-28.
3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс/ М.В. Бойкина Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2012.– 96 с.
4. Болотова, А.И. Рабочая тетрадь как средство развития познавательной самостоятельности при обучении математике младшего школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 /Болотова Алена Ивановна.– Москва, 2012.– 24 c.
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.Тетрадь по литературному чтению. 3-й класс/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2009. – 112 с.
6. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. - М., 2008. - С. 59.
7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.Личностныйи компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. –М.: Логос, 2009. –336 с.
8. Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. Монография /М.П. Воюшина. –Санкт-Петербург: Сударыня,2007. – 320 с.
9. Воюшина М.П. Вызовы времени и учебники нового поколения по литературному чтению/М.П.Воюшина //Вестник Герценовского университета.– 2007. –№ 7. – С. 52–55.
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и его развитие в детском возрасте.–Собрание сочинений: в 6-и т. Т.2 /Лев Семенович Выготский.–М.: Педагогика, 1982.– С.395–416.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. –М.: Изд-во ЭКСМО, – 2004. – 512с
12. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: автореф. дис. докторапед. наук: 13.00.01/ Галактионова Татьяна Гелиевна.–СПб, 2008, –39 с.
13. Голубева Е.И.Поддержка семейного чтения –общая задачаспециалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. –Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm
14. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. доктора псих. наук: 19.00.10 / Гончарова Елена Львовна. – М.: 2009. –40 с.
15. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении/В.В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 1992, –116с.
16. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2009.– 39 с.
17. Джежелей О.В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1–4 класс. Программа для общеобразовательных учреждений/О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2010. – 64 с
18. Икрамова С.А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Икрамова Саврия Аслоновна. – Душанбе, 2010. –24 c.
19. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании/Д.С.Ермаков// Педагогика.–2011.–№ 4. –С.8–15.
20. Ефимов, В.Ф.Компетентность как новое качество личности школьника/ В.Ф. Ефимов//Начальная школа. –2012. –№ 2. –С. 11–18.
21. Ефросинина Л.А.Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2-х ч./Л.А. Ефросинина. –М.: Вентана-Граф, 2012. – 416 с.
22. Ефросинина Л.А.Литературное чтение: 3класс: рабочая тетрадь №1/Л.А. Ефросинина. –М.: Вентана-Граф, 2012. –112 с.
23. Ефросинина Л.А.Литературное чтение: 3класс: рабочая тетрадь №2/Л.А. Ефросинина. –М.: Вентана-Граф, 2012. –112 с.
24. Ефросинина, Л.А. Урок –важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Начальная школа.2012.№ 2. – С.11-18.
25. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С.17-20.
26. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2014. №4.
27. Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе / Г.Л. Ильин//Народное образование.–2011. –№ 5. –С. 149–156.
28. Кац,Э.Э. Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение» (в 2-х частях): 3-й класс/Э.Э. Кац. –М.: АСТ: Астрель, 2012. –32 с.
29. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. –М.: Просвещение, 2011.–32 с.
30. Коти Т.Ю.Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3 класс/Т.Ю. Коти. – М.: Просвещение, 2011. –64 с.
31. Коханова В.А., Жигалова М.П., Колышева Е.Ю., Михайлова Н.С. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие /Под ред. В.А. Кохановой. – М.: Наука, 2011. –248 с.
32. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О.Н. Крылова.–М.: Издательство «Экзамен», 2012. –109 с.
33. Кубасова О.В. Литературное чтение: Любимые страницы. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса/ О.В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, –208 с.
34. Малинин В.А., Повшедная Ф.В. Образовательный холдинг «Школа – вуз»: пути интеграции // Инициативы XXIвека. 2012. № 3. С. 63-65.
35. Маранцман Е.К.Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста/ Герценовские чтения. Начальное образование. Том 2. Выпуск 1. Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. –СПб.: Издательство ВВМ, 2011. –С.80-85.
36. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников/М.В. Матюхина. – М.: Педагогика,1984. – 143 с.
37. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя/Н.Е. Богуславская, В.И Капинос, А.Ю. Купалова/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. –240 с.
38. Молдавская Н.Д.Литературное развитие школьников в процессе обучения/Н.Д. Молдавская. – М.: Педагогика,1976. –224с.
39. Моргун, В.Ф. Педагогическая типология игр на основе многомерной теории личности./ В.Ф. Моргун//Школьные технологии.–2013. –№ 4. –С. 78–80.
40. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс] Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.– 2006. Режим доступа: http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf
41. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
42. Новосельцева Т.Аа, Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе - журнал «Начальная школа» №1 2013
43. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя/М.И. Оморокова.–М.: АРКТИ, 1999. – 160с.
44. Орлова Э.А.«Рекомендации по реализации национальной программы поддержки и развитиячтения»/Э.А. Орлова.– М.: МЦБС, 2008. –72с.
45. Осмоловская, И.М., Петрова,Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова//Начальная школа. –2012.–№ 10.–С.13 –17.
46. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 3-х ч. Ч.1/М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.; Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. –215 с.
47. Повшедная Ф.В. Народный учитель по призванию // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 1. С. 526-527.
48. Планируемые результаты начального общего образования/Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. –120 с.
49. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др. Под ред. А.Б. Воронцова. –М.: Просвещение, 2011. –176с.
50. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.– М.: Просвещение,2011. –400с.
51. Программа «Чтение: работа с информацией». Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – С. 19-21.
52. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников/З.И. Романовская. –М.: Педагогика, 1982 . –128 с.
53. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие/Т.В. Рыжкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. –381 с.
54. Савенков, А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения / А.И.Савенков // Начальная школа. – 2012. – № 9 . – С. 54-61.
55. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение. -1991. - С. 44-65.
56. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
57. Светловская Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
58. Светловская Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать/ Н.Н. Светловская Т.С. Пиче-Оол.–М.: Аркти, 2007. –54 с.
59. Сметанникова Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. –Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm
60. Смирнов С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2004, 512 c.
61. Соболева О.В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения: дис. … д-ра псих.наук: 19.00.07 / Соболева Ольга Владимировна. -Курск, 2010. –304 с.
62. Столыпина, Н.В. Тарабуева М.В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения [Электронный ресурс] / Н.В. Столыпина М.В. Тарабуева // Начальная школа плюс: до и после. –2011. –№ 1. – Режим доступа: http://www.school2100.ru/upload/iblock/dde/dde47577a1a1f2a71611c1ed6ed1595d.pdf
63. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие/Урал. гос. пед. ун-т; Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В.Плотникова, В.А. Шуритенкова.–М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 272 с.
64. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др. – М. Просвещение, 2011. –88с.
65. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Т.Г.Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук.–М.: Просвещение, 2011. –40 с.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.–М.: Просвещение, 2010.–31 с.
67. Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 11. 2014. С.800-803.
68. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.
69. Философский словарь (под ред. И.Т. Фролова).–М.: Республика, 2001. – С. 289.
70. Хуторской А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения / А.В. Хуторской //Школьные технологии. –2012.–№ 4. –С.36–47.
71. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие/А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. –63 с.
72. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура/Отв. Ред. Б.Ю. Сорочкин. – М.: КомКнига, 2007. С.131–164.
73. Чуносова Л. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению: материал мастер-класса // Школьная библиотека. 2007. № 4. С. 12-16.
74. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся // Начальная школа + до и после. 2013. №8. С. 82 – 85.
75. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Презентация и обсуждение международной программы PISA-2009 [Электронный ресурс] /Г.А. Цукерман //Центр оценки качества образования. – 2010.–Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm
76. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.– 224с.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1А