Реализация приемов, способствующих формированию читательского интереса у младших школьников, на уроках литературного чтения

Формирующий эксперимент проводился в ГОУ СОШ № 1150 г. Зеленограда в 4 «Б» классе.

Целью эксперимента является подтверждение нашей гипотезы. Были поставлены следующие задачи:

- подготовить серию уроков литературного чтения;

- подготовить и провести конкурс сочинительства сказок «Урок сказки»;

- подготовить и провести конкурс «Я — юный поэт»;

- осуществлять работу по развитию читательской активности детей экспериментального класса.

Мы использовали наиболее действенные формы работы по стимулированию читательских интересов младших школьников.

При организации учебно-познавательной деятельности учащихся 4 «Б» класса продумывались структура и ход урока, необходимого для стимулирования читательских интересов. При подготовке каждого урока учитывались психофизические особенности детей, и в связи с этим мы строили уроки так, чтобы пробуждать читательский интерес и активность учащихся. С этой целью мы осуществляли частую смену видов деятельности, общение, обращались к игровым формам, стимулировали художественную (изобразительную) деятельность учащихся.

В 4 «Б» классе были проведены следующие уроки литературного чтения:

- урок 1 «Поле чудес: «Что за чудо эти книжки»»;

- урок 2 «Дружные сестрицы — книжные страницы»;

- урок 3 «Русской речи государь по прозванию словарь».

Уроки литературного чтения были подготовлены совместно со школьным библиотекарем и учителем. Основной целью этих уроков явилось привлечение и создание условий для успешного стимулирования читательского интереса, побуждение учащихся к активной читательской деятельности.

Цель урока: с помощью игры стимулировать читательский интерес, добиться у детей желания читать вдумчиво и при чтении быть наблюдательным (запоминать авторов, имена главных героев и интересные эпизоды в книге, которые на первый взгляд кажутся незначительными). Показать ребятам, что чтение — это труд и читать надо внимательно и добросовестно.

Основные этапы третьего урока литературного чтения: поставлена цель, задачи, оформлен кабинет (выставки, плакаты), ход урока (выступление учителя и библиотекаря), использование ИКТ-включений, где просматривались старые и современные словари, выступления учащихся с текстами стихотворений и прозаическими выдержками, заключение, подведение итогов.

Сценарий урока литературного чтения Тема: «Русской речи государь по прозванию “словарь”»

Тема: «Русской речи государь по прозванию “словарь”»

Цель урока:

- познакомить детей со справочной литературой;

- дать представление о справочном издании;

- выработать навыки работы со справочными изданиями.

Учитель: Ребята, вы уже научились читать и писать. Но, наверно, вам встречаются иногда и не совсем понятные слова, над написанием которых вы надолго задумываетесь. И тогда на помощь вам приходит словарь.

Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь — это вся Вселенная в алфавитном порядке». Вот это и есть одно из главных правил, по которому составляется словарь — алфавитный порядок. Вам ведь уже приходилось пользоваться орфографическим словарем.

Ученик, выступающий в роли Орфографического словаря:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами

Как людьми населена.

Правит ими Государь

По прозванию Словарь,

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Учитель: Орфографический словарь русского языка помогает совершенствовать грамотность. Слова в словаре снабжены грамматическими пометками: рода, падежа, числа. Школьный орфографический словарь содержит 20 ООО слов русского языка в их нормативном написании.

Ученик, выступающий в роли Толкового словаря: А сейчас мы поговорим о толковом словаре. Толковым его называют потому, что в нем толкуются, объясняются значения слов, дается перечень близких и противоположных по смыслу слов, приводятся примеры их употребления.

Учитель: Однотомный толковый словарь русского языка содержит 80000 слов. Его составил известный русский филолог СИ. Ожегов. Книга обращена к широким кругам читателей. Главная цель словаря дать полное толкование трудным и литературным словам.

Ученик, выступающий в роли Словаря иностранных слов:

Много слов родили греки,

К нам от них в далеком веке Математика пришла,

С ней грамматика была.

Слов иных был путь задымлен,

Но, наверно, в добрый час

К нам дошли от древних римлян

Слово «цирк» и слово «класс».

А из Франции... Привет!

К нам пожаловал балет,

И театр, и актрисы,

Декораторы, кулисы,

Дирижер и режиссер,

Костюмер и билетер.

Персонаж, танцор, сюжет,

Бис, антракт, фойе, буфет!

Учитель: Словарь иностранных слов, предназначен для учащихся, включает наиболее распространенные в современной речи иностранные слова. Словарь содержит широкую информацию, в которой раскрывается значение слова, его происхождение, дается грамматическая характеристика.

Выходит ученик, выступающий в роли фразеологического словаря.

Учитель: Словарь адресован учащимся. Дает полное толкование фразеологизмам. Приводятся исторические и этимологические справки.

Ученик, выступающий в роли энциклопедического словаря:

Универсальное справочное издание, включающее около 7000 слов, статей по всем сферам современных знаний.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей. Его главная цель — сдать систематизированную информацию по всем областям знаний.

Ученик, выступающий в роли Словообразовательного словаря: Ученик рассказывает о словаре и находит в нем некоторые слова для примера.

Ученик, выступающий в роли Словаря устаревших слов: В словарь включены историзмы и архаизмы, наиболее часто встречающиеся в произведениях русских и зарубежных классиков. Представлены некоторые устаревшие фразеологические обороты, формы вежливого обращения, названия должностей. Словарь содержит 800 000 единиц (слов). Адресован широкому кругу читателей

Учитель: Сегодня мы с вами поговорили только об очень немногих словарях, но очень популярных. Семья их огромна, польза, которую они приносят людям — неоценима. Все словари мира можно объединить в страну Словарию. Это самая интересная и ученая страна. Много пользы и знаний она дает всем детям и взрослым.

Уважаемый Государь

По прозванию Словарь

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи Государь

По прозванию словарь!

Обращайтесь к словарям постоянно, и они непременно помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить. Как сказал известный знаток книг писатель Е. Осетров, «много книг на свете, многие из них достойны пристального внимания, но словари… О словари, мои драгоценные словари, вас нельзя не любить».

В качестве следующего способа стимулирования читательских интересов младших школьников мы использовали проведение конкурса сочинения сказок. Эта работа проходила в несколько этапов. Была проведена серия уроков.

- Урок 1 был посвящен чтению русских народных сказок, где учитель обратил внимание детей на то, что сказки созданы народом и передавались им из уст в уста, что этот жанр относится к устному народному творчеству.

- Урок 2 был посвящен изучению литературных (авторских) сказок. Особенное внимание обращалось на описание чудес, волшебства и превращений.

- Урок 3 посвящался сказкам зарубежные писателей и сравнению их с русскими народными сказками. Необходимо было найти черты сходства и отличия в этих сказках.

- На уроке 4 был проведен конкурс сочинения сказок (см. приложение)

План проведения урока «Сочинительство сказок»:

1. Вступительное слово учителя о различных литературных жанрах, самобытности народного творчества, неповторимости авторской сказки, об отличительных особенностях сказки от других литературных жанров.

2. Учащиеся пишут свою сказку в классе, придумывают название и создают текст сказки.

3. Оформляют обложку и готовят иллюстрации к сказке учащиеся дома. На уроке внеклассного чтения они показывают классу свои творческие работы.

На следующем этапе формирующего эксперимента мы провели еще один конкурс: «Я — юный поэт». Учащимся предложили выполнить такое задание. Каждому ученику раздали стихотворения о дружбе разных авторов. Нужно было дополнить или перефразировать строки стихотворения и создать к нему иллюстрации. Этот конкурс стимулирует учащихся к активной читательской деятельности. Во-первых, ребенок читает произведения разных авторов, а во-вторых, работа увлекает учащихся в мир фантазии и сочинительства.

На уроках литературного чтения были использованы развлекательные приемы – такие как: игра «Семейные чтения», Театральная постановка по мотивам произведения «Маленький принц» А.Экзюпери. Конкурс кроссвордов «Литературный бум».

Задачи, решаемые в ходе реализации данных мероприятий следующие:

- развитие творческой активности детей (проведение выставок художественного творчества, рисунки, поделки по прочитанному);

- организация совместной деятельности детей и взрослых (постановка театрализованного выступления, театральная импровизация, изготовление творческих рисунков и плакатов);

- знакомство учащихся с библиотеками города (расширение кругозора);

- развитие речи (умение связно и выразительно пересказывать прочитанное);

- знакомство с новинками литературы (подробный план мероприятия представлен в Приложении 4 – 7).

Также дети смогли реализовать интеллектуальные способности.

В игре «Семейные чтения» дети и взрослые отвечали на вопросы, требующие эрудиции и внимания.

В конкурсе кроссвордов школьники совместно с родителями составляли кроссворды по литературным произведениям, а потом обменивались ими и отвечали на вопросы друг друга.

Проведение классных часов (Приложение 7) заинтересовало ребят больше всего. Показать результат своей работы хотели все. Наблюдения, беседы с учащимися показали, что у детей растет читательский интерес. Проявляется это в активном обмене о прочитанных книгах, демонстрации книг, поиске определенных книг не только в библиотеке лицея, но и в городских библиотеках. Дети активно знакомятся с новинками, которые предлагаются взрослыми (педагогами и родителями), которые активно включились в работу, помогая детям выполнять творческие работы и участвуя в играх.

Итак, формирующий эксперимент показал, что использование различных методик по развитию читательских интересов младших школьников положительно сказывается на успешном развитии детей в целом.

Использование игровых форм, беседа, библиотечные уроки, конкурсы, изобразительная деятельность позволяют развивать творческие и читательские возможности учащихся.

Формирующий эксперимент помог выявить интересные формы работы с младшими школьниками. Использование нетрадиционных уроков, таких как библиотечные уроки, способствует развитию и читательского, и познавательного интересов младших школьников. Во время проведения таких уроков идет интенсивная работа. Ребенок рассуждает, додумывает, фантазирует, изобретает, сочиняет и фантазирует.

Конкурс «Сочинительство сказок» — тоже интересная форма работы с учащимися по развитию читательских интересов. Младший школьник выступает в роли автора сказки, он ее сочиняет и иллюстрирует. Это и работа по созданию индивидуального проекта.

Как показал эксперимент, использование таких форм работы дает положительные результаты, так как по своей природе ребенок очень любит фантазировать и придумывать.

Наши рекомендации