Общая характеристика журналистики XVIII века.
В середине XVIII в. русская журналистика обогатилась новым типом издания — частным журналом,т.е. формально независящим от учреждений правительства, который издавал литератор на правах частного предпринимательства. Первым таким изданием был журнал «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова (1759). Название трактовалось в том смысле, что читатель, как трудолюбивая пчела, будет собирать все полезное и нравоучительное, что найдет в издании, хотя напрашивалось и другое сравнение — самого издателя, журналиста с пчелой, собирающей все полезное и интересное для людей.
Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине Алексеевне, ставшей вскоре императрицей Екатериной II. Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши.
Журнал издавался ежемесячно тиражом 1200 экземпляров и был преимущественно литературным.
Издание «Трудолюбивой пчелы» прекратилось в декабре 1759 г. по причине недовольства его критической направленностью.
Ломоносову принадлежит инициатива создания первого журнала в России — научно-литературного органа Академии наук «Ежемесячные сочинения», он выступил с проектами нескольких изданий широкого общественного характера. Сатирические журналы Н. И. Новикова — одна из наиболее сильных глав истории русской периодической печати XVIII века. Журнальные выступления Д. И. Фонвизина, попытка издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум» относятся к наиболее значительным эпизодам его литературно-общественной деятельности. А. Н. Радищев был связан с журналом «Беседующий гражданин», напечатал там «Беседу о том, что есть сын Отечества». Его влияние на русскую общественную мысль и журналистику чрезвычайно велико. Радикальным демократическим содержанием замечательны журналы молодого Крылова «Почта духов» и «Зритель».
Журналистика 1769-1770-х гг. Роль Екатерины II в развитии отечественной журналистики.
В 1769 году под руководством Екатерины ее кабинет-секретарь Г. В. Козицкий издает нравоучительно-сатирический журнал “Всякая всячина”. Образцом при этом послужили популярные английские журналы Дж. Аддисона и Р. Стиля, из которых заимствовались отдельные места и перерабатывались применительно к русской действительности. Екатерина II решила выступить на поприще журналистики для того, чтобы принять руководство общественным мнением в России, излагать печатно свои взгляды на управление страной с целью привлечь на свою сторону как можно больше людей, готовых ее поддерживать.
В предисловии к “Всякой всячине” “издатель” так сформулировал преследуемую им цель: “... вижу сквозь облака добрый вкус и здравое рассуждение, кои одною рукою прогоняют дурачества и вздоры, а другою доброе поколение всякая всячина за руку ведет”. Впрочем, обличения журнала не затрагивали коренных социальных проблем. Его сатира была в “улыбательном духе” и сводилась к насмешкам над внешними неблаговидными проявлениями российской жизни: над алчностью, ханжеством, суевериями, скупостью, отсутствием хороших манер, порочным воспитанием и необразованностью. Журнальные статьи оформлялись в виде писем читателей и ответов на них, разных заметок и прочей литературной смеси. “Всякая всячина” избегала педантичных ученых рассуждений, ее тоном был тон непринужденной светской беседы.
Издание Екатериной “Всякой всячины” пробудило невиданную активность сатирической журнальной литературы. Вслед за “Всякой всячиной” появились “И то и се” М. Д. Чулкова, “Ни то ни се” В. Г. Рубана, “Трутень”, “Живописец” и “Кошелек” Н. И. Новикова, “Адская почта” Ф. А. Эмина и др. Казалось императрица именно этого и добивалась. Так, желающие выпускать новый журнал могли подавать прошения в Академическую комиссию, распоряжавшуюся единственной тогда в Петербурге типографией, без оглашения своих имен, поставив подпись “Аноним”. Между тем, чтобы принять к печати любую книгу, типография должна была осведомиться об авторе или переводчике. Имена издателей журналов, таким образом, хранились в секрете. Вследствие этого до сих пор можно только предполагать, кто выпускал, например, журнал “Смесь”.