Фраза (предложение) с заданными словами
Ведущий.называет любой набор слов: «Лестница, человек, часы» или «Течет, шум, машина» (наборы лучше всего составлять по случайному принципу). Ученикам предлагается составить предложение (картину из одного предложения), в котором были бы все заданные слова. Разрешается менять падежи, порядок заданных слов (и для глаголов — время: прошедшее, настоящее, будущее). Затем можно дать задание, по которому одно из существительных в наборе (например, второе — шум) закрепляется как обязательное подлежащее в выдумываемой фразе, т.е. главное действующее лицо. Также для усложнения (см. стр. 36) можно давать слова не простые по своему значению для данного возраста. Например, детей заставляет задуматься набор: «режиссер, драматург, актеры, пьеса, пауза».
Когда учитель дает несколько слов, которые должны быть включены в предложение, в картину, составлять «мысль», то дети легко соединяют во фразы два, три слова. Труднее пять-шесть. Даже неожиданный набор слов складывается легко, если все слова легкие, из повседневного обихода (воробей, лестница, бант, холодно), и гораздо труднее, когда привлекаются слова, которые учитель хочет ввести в обиход детей (например, из театрального обихода: премьера, роль, репетиция; или — пауза, зритель; или — аплодисменты, фантазия). Обычно только в третьем и более старших классах можно услышать предложения с причастными и деепричастными оборотами, хотя встречаются с ними школьники и понимают их гораздо раньше. Поэтому для обогащения их речи предлагаемая форма тренировки бывает очень полезна.
Приведем пример конечного результата, сочиненного малой группкой по набору — герой, дети, актер, сказка, премьера: «Дети, пришедшие на премьерузнакомой сказки,обрадовались встрече с любимым героем,которого играл знакомый актер». Когда было задано поменять главное действующее лицо, оставляя содержание сочиненной фразы, то получилось: «Актер с удовольствием играл героязнакомой детям сказки и имел на премьеребольшой успех у зрителей». Другая же группка предложила: «Герой сказкив исполнении любимого детьми актера на премьере заслужил бурные аплодисменты».
Дети часто предлагают фразы, построенные на перечислении, это надо понимать как начальный этап, подводя их к более сложным и живым формам речи, а потом и к их трансформации.
Опишем один из вариантов, возникший при использовании задания-упражнения на занятиях в начальных классах и опробованный в разнообразных аудиториях. Участники сидят на ковре в полукруге. Ведущий (учитель, воспитатель): «Сейчас мы все встанем (все встают) и стоя вспомним вчерашний Пень. А из того, что нам запомнилось о нем, выберем самое, самое, самое, и когда у вас будет готово слово, обозначающее предмет, который связан с этим самым, самым, самым, то это значит, что вы уже готовы работать дальше. Вы садитесь на гное место и ждете, когда и другие будут готовы, то есть когда и они сядут». Участники стоя вспоминают. Кто-то почти сразу садится, кто-то переспрашивает задание, не осмеливаясь довериться своему пониманию и. памяти.
Наконец ведущий выборочно спрашивает трех сидящих. Первый называет — «гости». А второй говорит, что он еще не вспомнил. Ведущий: «Но ведь ты уже сидишь! Значит ты гонт! Или скорее вспоминай и говори слово или вставай и тог-м уже, не спеша, выполняй задание, а когда будешь готов, тогда и сядешь». Ученик выбирает неспешное выполнение задания стоя, поэтому вторым становится другой участник, который произносит: «Забор». Третий называет «холодильник».
Ведущий: «А теперь опять все встанем, и тот, кто придумает предложение, всего одно, но в котором были бы и эти три слова — «гости», «забор», «холодильник», —, тот садится и.1 место». Дети начинают сочинять. Кто-то уже сел. Кто-то говорит, что у него не получается. Ведущий: «Те, кто уже гонт, уже сел — помогите тому, кто стоит рядом с вами. Помогите
подготовиться и Им, чтобы и они могли сесть на ковер». Трем последним, кто никак не может придумать предложение, ведущий дарит свой вариант: «Я долго выдумывал предложение, в котором были бы слова «гости», «забор», «холодильник», но все же не выдумал его». На лицах участников появляются улыбки, и оставшиеся, наконец, садятся на ковер.
Когда все готовы, ведущий говорит: «А теперь давайте вспомним, какие бывают предложений?». «Длинные», «смешные», «обычные», «нормальные», «древние», «военные, «скучные», «фантастические» — начинают предлагать участники. Ведущий: «Спасибо. А теперь опять все встанем, и каждый решит, какое же у него предложение сочинялось? Смешное, сказочное, скучное или нормальное, обычное? Кто готов — садитесь».
Когда все готовы, ведущий выборочно спрашивает у участников диагнозы собственного предложения. Некоторые пытаются вместо диагноза произнести само предложение. Но ведущий неумолим: он ждет только диагноза. А они оказываются, к удивлению многих присутствующих, очень однообразными: «нормальное», «обычное», опять «нормальное» и т.д. При переборе ведущий наталкивается и на парочку исключений: «веселое», «военное». Ведущий: «Ну вот, мы теперь и знаем, какие у кого сочинялись предложения. А какие бы вы хотели послушать?». Все сразу называют и «веселое», и «военное». Ученики-авторы произносят свои предложения: «За то, что гости полезли в холодильник, хозяин выгнал их за забор»; «Гости вынесли все вещи и холодильник к забору и отправились на войну».
Ведущий опять предлагает всем встать и выбрать, теперь уже — какой стиль им больше всего нравится. Выбрать из четырех: страшное, смешное, сказочное, фантастическое. Когда участники сели, ведущий спрашивает у нескольких участников, какой стиль им нравится. Ученики называют, что они выбрали. После этого трое из класса опять называют свои слова, которые они припомнили по просьбе ведущего: потолок, часы, стол. И все стоя выдумывают предложения с этими новыми словами, но уже в задуманном стиле.
Когда большая часть участников справляется с заданием и садится, ведущий предлагает им объединиться по стилям в четыре группки и внутри группок выбрать самое, самое лучшее предложение. Ученики начинают объединяться и выяснять; одни — самое веселое, другие — самое страшное, третьи – самое
сказочное и четвертые — самое фантастическое предложение с заданными словами.
Участники с интересом выслушивают в группке варианты, по сути дела учась друг у друга. Часто они коллективно улучшают выбранный вариант, открывая для себя «стилевые» секреты как сочинения, так и произнесения предложения вслух. Например, страшное предложение лучше произносить низким голосом, сказочное — таинственным и т. п.
В заключение группки рассаживаются в единый полукруг и, когда каждый из представителей произносит свое предложение, члены других группок отгадывают задуманный стиль и высказывают свои соображения.
Обращаем внимание читателей на то, что такие дополни
тельные задания, как выбор стиля и сочинение предложения
в выбранной стилистике, поиск тех, у кого выбранным оказался тот же стиль, самостоятельный выбор наилучшего варианта в каждом стиле — являются теми самыми усложнениями, доступными трудностями, которые стимулируют интерес (см. стр. 36).
ХОДИТЬ СЛЕД В СЛЕД
Задание заключается в подстраивании к партнеру, идущему впереди тебя. Ставить ногу можно только в освободившийся «след». Так идет вся цепочка. Для оправдания можно выдумать, что идем через болото, или по грязи, или через ручей по камням, тогда можно не просто идти, а прыгать и выбирать, куда поставить ногу. Идущему сзади нужно не наступать на пятки впереди идущего, а дожидаться, когда «след» освободится полностью. Упражнение может выполнять только небольшая группа участников. Поэтому другие группы следят за точностью выполнения.
Внимание и ориентация на поведение (шаги) другого — лежат в основе упражнения. В 1 классе (или этапе) часто у многих возникают трудности в выполнении этого простого задания. Учителю важно подавать это задание-упражнение так, чтобы детям, плохо с ним справляющимся, было интересно тренироваться вновь и вновь. Во 2-ом классе (или этапе) это задание может выглядеть как коллективный этюд «переход через болото» разными группами, с развитием этюда до «спасения» провалившихся и оказания группами помощи друг другу, сохраняя при этом задание ставить ноги след в след,
В 3 классе (этапе) — выбирается ведущий, который выдумывает, где находится группа, зачем и почему она так идет, какие на пути препятствия и т. д. Ведущий ничего не говорит о своей задумке другим членам группы. Он только идет в соответствии с задумкой, а шедшие за ним «след в след» в конце пути отгадывают или объясняют, что же они сейчас изображали.
В зависимости от варианта задания логика изображаемого поведения меняется, но одна особенность в движении «след в след» должна сохраняться постоянно, иначе само упражнение рассыплется. Этой особенностью является большая степень внимательности (концентрация внимания) у передвигающихся.
ШАПКА ВОПРОСОВ
Вид работы по литературному тексту или по зрительским впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий должен бросить в «шапку» три вопроса по тексту (литературному, изобразительному):
1. Вопрос, проверяющий знание текста.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
3. Вопрос по выяснению о тексте другого мнения и сравнению его со своим,
Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами. Смысл игры заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в разные позиции: проверяющего, не знающего, советующегося.
Отвечают на вопросы все ученики. Они подходят к «шапке» и вынимают оттуда одну из бумажек. Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» вопроса и ответа. Хорошо осознается, ими как ценность индивидуально окрашенных вопросов и ответов, так и их сравнительная редкость. Задание имеет прямую связь с художественным воспитанием.
В разных вариантах свои вопросы дети могут задавать
устно, аббревиатурой (см. комментарий к игровому заданию-
упражнению «Аббревиатуры»), записывать полностью. При
устном варианте вопросов эффект случайного подбора спрашивающих и отвечающих сохраняется: отвечающий вытаскивает билет, на котором написано имя или инициалы ученика,
на устный вопрос которого должен ответить тот, кто вышел к
«шапке»; .
ШУМЫ
Ученики определяют, «где это было» по тем шумам, которые издают два (или один) невидимые классу ученика. Когда класс видит звукооператорскую работу исполнителей, то возникает смех, который сковывает и исполнителей, и слушателей, поэтому в упражнении либо исполнители прячутся за ширму, либо зрители в классе отворачиваются, закрывают Глаза.
Воспроизведение жизненной картинки, эпизода, обстоятельств, случая может свестись к воспроизведению звуков, входящих в картинку. Дети сами могут выдумать название этюда, можно задать его им в одном или нескольких вариантах. Например, — утро на море; ночь в лесу; у зубного врача. Можно играть в загадки-этюды. Исполнитель или исполнители играют этюд, класс слушает (смотреть нельзя) и пытается определить, «что, где, когда».
В работе с «шумами» начинать лучше с индивидуальных этюдов и доводить их до исполнения группой в 5—6 человек. Коллективный этюд требует собранности, чувства взаимосвязи, серьезности, четкости в работе. Часто дети начинают играть этюды «утром», «птичий двор», «в зоопарке», а постепенно выдумывают и играют такие этюды: «комар в ночном поезде», «авария на шоссе», «городская улица».
ЭСТАФЕТА
Участники эстафеты по одному встают и садятся друг за другом в одном, едином ритме, так, чтобы, как только сел предыдущий, встает следующий. Порядок «вставания» можно менять — по рядам, от парты к парте, змейкой, через два человека — третий, одновременно по одному с каждого края (двойная эстафета), по алфавиту и т. п. Главное в задании — не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека, иначе ведущий должен остановить эстафету, потому что заданное условие нарушено. Вставание можно заменить передачей хлопков.
Возможные усложнения: встающий называет находящийся в комнате предмет (определенного цвета или определенного качества, или с определенной буквой в слове, его обозначающем), литературного героя, городи т. п.
«Эстафета» — коллективное упражнение, в котором, у
каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это «вовремя» и является основной трудностью. Причем для каждого исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать и сесть, а для всего коллектива — умение не вмешиваться в работу каждого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Это терпеливое отношение друг к другу в таком простом задании оказывается совсем не простым делом для участников. Особо полезно оно для Детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушивать, уступать, терпеливо дожидаться. «Эстафета» осваивается детьми' с интересом, но не легко, и это свидетельствует о ее точном попадании в зону социальных и организационных трудностей. При работе над этим упражнением раз в неделю дождаться успешного выполнения эстафеты иногда удается только к концу полугодия.
В упражнении тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в «общее» дело, чувство зависимости друг от друга.
Возможный вариант: учитель дает задание классу, сидящему полукругом, рассчитаться по порядку номеров. Но ученикам предлагается расчет вести одновременно с двух концов. Справа встает ученик и произносит: «1», затем садится. За ним поднимается следующий, который называет номер «второй» и т. д. до самого последнего человека слева. В это же время на другом конце происходит то же самое. Одновременно как по часовой стрелке, так и против, навстречу друг другу движутся цепочки расчета. Где-то в середине они пересекаются и продолжаются дальше. Таким образом, крайний слева был первым при расчете в полукруге по часовой стрелке и последним при расчете в направлении против часовой стрелки. Крайний справа также был первым и стал последним (см. стр. 113, вариант «а»). Они называют свои порядковые номера; Как правило, эти номера не сходятся. Так, 28 человек при одновременном расчете с двух концов могут получить по часовой стрелке 27-ой номер и одновременно против часовой — 29-й. Такая несуразица сразу всех смешит, и участники с желанием берутся рассчитываться заново. Но и вторая попытка может дать смехотворный результат: 25—28 или 26—26 (при 28-ми рассчитывавшихся).
Чтобы желание не исчезало, лучше всего перед повторными рассчитываниями либо менять сидящих в полукруге местами друг с другом (см. задание «Разведчики»), либо начинать и заканчивать расчет не с краев полукруга, а где-то в середине, как это показано на схеме (вариант «б»).
Вар. «а» вар. «б»
Задание-упражнение становится ценным для социо-игрового подхода, когда участники самостоятельно обнаруживает, что, видя в глазу другого соринку, не замечают «бревна» в своем глазу. Часто цепочка обрывается или путается потому, что один из участников, начиная высказывать свои замечания и советы другим, не замечал, как наступал момент, когда ему самому нужно было назвать порядковый номер второго направления.
Когда дети рассчитываются по порядку номеров, то они еще с детского сада или начальной школы привыкают, свой номер называть не столько следующему в цепочке, сколько учителю, проверяющему правильность расчета. В двойной же эстафете (особенно в варианте «б») каждый участник начинает понимать, что номер произносится для следующего в цепочке, и видеть, что, если лично он не обратит внимание на то, слышит ли его тот, кому следует передать свой номер, — то цепочка порвется. И виноват в этом будет не только отвлекшийся участник расчета, но и участник, сказавший «никому» свой номер.
Когда на занятиях жизнь учеников и учителя (воспитателя) строится по социо-игровой системе, то возникает возможность вести опросы не по журналу или поднятым рукам, а по эстафете. При этом дети не только помнят, чья очередь, но и с удовольствием ее сохраняют в течение не только одного урока, одного дня, но даже четверти.
Л.К.Филякина на уроках начальных классов пользуется таким усовершенствованием «отвечающей» цепочки. Если при ответе ученик ошибся, то он продолжает стоять, хотя, цепочка движется дальше, то есть на каждый появляющийся в классе вопрос поднимается и отвечает ученик со следующим по порядку номером. У того же, кто стоит, имеется право вклиниться, т. е. ответить вне очереди. И если этот ответ будет верным, то он садится. Таким образом, у каждого ученика всегда есть возможность найти такие вопросы, на которые он сможет верно ответить. А такой опыт поможет ему верно сориентироваться и в более сложных ситуациях.
Детям полезно работать над скороговорками. Один из способов увлечь их этой работой заключается в «запускании» скороговорки по эстафете, а возможно еще и на скорость между группками (рядами) учеников. Трудностью, которая состоит в быстром произношении скороговорки, когда каждый участник эстафеты произносит только слово или отдельное словосочетание из текста, дети увлекаются охотно. Например: 1-ый — на Дворе, 2-ой — трава, 3-й — на траве, 4-й — дрова и т. п. Ребенок в, эстафете может хорошо выполнить свою задачу, только если он, дожидаясь своей очереди, внутренне произносит все предыдущие слова вместе с другими говорящими в цепочке. В этом варианте задания облегчается артикуляционная и усложняется координационная работа.
ЭХО
Присутствующие отвечают на звуки ведущего (учителя, воспитателя) дружным эхом. Например, на хлопок преподавателя классу удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздается упругий, без рикошета, хлопок всего класса. Часто единого хлопка не получается потому, что часть учеников настроены только на учителя. Они стараются одновременно или почти одновременно с учителем хлопнуть в ладоши и забывают о том, что эхо должно быть дружным, то есть всем присутствующим нужно воспроизводить звук одновременно.
Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущие серии хлопков (3—6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или
притопыванием. Например, группа после непродолжительныхтренировок на нескольких занятиях научилась дружно хлопать задаваемый ритм и делает это с явным удовольствием. Ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким, что грозит в недалеком будущем потерей у играющих интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. В классе замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и уже хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали. Дружное эхо рассыпалось. Достаточно было повернуться или сделать один-два шага, как прежний навык открытости и готовности со всеми вместе дружно работать развеивается, как мираж. Участники понимают это и, восстанавливая исчезнувшее, надеются на большую прочность внутренней установки. А у надежды, рождающейся в игровой деятельности и подкрепляемой ею, шансы стать реальностью увеличиваются.
«Эхо» можно использовать на многих занятиях и в разные моменты урока. Но продолжительность его не должна быть
большой, иначе игровой характер незаметно для' педагога, но
заметно для детей перейдет в свою противоположность — педагогическую муштру.
Когда дети вслух тренируются читать, вариант упражнения «Эхо» можно использовать для того, чтобы помочь читающему услышать свои ошибки. Выполняется упражнение всем I классом или любой по количеству группой детей, сопровождающих голосовым эхом одного читающего или говорящего. Каждое слово, произнесенное говорящим, повторяется «эхом» и чуть приглушенно, но точно так же, как оно было произнесено автором звучания. Таким образом, говорящий может услышать себя в звучании «эха». Когда ученик читает в сопровождении «эха», он особенно тщательно прочитывает слова. Группа же «эхо» в книгу не смотрит, только слушает и точь-в-точь повторяет.
ЯПОНСКАЯ МАШИНКА
Объяснение этой игры лучше всего проводить одновременно (параллельно) с тренировкой. Представьте себе, что все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в ладоши! 2) двумя руками
хлопают по коленям, правая по правой, левая по левой, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2)... и т.д. Затем, когда группа овладела набором и последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, можно изменять темп движений согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения и этим усложнением вводится речь. На каждый щелчок участниками произносятся заранее распределенные порядковые номера («Японская мшинка» рассчитана на освоивших счет участников). Ведущий, совершая с классом отработанные движения и дойдя до щелчков пальцами, одновременно с каждым щелчком произносит «ноль-ноль» и передает глазами эстафету кому-то из сидящих (группа продолжает набор движений, машина работает), который, дойдя до третьего и четвертого движения (то есть щелчков пальцами правой, а потом левой руки), произносит свой номер (допустим: пять-пять) и, в свою очередь, передает глазами эстафету кому-то другому. Тот со щелчками произносит свой номер (допустим: два-два) и т. д. После того, как каждый из играющих, не нарушая ритма движений, может вовремя назвать свой номер, игру можно перевести на следующую ступень. Теперь после «представления» (то есть произнесения под щелчки своего номера; например, восемь-восемь) на следующий щелчок правой рукой говорящий опять называет свой номер, а уже на щелчок левой — любой другой номер (получается восемь-три). Игрок, услышав свой номер, в момент следующего щелчка всей группы правой рукой должен произнести свой номер, потом одновременно со щелчком левой рукой повторить его («представление»). С новым щелчком правой руки — последний раз назвать свой номер, и с щелчком левой — произнести номер нового игрока, которому передается эта своеобразная эстафета. Так речь переходит от одного к другому на фоне общих для всех движений «машинки».
Упражнение тренирует координацию движений, их связь с произнесением слов, тренирует распределение внимания. Усвоить саму по себе последовательность движений не всем детям удается быстро, они путают последовательность жестов, не попадают в общий ритм, не справляются с его переменами. Но это только стимулирует их интерес. Введение же номера, числа, то есть речи на щелчках при передаче эстафеты глазами
«один-один», «два-два» и т. д., составляет новое затруднение. Потом начинается передача, «голосом» - «пять-пять;
пять-один», «один-один; один-семь» и т.д., здесь уже надо посылать слово и быть готовым принять-«голос»; и то и другое требует организованного внимания и позволяет учиться верно
его распределять.
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ. ОТ НОВОГО К ОТКРЫТИЮ СТАРОГО 3 ОСОБЕННОСТИ СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ
В ПЕДАГОГИКЕ 6
НИТЬ АРИАДНЫ 9
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИТИ АРИАДНЫ 12
СЛЕДУЮЩЕЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ НИТИ АРИАДНЫ 18
«ВПЕРЕД! БЕЗ СТРАХА И СОМНЕНЬЯ...» 22
МАЛЫЙ СБОРНИК ИГРОВЫХ ЗАДАНИИ-УПРАЖНЕНИИ 28
Предуведомление 28
I. Игры для рабочего настроя 31
И. Игры для социо-игрового приобщения к делу 31
III. Игры разминки-заряди 32
IV. Игры для творческого самоутверждения 32
V. Игры вольные (на воле) 33
Комментарий к игровым 'заданиям-упражнениям 34
г.Дивногорск, Тип. «Огни Енисея», XI. 1990 г. Зак. № 2925