СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ

Называется или выбирается два-три персонажа-костюма, ученики выдумывают историю, объединяющую их: где, когда, чем началось, что произошло, чем кончилось. Важно, чтобы задание игралось с минимумом словесного текста, весь упор - на происходящее действование каждого из исполнителей.

Карнавальные костюмы позволяют развернуть работу по сочинению сюжетов-историй, действующие лица которых бу­дут определяться «костюмами». Какая история-сюжет могла случиться между тигренком и колокольчиком? Какая между мушкетером и снежинкой? и т.п. Костюм дает толчок фанта­зии, а столкновение двух костюмов в одной истории направ­ляет эту фантазию, по определенному руслу, в результате че­го часто возникает яркий исполнительский эффект. Детям уда­стся сыграть довольно протяженную сценку, импровизируя текст в предлагаемых обстоятельствах сюжета и характера. Первое сочиняется во время подготовки. Второе вытекает из требования особого поведения в костюме.

В самом начале достаточно ожидать обозначения сюжетов, потом — и расширения сюжета, которое возникает при включении большого числа «костюмов» и усложнении, развитии истории.

Но возможны подходы и прямо противоположные. Снача­ла пары или тройки тянут билетики с именами персонажей, а потом подбирают костюмы из имеющихся деталей одежды.

Иногда полезно всем группам предложить единое событие. Например: нашли клад; подружились; построили дом; помог­ли друг другу. Единое событие может не только разбудить фантазию исполнителей и.помочь детям сравнивать работу

СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru разных группок, но и увидеть в заданном событий обобщение разнообразного и разнохарактерного поведения совершенно различных персонажей. (Сначала дети видят, как строят дом медведь, снежинка и Буратино; потом — заяц, Карабас-Барабас и Василиса Премудрая; потом — Дядя Степа, Серый Волк и Баба-Яга). Отметим, что девочки часто совершенно спокой­но берутся за исполнение «мужских» ролей, а мальчики — «женских», и следует признать, что этюд-сценка от этого, как правило, только выигрывает. Но если мальчику не захочется готовиться к роли Василисы Премудрой, то, конечно, ему сле­дует вытянуть еще один билетик. Число самих билетиков нуж­но к занятию приготовить с запасом.

СПОР ПРЕДЛОГАМИ

Игры в предлоги — у, с, к, в, о, за, под, и т.д. — всегда вызывают у детей активный интерес и удовольствие.

Об одной картинке между 2—3 группками разыгрывается «спор». 1-ая группка — девочка в пальто; 2-ая — девочка в сапогах; 3-я — девочка влесу; 1-ая — деревья влесу; 2-ая — сапоги вгрязи; 3-я — у девочки волосы заплетены вкосы и т. д.

«Спор» может разыгрываться и на другом принципе. Например, по принципу описания одного предмета, но уже с помощью разных предлогов: 1-ая группка — книга лежит настоле, 2-ая — книга лежит подлампой, 3-я — книга у стопки тетрадей; 1-ая — книга надполом, 2-ая — книга вкомнате, 3-я — книга передглазами и т.д. Группки могут пользовать­ся при этом шпаргалками собственного изготовления.

Свои высказывания дети могут произносить и по одному в заданном порядке по правилу «эстафеты». Желательно, чтобы каждое высказывание было связано с предыдущим либо ин­тонацией оспаривания,либо интонацией подтверждения.

СТОЮ, НА КОГО – ТО СМОТРЮ

Задание заключается в том, что тот, на кого смотрит учи­тель (воспитатель), встает. Элементарное задание, завершаю­щееся словами «спасибо, садись». Встать в ответ на взгляд мо­жет каждый, если он захочет признать, что смотрят на него. Но ученики в классе встречают эту команду каждый по-свое­му, и далеко не всегда игра проходит без «затянувшегося взгляда», даже когда все, кроме объекта взгляда, понимают, что смотрят на него, он все-таки не встает. Этот показатель

особенности характера ребенка учитель должен учитывать во всех остальных упражнениях и заданиях. Крайне полезно предложить кому-либо из детей встать на место учителя, по­смотреть на кого-то и сказать ему, когда он встанет, «спасибо, садись».

Задание-упражнение можно использовать как образец веж­ливого общения. Учитель молча поднимает трех-четырех де­тей и каждого благодарит: «Спасибо». Садись». Затем учитель просит, чтобы кто-нибудь из группы поработал (стал веду­щим) вместо него. Желающие всегда находятся. Они «подни­мают» товарища, глядя на него, но очень часто забывают ска­зать «спасибо, садись». И если это правило нарушается, учи­тель, не торопясь объяснить причину, вызывает из желающих нового ведущего, попросив его работать более точно, «совсем как я, а то вот только что тот, кто смотрел, не делал все, что надо». После нескольких проб дети начинают понимать, что же именно не повторяют ведущие. Но и после этого далеко не псе могут три раза подряд осуществить поведение ведущего согласно инструкции.

СТУЛЬЯ

Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» — одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одно­временно садится. Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, все рабо­тали одновременно, приспосабливаясь друг к Другу. За этим могут следить «судьи». Делить класс на исполнителей «и судей следует потому, что когда подойдет очередь судей выполнять упражнение, то они будут его делать более четко.

Постепенно фигуры можно усложнять: круг, квадрат, бук­ва Г, цифра 3. Каждый раз следует обращать внимание на четкость конца упражнения, чтобы все работающие одновре­менно сели на свои поставленные стулья.

Со стульями удобно работать, если занятия проходят в специальной комнате, а не в классе со столами или партами. Стулья обязательно должны быть легкими. «Взять и переставить» стул в задании -~ это значит встать со стула одновре­менно со всеми, только после этого, взяв стул, также одно­временно поднять его, сообразить, куда с ним надо двигаться, найти свое место среди других, затем всем одновременно по­ставить стулья и одновременно сесть. Такой простой инструмент, какстул, дает возможность отрабатывать

СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru высокий уро­вень внимания друг к другу, слаженности действий при реаль­ной возможности оценивать ход и результат работы. Добить­ся идеального «волшебного» исполнения перемещений в младших классах нельзя, но это благоприятная для развития за­дача с реальными препятствиями, ясными условиями и четким результатом.

Подробное описание одного из возможных вариантов см. на стр. 6—9.

СЦЕНКИ С МЕЖДОМЕТИЯМИ

Каждая пара или тройка вытаскивает билетик, на кото­ром написано междометие, которое им нужно сыграть. На­пример: Ах; Ох; А-а-а..., О-о-о...; Мгм; У-у-у... и т.д. Дети всегда вспоминают, что каждому междометию предшествует событие, т. е. происшествие, которое произвело на человека ка­кое-то впечатление.

Правдивое обыгрывание междометий всегда связано с аритмией дыхания и особой активизацией голоса. При исполнении этюдов на одно и тоже записанное междометие проис­ходит интенсивное включение детей в различные значимые, переживаемые ситуации, причем эмоционально активизируют­ся не только исполнитель, но и внимательные зрители. Тот факт, что одно и то же междометие, один и тот же возглас рождается у людей в разных ситуациях, которые разыгрыва­ют разные ученики, приближает детей к вычленению «едини­цы» действия как элемента языка, выражающего особеннос­ти поведения человека.

Желательно подготовить детям какие-то вещи для исполь­зования в сценках (см. комментарий к игровому заданию-уп­ражнению «Сочинения историй-сценок с костюмами»).

При повторении задания на следующих уроках дети смо­гут сочинять разнообразные истории и без заданий на карточ­ках. Тогда для зрителей задание может быть таким: «Запи­сать междометия, услышанные в исполненной сценке». В этом упражнении дети-исполнители работают как писатель, кото­рый хочет сочинить такое событие, происшествие, историю, при воспроизведении которых исполнителю (или исполните­лям) требуются междометия или восклицания. А дети-зрите­ли работают как писатель, который пытается точно записать услышанные звуки. Трудность состоит в том, чтобы «перевести»

звуки в буквы, и в том, чтобы смириться с разными запи­сями одного и того же этюда, поскольку в реальном звучании Например, «О-о-ох», «Э-э-эх», «А-а-ах» иногда трудноразличимы. Всякие прищелкивания, причмокивания, вопли, стоны не­редко бывает довольно трудно записать не только детям, но и взрослым. В усилиях и желании записать (зафиксировать) жизнь в слове дети начинают усматривать большой, увлека­тельный труд.

ТАК И НЕ ТАК

Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах ее проживания: правильный и неправильный вид поведения. Перемешанные карточки раздаются всем ученикам класса, учитель просит рассмотреть полученные каждым картинки и поднять руки тем, у Кого есть картинки с изображением «неправильного» поведе­ния. Один из вызвавшихся учеников рассказывает классу, как нельзя себя вести — о чем его картинка. Ученики класса слу­шают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, ко­му досталась такая карточка, и продолжает разговор: он уже рассказывает, как надо себя вести в такой ситуации. Затем вызывается следующая любая карточка «не так», и после рас­сказа ищется правильный ответ на нее. В конце все карточки сдаются учителю, и начинается обсуждение правил поведения либо самых новых (которые раньше кто-то не знал), либо са­мых важных, либо тех, в которых мы чаще всего ошибаемся и т.д.

В основу работы берется готовая игра, состоящая из» пар­ных карточек с рисунками, на которых одна и та же ситуация развертывается между теми же персонажами, но в одном слу­чае по правилам вежливости, а в другом — с их нарушениями. Первая стадия игры (если она есть в распоряжении учителя) - просто знакомство с заложенными в ее набор правилами вежливости. Вторая — актерское исполнение детьми задан­ных рисунками ситуаций. При обсуждении полезно привле­кать не одно, а несколько правил, используя и те, что на ри­сунке не изображены. Например, каким тоном следует отве­чать или обращаться к собеседнику.

Для роста театрально-исполнительской культуры в процес­се игры важно акцентировать внимание учеников на двойных оценочных словах учителя: за этот этюд-сценку мы поставили



98
99



СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru исполнителю оценку «хорошо—хорошо», или «хорошо—плохо», «плохо—хорошо», «плохо—плохо». Школьники, в конце концов, догадываются, что первым словом оценивается то, как играл свою роль исполнитель, а вторым — саму роль. Очень важно, чтобы первая оценка была убедительной и значимой. Хорошо играя плохое поведение, ученик освобождается от та­кого поведения впредь.

ТАРАБАРЩИНА

Социо-игровая организация чтения позволяет включить в процесс складывания слова из слогов и букв одновременно весь класс. Буквы или слоги записываются по окружности, нарисованной на доске, и дети хором читают сочетания букв или слогов, следуя за указкой ведущего (им может быть и учитель, и любой ученик). Игра в тарабарщину, среди кото­рой встречаются и слова из русского языка, с удовольствием выполняется детьми.

Напомним, что в детском фольклоре известны тарабарские
считалочки. Одна из них приведена в задании «Делиться на
команды».

ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИЛЕТ

Игра использует и развивает у детей начальных классов багаж знаний о театральном помещении. Если отдельные ученики в классе знают слова «партер», «балкон», «ложа», «ряд», «место», «амфитеатр», то они могут нарисовать (и помочь на­рисовать другим) театральный билет. Потом ученики одного ряда собирают билеты вместе, назначают кассира и приходят вместе в кассу покупать билеты, заказывая нужные места. Потом «билетеры» помогают зрителям найти свое место в «зрительном зале». Работа по изготовлению билетов выполня­ется одновременно всеми учениками, а игру можно проводить по группам.

Важно отметить изобретательность в заполнении билетов, чтобы они были разные, на все вкусы. «Кассиру» и «билете­ру» может помогать «администратор» театра. Полезно на дос­ке записывать названия спектакля, авторов пьес, указанных детьми в билетах, а также добавлять жанр, фамилию режис­сера.

Если ученики не знают театрального помещений (в классе

могут быть дети, которые еще не посещали театр с родителями), то сначала надо его нарисовать, показать на фотографии, построить в классе: два ряда по три-четыре стула — партер, Два ряда — амфитеатр, два — балкон, по бокам стулья бельэтажа, отделить, ложи, потом раздать детям приготовленный комплект билетов и проверить, верно ли они займут свои места согласно билетам.

После двух-трех повторений (можно использовать таблич­ки «партер», «амфитеатр», «бельэтаж» и т. д.) ученики сами рисуют билеты и играют зрителей, кассира, билетера, адми­нистратора.

Приведем пример проведения этого задания с учениками первого класса. По просьбе учителя дети принесли в класс различные билеты: автобусные, проездные, на электричку, в кинотеатр, на прошлогоднюю елку, в кукольный и драмати­ческий театры. Сначала класс рассматривал их и отыскивал сходства и различия. Потом все ученики сложили билеты в шкатулку и достали листы бумаги, фломастеры, карандаши и, обсуждая в четверках, принялись сочинять театральные би­леты. Когда в четверках билеты были готовы, четверка подхо­дила к билетеру (им был учитель), и билетер выяснял, может Он пропустить человека в театр по нарисованному билету или ист.

В ходе выяснения дети обнаруживали, что один не указал цену, другой забыл сочинить (или вспомнить) и указать название спектакля (обычно проставляется вручную штампом на обратной стороне билета), третий — название театра или день и время спектакля, либо место в зрительном зале. Уче­ники убегали четверками на рабочие места, дописывали «или перерисовывали свои театральные билеты. В результате на билетах появлялись все новые и новые подробности, о кото­рых учитель-билетер и не помышлял. Стала появляться много­значная цифровая нумерация на билетах, эмблемы театров (пусть не точные и даже вымышленные), текст обращения к зрителям на обратной стороне билета («Вход в зрительный зал после 3-го звонка...», «Детям до 16 лет на вечерние спек­такли...» и т. д.), имитация типографского шрифта и прочее. Столь виртуозные усовершенствования появлялись не у всех, и у желающих, которые либо вспоминали об этом сами, либо видели у товарищей и решались на повторение увиденного и особо понравившегося в своем билете. На все это ушло 1,5 часа, а в качестве школьного задания на дом учитель попросил

СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru каждого подготовить небольшую сценку-отрывок из указанно на билете спектакля.

На следующий день игровое задание «Театральный билет» продолжилось на третьем и четвертом уроках. Урок начался с того, что все дети достали свои билеты и приступили к со­зданию театрального зала. Дети с энтузиазмом ломали голо­ву над этой задачей. Постройка получилась многоярусной: места на полу, «на стульях, на положенных на бок столах, на сдвинутых столах и, наконец, на стульях, стоящих на площад­ке из сдвинутых столов. Потом учитель дал время «а вспоми­нание подготовленного дома отрывка из спектакля. Не все ученики об этом помнили, поэтому часть из них с завистью смотрела на бурную подготовку. Некоторые начали тут же сочинять, наверстывая упущенное дома, — это, разумеется, не возбранялось. Многим ученикам понадобились помощники, они их искали сами, договариваясь с друзьями или с теми, кто не был готов и показывать отрывок не собирался. В результа­те количество отрывков оказалось немногим больше десяти. Некоторые дети заменили сценку-отрывок исполнением песни, стихотворения, но увлеченные общей стихией, готовили для этих рядовых номером необычные костюмы.

Учителю, конечно, пришлось помогать детям договари­ваться о том, что когда одни исполнители отыграют свой, но­мер, то они уступят другой группке нужные по задумке шап­ку или накидку, косынку или мочалку. Потом прозвенел теат­ральный звонок. Ученики расселись в зрительном зале и отту­да по очереди выходили на площадку, объявляли название спектакля, из которого будет исполняться отрывок, и после небольшой задержки (которая зрителями не ощущалась по­тому, что им очень интересно было смотреть на подготовитель­ную суету товарищей по классу) начинали играть свою сцен­ку. Каждое выступление заканчивалось бурными аплодисмен­тами, как в настоящем театре.

В заключение заметим, что после феерического «Театрального билета» большинство детей почему-то перестало забывать о том, чем советует (или просит) учитель позаниматься дома.

Для учеников сельской местности театр в задании можно
заменить кинотеатром. Тогда сценки-отрывки дети будут показывать не из спектаклей, а из кинофильмов или мультфильмов.

ТЕЛО В ДЕЛЕ

Ученик застывает в какой-то позе, и все видят как бы фотографию, на которой он заснят во время выполнения какого-то дела, например, рассматривал витрину, укладывал продук­ты в рюкзак, выходил из подъезда и т. п. Другие ученики за­поминают и пытаются отгадать сфотографированное дело, но отгадать без слов. Они выходят, повторяют позу и продолжа­ют действие; прерванное моментом фотографии. Естественно, что разные ученики будут показывать разные отгадки-дейст­вия. Класс обсуждает, в чем один показ отличается от друго­го, какой более соответствует тому, что они видели «на фото­графии».

Можно продолжить эту игру заданием ДОПОЛНИ: пер­вый задает фотографию, а второй, третий и т. д. «входит» в фотографию со своим пониманием первой позы, то есть со своим представлением о сфотографированной истории, о том, что там должно и могло бы происходить еще. Когда все желающие в фотографию вошли, дается сигнал: «Отомри!», по кото­рому участники продолжают прерванное фотографией движе­ние. Иногда получается, что один «живет» в лесу, другой на кухне, третий — в гимнастическом зале. На площадке происходит всеобразная «чепуха», и дети хорошо это видят. Зато иногда, к великой радости всех участников, вся картина ожи­вает без нарушений жизненной логики.

«Тело в деле» — смысл этого задания-упражнения в установлении связи между духовной и физической стороной пове­дения. Каждое «дело» требует совершенно определенного «те­ла». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости, от того, чем, как и какой человек занят. Тонкие изменения поведения «тела» ведут к предугадыванию других и разных «дел». Качать качели, ука­чивать ребенка, подметать шваброй — похожие, но очень раз­ные движения. Стирать, поднимать груз и мыть руки —тоже.

По ходу выполнения задания у детей обогащается пред­ставление о связи физических проявлений человека с его внут­ренней жизнью, отношение к которой у них становится более внимательным и конкретным.

Форма заданий «тело-загадка» помогает пробудить инте­рес и азарт. Школьники спорят, обсуждают особенности каж­дого из «дел», ученики вспоминают, ищут доказательства, учатся анализировать жизнь и видеть ее воплощение,

СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Традиционная детская игра. Все участники отходят от ведущего к противоположной, стене за черту. Ведущий отворачивается от них и произносит: «Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три...». Участники торопятся подбежать к ведущему и дотронуться до его плеча (осалить), но замирают после команды ведущего: «...замри». Ведущий поворачивается к участникам лицом и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает за черту, на исход­ное место. Потом опять отворачивается, и. все повторяется. Кто первым дотронется до его плеча, тот становится новым ве­дущим.

Подвижная игра для всего класса. Важно произносить сло­ва «раз, два, три...» перед поворотом к классу в разных тем­пах и ритмах. То очень быстро, то медленно; то равномерно, то, меняя темп по ходу счета, чтобы дети согласовывали с ним скорость своего движения — бежали, шли, делали шаг. При­чем зависимость здесь обратная: когда учитель говорит мед­ленно, надо бежать быстро, а когда говорит быстро — дви­гаться медленно. Эта противоположность между произнесе­нием и движением очень полезна.

Учителю (воспитателю) важно не только участвовать в качестве ведущего, но и рядового, уходя, как и все, за черту и замирая после соответствующей команды.

Возможный вариант-усложнение. Если участников не очень много (например, десять), то ведущий ходит между застыв­шими и по очереди дотрагивается до плеча каждого. Участник оживает и оправдывает позу новым движением, выдуманным «занятием». Так, застывшая поза бегущего или идущего че­ловека «превращается» в ожившее занятие: то катание коляски, то перенос тяжести, то глажение белья, то украшение ел­ки, натирание полов и т. п. Те, кто смог оправдать свою позу, не повторяя оправданий предыдущих участников, остаются на игровом поле. Кто не смог — отправляются за черту (см. комментарий к игровому заданию «Замри — запомни,, повтори, «оживи»).

Оправдание и придумывание «позы» может быть простым и более сложным, с оговариванием секрета превращения и без него. Чтобы игра была увлекательной, на первом этапе достаточно просто научиться замирать. На втором этапе (че­рез полгода или более) можно пробовать «оправдания», то

есть превращать застывшую позу в позу особой, новой ситуа­ции. Наконец, когда класс станет виртуозом в выполнении задания, на третьем этапе можно попробовать такое усложнение – на игровом поле остаются те участники, которые не только смогли оправдать, но и рассказать ведущему, в чем измени­лись мышечные напряжения и связанное с ними движение при оправдании позы (чуть-чуть другие руки, локти, ноги, иа-1( правление взгляда и т.д.).

ТУМБА, ТУМБА, ГДЕ КЛЮЧИ

Водящий перебегает от одного игрока к другому, каждый из которых расположен в определенном месте (в очерченном круге или сидит на стуле, пне, камне, скамейке) с вопросом: I «Тумба, тумба, где ключи?». Ему отвечают; «Вон там» — и от­сылают в другое место игрового поля. В то время как водящий задает свой вопрос одной «тумбе», остальные стремятся поменяться местами, а водящий — занять свободную «тумбу». Подвижная игра, требующая расположения детей на рас­стоянии двух-трех шагов друг от друга. Если места достаточ­но и число детей в классе велико, следует разбить их на две группы и проводить игру одновременно в обеих группах. Смысл упражнения в конкуренции двух целей у водящего:

1) в ответ на вопрос получить новый адрес («вон там») и направиться туда,

2) не упустить свободное место, занять его первым, обог­нав игрока, туда же бегущего.

Игра проходит всегда весело и азартно. Азарт коллектив­ной игры всегда очень ценен для педагога, поэтому, руководя игрой, педагогу следует укреплять его для того, чтобы потом использовать в других делах. В перерыве можно опросить участников, кто сколько раз успел поменяться местами. Игру можно организовать для разного числа играющих: всемером, впятером, в пятнадцать, двадцать человек. Последнее число — предел, так как вдали от водящего бегать не составляет труда — легко, но это уже и не интересно.

В «тумбу» с увлечением играют как старшеклассники, так и дети детских садов. Конечно, ритм игры у них будет разным. Если в детском саду занятие проходит в помещении, то в ка­честве «тумб» могут быть использованы гимнастические об­ручи, разбросанные по ковру.

СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ - student2.ru Малыши особенно долго держатся за свои места (стоят в своих обручах) и не начинают меняться, потому что боятся потерять «домик». Потом, в ходе игры, они обнаруживают в себе эту боязнь и открывают интерес в ее преодолении. Дети даже начинают бравировать своей смелостью: перед самым носом у ведущего они бесстрашно покидают свои домики для взаимного обмена. Некоторые даже специально играют в под­давки для того, чтобы побыть в роли ведущего, в роли, кото­рой уже никто не боится.

В игре у детей хорошо тренируется и укрепляется контакт­ность общения и бесконфликтность.

Наши рекомендации