Место дольника в русск.поэзии. Явл-е гипо и гипер метрии
До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.
"Дней (0) бык (0) пег,
Медленна (2) лет (1) арба,
Наш (0) бог (0) бег,
Сердце (1) наш (2) барабан.
Маяковский
В зав от числа уд-й в строке различ дольники - 2х ударн, 3х уд, 4х уд и т. д. Такой вид стиха характерен для яз-в с тоническим стихослож и очень часто встреч в англ, русск, немецкой поэзии.
В случае, если допуск строки с междууд интервалом 3, говорят о тактовике (Как поки́нула меня́ Парасковья,
И как я с печа́ли промота́лся), если 4 и более — об акцентном стихе.В русск поэзии дольник явл оч старой стиховой ф-й. По своей структ он восходит к нар стиху. Востоков отстаивал введение в русск.литру дольника. В русск поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распростр он пользовался в поэзии начала XX века.В тонике длина стиха измер не числом стоп, а числом сильных (ударных) мест. Число же безуд слогов в дольнике, в отл от силлаб-тон размеров, не пост, а переменное. Различ сочетания односл и 2сл интервалов между уд местами образ ритмические вариации дольника. Иногда дольник рассм как силлабо-тон стих, сочет разные стих размеры: пр, хорей и дактиль или ямб и анапест. В русск поэзии впервые дольник появл в романт лирике XIX в. (М. Ю. Лермонтов, А. А. Григорьев, А. А. Фет); в широкое употр входит с начXX в. (после А. А. Блока и А. А. Ахматовой). Пример дольника:Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. А. А. Блок
3) ритмика стиха (проблема ритмических определителей)
РИТМИКА
Понятие ритма – более сложное. Метрика тоже ритмична, одна из частей закона ритма.
Ритмика не ограничивается метрами.
Метрические определители и ритмические:
Это факторы, кот-е определяют в одном случае метрич., в др. римическую
Метрические определители:
- Кол-во слогов
- Кол-во ударных позиций в строке (это для тонической системы определяет особ-сти стиха,
а в силлабо-тоническом:
- порядок, чередование ударных и безударных позиций
Ритмические:
Метр может быть один, а ритмика меняется (Онегин). Помимо метрики влияет:
1 Цезура (постоянная пауза, делящая стих на 2-3 части). Ее появление на константом месте влияет на ритмику – мы должны обозначить паузу. Ритм становится еще более упорядоченным определители.
- пауза, паузы между словами. Если автор использует длинные слова, а другой короткие – влияет на ритм, скорость стиха.
2. Лексика – какие слова, сложные ритм
3. Пунктуация, знаки препинания – более существенная остановка в речевом потоке, чем при паузе.
4. Синтаксис – а как строит фразу автор, какими предложениями пользуется, сложными или простыми. Чем длиннее конструкция, тем неразрывнее связь и тем более вязкий ритм, неразчленимей. А если рубленный стиль («телеграфный»), то и Рит более сжатый, четкий.
5. Содержание. Подсознательно или сознательно замедляем чтение, если речь там о каких-то серьезных вопросах, глубоких переживаниях и т.д. А наоборот веселые темы – проговариваем быстрее, порывистее.
В повествовательном стихе (поэме пр.) – это требует быстрой артикуляции (пр. «Полтава» - когда царь Петр выходит, мы видим картинки почти по кадрам как видится Петр «Выходит Петр, его глаза сияют…»). Если читать медленно, скорее будет комический эффект.
6. Перенос (Enjambement) – по завершению контрольного ряда, мы подошли к константной паузе, а мысль продолжается на след. строке без всяких знаков препинания. Мы должны произнести стихи, редуцирую кольцевые паузы.
Не знаю, к какому вопросу отнести:
Клаузула и анакруза. В анакрузу ударный слог не входит – начальная часть строки, включающая безударные слоги:
u –
u – u
u – uu
u u –
и т.д.
- u – анакруза отсутствует
Белеет парус одинокий
Широта, простота начертания звуков. Лермонтов заимствовал у Марлинского.
Строчками пользоваться можно.
Видим прочерченную горизонталь «что ищет он в краю далеком» и вертикаль - «Под ним струя, над ним луч солнца».
Филос.обоснование стих-я «играют волны, ветер свищет… и не от счастия бежит»
Христ. мотивы. Диалектика. Все в размере 4ст. ямба - прибегая к самым банальным приемам, он достигает большого эффекта.
Автор проявляет себя, свою душу.
Есенин «Хороша была Танюша»
«Хороша была Танюша, II краше не было в селе»
7стопный хорей
Начало похоже на частушку «…» Стих превращается в частушку если разбить. Нельзя этого делать, содержание трагическое. Есенин раздвигает, растягивает строчку – темп не располагает к веселости, шуткам.
Расположена в одну строчку. Не всегда ударение приходится на сильную позицию (Хороша – пропущено ударение, пиррихий (пустая стопа)uuI-). Ударение переходит на служебное слово. Этот пропуск дает вздохнуть, набрать больше воздуха, чтобы сказать «хороша». «Была» - пр.время, теперь ее нет. В подсознание входит намек.
Почему Танюша? Не из-за размера. Татьяна («Евгений Онегин»?), глубже – Татьянин день (25 янв.), московское студенчество началось с МУ, Татьянин храм, куда студенты ходили, к великомученице Татьяне. В этом смысле этот образ интересен, также символ молодости и т.д.
Красное и белое.
(красной рюшею по белу)
Красное слово, алая и белая роза, белые и красные армии. Красное - цвет революции.
Белое – смерть.
Здесь не может быть полутонов, либо за нас, либо против.
Кровь на белом.
«У оврага за плетнями ходит Таня вечеру»
Почему ходит вечером на свиданье? Тайна! Что-то уже не заладилось. Ей нужно провести беседу.
«Месяц облачном тумане водит с тучами игру»
Татьяна - ранима, она очень восприимчива, тонкая, обладает символическим мышлением. Это уже психология.
«Вышел парень поклонился кучерявой головой
…я женился на другой»
Может это шутка, проба? Или он вынужден жениться? Но говорит прямо.
«побелела словно саван, схолодела как роса
Душегубкою змею завелась ее коса»
Требуется время на осознание
«Ох ты парень синеглазый,…За другого выхожу»
Наверняка врет. Но начинает верить в то, что придумала:
«Не заутренние звоны….
Дескать уже все слажено.
Но на деле эти «скачут на телегах» значит смерть:
«Не кукушки загрустили, плачет танина родня
На виске у Тани рана от лихого кистеня
Алым венчиком крапинки запеклись на челе
Хороша была Танюша, краше нету на земле»
При помощи примитивных средств, размера, цезуры, вытягивании строчки Есенин добивается того результата,
Но помимо образной системы и приемов, есть мотивы, аспекты, не укладывающиеся в понимание. На то и классика.
Кузнецов «Простота милосердия»
3ст.анапест
Aabccb
«Это было на прошлой войне
Или богу приснилось во сне…»
…Это он среди свиста и воя
На великой скрижали прочел
Не разведчик, а врач перешел
Через фронт после вечного боя…
Смысловой компонент превалирует над формальным (зачем врач перешел?).
Он пошел по снегам наугад
И хранил его белый халат.
Он явился в чужой лазарет
Я оттуда, где нет
Ни бинта, ни креста, ни лекарств.
«Помогите!». Вскочили враги.
Кроме света ни видя не зги
Словно призрак на землю вернулся.
«Это русский! Хватайте его!»
«Все мы кровные мира всего» -
Молвил он и улыбнулся.
«Все мы братья» – сказали враги (оксюморон!)
Но расходятся наши круги
Между нами великая бездна.
Все что нужно сложили в сумму
Он кивнул и вернулся во тьму
Имя его неизвестно.
Он перечеркивает свою же мысль.
Отправляясь к заклятым врагам,
Он пошел по небесным кругам
Т.е. есть мораль, выходящее из земного опыта.
В этом мире где битва идей
…
Простота милосердия…
Воюют не народы. Кузнецов понимал это. Враг может выступить на твоей стороне, проявить благородство.
Ритм (греч. rhythmos – соразмерность) – мерное чередование однотипных элементов литературного текста.
В узком (прямом) значении слово «ритм» используют при описании интонационно-речевой композиции прозаического или – чаще – стихотворного сочинения. В речи прозаической ритм может проявлять себя в виде последовательности синтаксических отрезков одной длины (фраз или их интонационно выделяемых частей – «колонов»). Здесь границы ритмических частей могут быть подчёркнуты стилистическими фигурами, относящимися к различным видам повтора (анафорой, эпифорой, и т.д.) или параллелизма.
В речи стихотворной он проявляется как конкретная интонационная схема каждой строки. Данная схема материализует и варьирует общую метрическую схему целого произведения или его стихотворный размер: в силлабо-тонике – уточняет, не приходятся ли безударные слоги на «сильные» места (о подобном явлении говорят как о «пропуске метрического ударения») и не приходятся ли ударные слоги на «слабые» места» (такое явление называют «сверхсхемным ударением»); в тонике – помогает определить реальное число ударений для каждой из строк текста, имеющих общий размер (например, при 3-ударном тактовике большинство строк имеют по 3 ударения, но в отдельных стихах может быть 2 или 4 ударения).
Стихотворный размер
Размер стихотворный – абстрактная ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой из строк отдельного стихотворного текста. Размер определяется в зависимости от системы стихосложения: в силлабике – постоянным числом слогов, составляющих каждый стих (например, тринадцатисложник), в силлабо-тонике – постоянным числом стоп конкретного метра во всех строках текста или в тех, что занимают определённые позиции в каждой его строфе (например, в первом случае – ямб 4-стопный, во втором – чередование 4-стопного и 3-стопного хорея), в тонике – постоянным числом ударений (например, при определении размера дольника – 3-ударный или 4-ударный).
Пауза
(лат. pausa, от греч. pausis – остановка) – интонационно-смысловой или ритмический элемент речи, единовременная остановка речевого потока. В речи любого типа (как обыденной, так и художественной, как прозаической, так и стихотворной) паузы служат для интонационного обособления тематически законченных отрезков: синтаксических периодов, предложений, различных частей сложного предложения.
В речи стихотворной на это первичное (смысловое) членение накладывается членение вторичное (ритмическое), которое обусловлено метром произведения и ритмом конкретной строки. Так, ритмические паузы в любом стихотворном тексте отмечают концы строк, а также часто появляются в середине длинных строк, если те имеют фиксированную цезуру. Два членения обычно совпадают, а если автор сознательно рассогласовывает смысловые и ритмические отрезки, возникает явление анжанбемана.
Цезура
(лат. caesura – сечение) –знак транскрипции ритма стихотворной строки, который обозначает паузу, необходимую для нитонационного деления стиха на полустишия в том случае, если этот стих многосложный. В силлабо-тонике ритм строки не гармонизуют дополнительной паузой, если в этой строке менее пяти 2-сложных или менее четырёх 3-сложных стоп. В поэтической речи слово «цезура» часто используется в значени «регулярная внутристиховая пауза». «Люблю цезуру на второй стопе...» в поэме А.С.Пушкина «Домик в Коломне» означает: «Люблю паузу после второй стопы» (речь идёт о 5-стопном ямбе).
Анжанбеман
(франц. enjambement – перенос) – прием рассогласования ритмически обособленного и синтаксически законченного речевых отрезков в стихотворном тексте. Для концов фраз характерен интонационный «спад», поэтому в тех случаях, когда фраза оканчивается прежде, чем кончится стих, и начинается другая фраза, привычный «спад» в конце стиха сменяется «подъемом». Приём вызывает у читателя ощущение неправильного интонирования, затрудняет чтение, напрягает внимание. Зная об этих свойствах приёма, поэты используют его для того, чтобы передать напряженность в эпическом сюжете или в речи лирического героя, отражающей его переживания:
О чём же думал он? [о том,
Что был он беден], [что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь]
<…>
(А.С.Пушкин, «Медный всадник»)
4) трехсложники с точки зрения тактометрического периода
Дактиль(греч. daktylos – палец) –
1. тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Она из трёх слогов: первый – долгий, следующие – короткие ( – );
2. тип метра в силлабо-тонике. В стопах этого метра – по три слога, первый из них – ударный. Русские образцы дактиля – «Суд божий над епископом» В.А.Жуковского, «Тучи» М.Ю.Лермонтова, «Каменщик» В.Я.Брюсова. Дактиль часто использовался для силлабо-тонической имитации гекзаметра.
Амфибрахий(греч. amphibrachys – краткосторонний) тип стопы в античном силлабо-метрическом стихосложении. Её образуют три слога: средний – долгий, два крайних – короткие ( – );
1. тип метра в силлабо-тонике. В стопах этого метра – по три слога, второй из них – ударный. В русской поэзии короткие размеры амфибрахия часто использовались в стихотворениях эпических (3-стопный – в балладе М.Ю.Лермонтова «Воздушный корабль», 4-стопный – в балладе В.А.Жуковского «Лесной царь»), а длинные – в лирических (5-стопный – в стихотворении «Жираф» Н.С.Гумилёва).
Анапест(греч. anapaistos – отражённый назад)
1. тип стопы в античном силлабо-метрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний – долгий, остальные – короткие ( – );
2. тип метра в силлабо-тонике. В стопах этого метра – по три слога, последний из которых – ударный. Русские образцы анапеста – «На заре ты её не буди...» А.А.Фета и «Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова.
Х сложные размеры
Стихосложение (Ломоносов) – система размеров (метров), осн.на упорядочн.регулярном чередовании уд.и безуд.слогов. Каждый стих сост.из повтор.стоп. Каждая стопа – из одного ударного и 1 или 2-х безуд. Стих.размеры делятся на 2хсложные и 3хсложные.
1. Дактиль – dactil – палец, 3 фаланги. Размер от Диониса, божественный. (нисход. – от сильного к слабому)
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля: дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Пр. – Вырыта заступом яма глубокая
2. Амфибрахий – amphibrachys amf – вокруг, вокруг – краткие, в центре – долгий
Пр. – В глубокой теснине Дарьяла
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
3. Анапест(восход.размер – от слабого безуд.слога к сильному)
Пр. – Разъезжаются гости домой
- (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
В 18в.поэты польз.в осн.2сложными.
С вариациями анакруз:
1. Дактиль – Тучки небесные, вечные странники…
2. Амфибрахий – Как ныне сбирается вещий Олег…
3. Анапест – А в обычные дни этот пышный подъезд…
М/б так:
!--/!--/!--/!--/
-!-/-!-/-!-/-!
--!/--!/--!/--!
Или так:
/!--!--!--!--
-/!--!--!--!
--/!--!--!--!-
У дактиля анакруза нулевая, у амфибрахия – односложная, анапест – 2сложная.
След-но, понятие стопы условно.
Вариации анакруз в силлаб-тонич.размерах встреч.только в 3хсложниках.
Трехсложный размер
Дактиль («палец») – греки приписывали создание Дионису.
Тредиаковский прибегает к нему в «Телемахии», перевести гекзаметр на рус.почву.
Сумароков, Державин, Пушкин, Фет и др.
Тухи над городом встали. В воздухе пахнет грозой
Схема 1-2-3 1-2-3 1-2-3
Стилизация под народную поэзию – комбинация 3-х и 4-х стопного дактиля.
Привноситься некая значительность
«Милая, милая, где ж ты была…
Начинающийся диалог не говорит о чем-то серьезном.
Или «Художник» Блока.
Амфибрахий («вокруг» «краткий»)
Схема 1-2-3 1-2-3 1-2-3
Один из немногих симметричных размеров. Такая структура придает какую-то равновесноть, умудренность… в философии и т.д.
Пастернак «Стояли как перед витриной…»
Я принял снотворного дозу и плачу, платок теребя…
Иногда поэт вроде бы начинает в ироническом ключе, а потом этот размер приводит к каким-то значительным проблемам.
Пр. у Блока «За городом вырос пустынный квартал…»
Анапест («отраженный назад»)
Третий – ударный
Придает полувздох, что-то печальное, сочувствие, ноющее…
Анненский «Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка…»
Вроде бы зимний пейзаж, а все равно какое-то стеснение. Психологический параллелизм – какая-то тайная печали, которую прямо не высказать, а при помощи пейзажных зарисовок передает.
Полюбил я тоской журавлиную на высокой горе монастырь…
Чувство предстоящих утрат, поэт их уже предчувствует.
Амфимахр (ударый-безударный-ударный) – у нас ударений, кажется, не хватит, но он написал.
Миткевич – цикл «Опыты чистых стоп» - эксперимент, чтобы стихотворение совпадало с размером.
Тьма вокруг. Встала ночь. Сердце плачется.
Миткевич предлагает даже
Молос (три ударных слога подряд) – односложные слова если
Вновь крик дней рвет мой сон
5) двухсложные метры и размеры: пиррихий и спондей
Хорей(греч. choreios – плясовой), или трохей (греч. trochaios – беглый):
1. тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Она состоит из двух слогов: первый – долгий, второй – короткий (– );
2. тип метра в силлабо-тонике. В стопах этого метра – по два слога, ударение стоит на первом. Так же, как и в случае с ямбом, при пропуске ударения стопа хорея превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея. Хорей – популярный метр песенной лирики. Распространённые в русской поэзии размеры: 3-стопный («Из Гёте» М.Ю.Лермонтова), 4-стопный нерифмованный и рифмованный («После дождя» Н.А.Некрасова), 5-стопный («Гамлет» Б.Л.Пастернака).
Ямб(греч. iambos, от названия музыкального инструмента iambike).
1. тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Её составляют два слога: первый – краткий, второй – долгий ( –);
2. тип метра в силлабо-тонике. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа ямба превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея. Ямб 4-стопный – самый распространённый русский размер со времён М.В.Ломоносова. Во 2-й половине XVIII в. обращение к нему поэтов-классицистов в «высоком» жанре оды подчёркивает тематический контраст между одическим творчеством и «лёгкой поэзией» (преимущественно хореической). В XIX в. этот размер теряет связь с конкретными темами, приобретает статус универсальной стиховой формы и применяется в разных жанрах (у А.С.Пушкина – в стихотворении «Зимнее утро», в поэме «Медный всадник», в романе в стихах «Евгений Онегин»). Другие популярные размеры: 5-стопный нерифмованный и рифмованный («Последний катаклизм» Ф.И.Тютчева), 6-стопный («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» А.А.Фета).
Ямб – u -
Уже двустопный вполне употребим (пр. у Пушкина).
Трехстопный - пр. у Ломоносова «Разговор с Анакреонтом». Ломоносов пытается убедить нас, что героическая поэзия выше лирической.
Там, впрочем, в конце появляется лишний слог.
u- I u- I u- I ui
А может это 4стопный ямб? Согласно теории с точки зрения версификации, безударный слог в конце не увеличивает размер, а влияет на клаузулу.
4-стопный ямб – наиболее частый. u- I u- I u- I u-
Большая часть рус.поэзии было написано им – 75%.
Пушкин хоть и написал на нем «Онегина», но он постоянно от него отходит.
Мой дядя самых честных правил
Когдане в шутку занемог…
Ударения всего три (з-а-немогу? – нет, он ослаблен)!:
u - I u - I u u - I u -
это два безударных слога, т.е. пиррихий.
Без пиррихия поэты практически не обходятся. Это реально, но почти неосуществимо, т.к. согласно строю языка и статистике – у нас одно ударение в среднем приходится на 2,75 слога.
Без пиррихия обходится только последняя позиция – она не может быть безударной, иначе ямб будет 3-стопный.
Присутствие пиррихия придает легкость звучания
Может также стоять и два ударных слога – это наоборот затрудняет. Пр. в «Полтаве» Пушкина. Тут он пользуется особым приемом – спондеем (две сильные позиции подряд):
Швед, русский колет, рубит, режет…
На первом слоге ударение! И нельзя перенести на 2-й, тот тоже ударный. Нужно доп.усилие, чтобы произнести строчку. Пушкин идеально пользуется спондеем. Речь ведь идет о совпадении, державы сталкиваются – и столкновение это подчеркивается на звуковом уровне, сталкиваются два слога.
Никакой поэт не планирует, конечно, этого.
Сущ-ют столкновения двусложных стоп, разных стоп в пределах одной строки. Так у Блока в поэме «Возмездие» есть строчка:
Век девятнадцатый, железный…
Первый слог: - u u -
Сначала хорей, а потом ямб.
Такое явление называется хориямб (стопа хорея в ямбе).Блок задумывается над проблемой, что на рубеже 19-20-х веков Европа, Россия стоит на рубеже перемен. Это строка произносится с напряжением и отход от размера дает отдушку, чувствуем некое зияние… ждем ударения, а его нет. Мы делаем вздох.
Антиспаста - Хотя может быть и противоположное явление.
У Твардовского в «Василии Теркине» есть это в главе «Переправа».
Переправа, переправа
Берег левый, берег правый…
Кому память, кому слава
Кому темная вода…
u – I – u
Здесь схема меняется. Если исходить из хореического сложение, ударение надо ставить на первый слог, но нет… Будто сталкиваются эти льдины. Как переправляться?
Борьба со школьной метрикой – двусложными размерами.
Андрей Белый в ряде статей начал продвигать эту точку зрения, что ямбов и хореев не сущ-ет – это поверхностный подход к стиху.
Там где исключений много – уже можно ставить вопрос о четырехстрофной метрике, но много стихов написано и классическим ямбом.
6) учение Квятковского о тактометрической системе: за и против