Анатомо-физиологические особенности мышечной системы. Семиотика нарушений мышечной системы. Синдромы мышечной гипо-, гипер- и дистонии. Их клиническое значение

При рождении – низкий уровень ветвления окончаний эффекторных нейронов. Мышцы не расслабляются даже во время сна (термогенез и стимуляция саморазвития мышечной ткани). Есть фетальный миозин, много гликогена и воды.
Восстановление наибольшее в 7-9 лет

Мыш.сила на кг массы наибольш в 13-14 годам
Способность к быстр.движениям – 14 лем
Выносливость – 17 лет
Тонкая работа пальцами – после 6 лет.
К 10-12 годам движения совершенны, но в пубертате – нарушение координации.
Проверка мыш.системы нврожд. – симптом возврата(сгибает ноги после разгибания), проба на тракцию (подтягивание за руками 2 фазы)


Нарушения:
Мышечная гипертония: Поражения пирамидных путей, поражение спинного мозга, болезнь Литтла, церебральная гемиплегия, сдавление спинного мозга, остаточные явления энцефалита.
Мышечная гипотония: Рахит, гипотрофия, хорея, б-нь Дауна, гипокалиемия, гипотиреоз, гиперпаратиреоз, врожденная амиотония, миастения гравис, болезнь Тея-Сакса, опухолевые поражения ЦНС, спинномозговые параличи(полио), гипокинезия и гиподинамия.
Также могут быть односторонние поражения как мышц так и иннервации и питания (инфаркт)
Односторонняя гипертрофия может быть при неправильно подобранном рабочем столе, неправильно отрегулированном рюкзаке и т.д.

БЫВАЕТ РАБОЧАЯ ГИПЕРТРОФИЯ.

6. Физическое воспитание детей в различные возрастные периоды.

До года: главным образом, это массаж и пассивная гимнастика, выполнение несложных упражнений (поднять игрушку, «сели-встали», переступание за каталкой). Основные задачи – сначала ускорение снятия гипертонуса, затем – развитие координации движений.
От года до двух: гимнастические комплексы (Ходьба по нижней доске гимнастической скамьи, поднятие прямых ног до палки, присаживание, держась за палку, наклоны туловища вправо и влево, поднимание головы и груди, перепрыгивание через палку). Основные задачи: закрепление ходьбы и осанки, развитие равновесия, воспитание координации движений (игры с мячами) НЕ ПРЫГАТЬ С ВЫСОТЫ!!!
От 3 до 6 лет: Комплексы, подвижные игры (Усложненная ходьба и бег, сочетание бега с преодолением препятствий, формирование навыков прыжков в длину и высоту с разбега подбрасывание и ловля мяча одной рукой, метание мяча в цель на разном расстоянии, лазание различными способами по гимнастической стенке, сочетание дыхания с движениями, плавание, ходьба на лыжах, элементы спортивных игр). Основные задачи - развитие выносливости, ловкости, равновесия и координации движений, формирование навыков выполнения гимнастических, спортивно-прикладных упражнений и игр.
С 7 лет: Подвижные игры, упражнения на выносливость, силу. Ходьба на лыжах, плавание, бег, езда на велосипеде. Возрасты начала занятий спортом: Акробатика, гимнастика, плавание, горные лыжи, прыжки в воду, теннис, фигурное катание – с 8-10 лет; легкая атлетика, лыжные гонки, водное поло, волейбол, футбол, хоккей, ручной мяч – с 10-12 лет; Тяжелая атлетика, пулевая стрельба, бокс, тяжелая атлетика – ок.13 лет.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1. Этапы формирования дыхательной системы, созревания сурфактанта. Механизм первого вдоха. Пороки развития лёгких.

Стадии:
1) Стадия качественных изменений (ранний этап) – с эмбриона до 3-х лет.
· Эмбриональная стадия: этап неспецифического развития легкого – формирование органов дыхания одновременно с пищевой трубкой на 3 неделе эмбрион.развития
Клин.знач: возм.трахеопищеводн.свищ

· Псевдоканаликулярная стадия: с эмбриофетального периода(7-8 нед) – специфическое развитие легкого, появление диафрагмы, реснитчатого эпителия, к 13 нед – перв.дых.движения.
Клин.знач: недоразвитие части бронхов – гипоплазия, диафрагмальные грыжи.

· Каналикулярная стадия: формир.контакта между эпителием и капиллярами, появл.первых функц.очагов паренхимы. Появление сурфактанта(появл: 24 нед, почти нормальн.синтез: к 28 нед).
Клин.знач: появление функциональных возможностей воздухоносного органа => возможно внутриутробное существование.

· Саккулярная стадия: интенсивный рост паренхимы легкого на образование альвеол.
Клин.знач: незавершение созревания легкого – уменьшение числа альвеол

2) Стадия линейного роста (поздний этап) – после 3-х лет.
Механизм первого вдоха:
1) Перв.дых.движения – 13 нед.
2) Сжатие грудной клетки, выдавливание части жидкости, расправление грудной клетки.
3) Роды, пережатие пуповины, нарастание PCO2, снижение PO2
4) Импульсация от холодовых и болевых рецепторов кожи, от центральных хеморецепторов дыхательного центра, каротидной и аортальной рефлексогенных зон
5) Первый вдох – расправление легкого
6) Установка ритма дыхания

Пороки: Агенезия(ничего нет), аплазия(есть только гл.бронх), гипоплазия простая и кистозная, поликистоз, секвестрация

Наши рекомендации