II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте медленно отрывок из стихотворения 3. Маркиной «Моя семья — надежный крепкий тыл».
Моя семья - надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья...
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А если виноват, пойми, раскайся».
— Прочитайте с утвердительной интонацией (еще: с интонацией восхищения, с веселой интонацией, выразительно).
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были поработать над словами, значение которых вам было непонятно. Проверим, как вы с этим справились. Объясните значение слов.
РОЗВАЛЬНИ- низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.
БАШЛЫК — суконный теплый головной убор - остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.
СЮРТУК— род длинного двубортного пиджака, обычно в талию.
САМОЕДЫ — старое название ненцев и некоторых других северных народов.
БИЗОН— крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.
ПАМПАСЫ - южноамериканские степи.
МУСТАНГ — одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.
ИНДЕЙЦЫ — общее название коренных племен и народностей древнего происхождения, населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку.
МОСКИТ— мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.
ТЕРМИТ— 1) порошкообразная смесь, дающая при горении очень высокую температуру; 2) общественное насекомое жарких стран, живущее большими колониями, вредитель древесины, кожи, бумаги, сельскохозяйственных продуктов.
ЧЕЧЕВИЦА — растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые зерна.
ПЛАНТАЦИИ— большое хозяйство, в котором возделываются культуры.
ФЛИГЕЛЬ — постройка с боку главного здания или дом во дворе большого здания.
ПРИКАЗЧИК— 1) наемный служащий в торговом заведении, продавец; 2) управляющий имением помещика.
УРЯДНИК — 1) в царской армии: казачий унтер-офицер; 2) в царской России: нижний чин уездной полиции.
— Подберите к словам синонимы:
• испуганно — (оробело, трусливо);
• озябший — (оледенелый, мерзлый);
• зачинщик – (запевала, заводила, затейщик).
— Подберите к словам антонимы:
• увлекательный — (скучный);
• неустрашимый — (трусливый).
IV. Работа по теме урока
— Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на с. 123-133 учебника, прочитайте подходящие к ним отрывки из текста.
— Что вы можете сказать о семье Королевых?
— Как родители и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста.
— Изменилось ли отношение Володи к семье?
— О чем мечтали мальчики? Как они представляли свою жизнь в Америке?
— Могли ли сбыться мечты? Почему?
— Ответьте на вопрос 5 на с. 134 учебника.
(Учащимся дается время на подготовку. Затем они отвечают и объясняют свой ответ.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьей. Чем эти встречи отличаются и чем похожи?
— Как вы считаете, это смешное или грустное произведение?
— Попробуйте объяснить, почему А.П. Чехов назвал свой рассказ «Мальчики».
— Восстановите деформированный план, по которому можно подготовить пересказ. (Примерный план текста.
1. Бурная встреча Володи.
2. Маленький гость.
3. Подготовка к Новому году.
4. Странное поведение мальчиков.
5. Сомнения Володи.
6. Побег.
7. Возвращение детей.)
План пересказа
1. Побег.
2. Сомнения Володи.
3. Подготовка к Новому году.
4. Маленький гость.
5. Возвращение детей.
6. Бурная встреча Володи.
7. Странное поведение мальчиков.
— Подготовьте краткий пересказ текста.
— Случались ли у вас в жизни подобные ситуации? Расскажите об одной из них.
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII. Подведение итогов урока
— Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?
— В чем главная мысль рассказа? Чему он учит?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста по составленному плану.
_____________________________