II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте медленно отрывок из стихотворения 3. Мар­киной «Моя семья — надежный крепкий тыл».

Моя семья - надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестренки, братья...

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся».

— Прочитайте с утвердительной интонацией (еще: с интона­цией восхищения, с веселой интонацией, выразительно).

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Проверка домашнего задания

— Дома вы должны были поработать над словами, значение которых вам было непонятно. Проверим, как вы с этим справились. Объясните значение слов.

РОЗВАЛЬНИ- низкие и широкие сани с расходящимся по бо­кам облучком.

БАШЛЫК — суконный теплый головной убор - остроуголь­ный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

СЮРТУК— род длинного двубортного пиджака, обычно в талию.

САМОЕДЫ — старое название ненцев и некоторых других се­верных народов.

БИЗОН— крупное полорогое парнокопытное животное с мяг­кой шерстью, дикий североамериканский бык.

ПАМПАСЫ - южноамериканские степи.

МУСТАНГ — одичавшая домашняя лошадь североамерикан­ских прерий.

ИНДЕЙЦЫ — общее название коренных племен и народно­стей древнего происхождения, населявших до появления евро­пейцев Южную и Северную Америку.

МОСКИТ— мелкое двукрылое насекомое южных стран, при­чиняющее болезненные укусы.

ТЕРМИТ— 1) порошкообразная смесь, дающая при горении очень высокую температуру; 2) общественное насекомое жарких стран, живущее большими колониями, вредитель древесины, кожи, бумаги, сельскохозяйственных продуктов.

ЧЕЧЕВИЦА — растение семейства бобовых, а также его круг­лые, с двух сторон выпуклые зерна.

ПЛАНТАЦИИ— большое хозяйство, в котором возделываются культуры.

ФЛИГЕЛЬ — постройка с боку главного здания или дом во дво­ре большого здания.

ПРИКАЗЧИК— 1) наемный служащий в торговом заведении, продавец; 2) управляющий имением помещика.

УРЯДНИК — 1) в царской армии: казачий унтер-офицер; 2) в царской России: нижний чин уездной полиции.

— Подберите к словам синонимы:

• испуганно — (оробело, трусливо);

• озябший — (оледенелый, мерзлый);

• зачинщик – (запевала, заводила, затейщик).

— Подберите к словам антонимы:

• увлекательный — (скучный);

• неустрашимый — (трусливый).

IV. Работа по теме урока

— Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на с. 123-133 учебника, прочитайте подходящие к ним отрыв­ки из текста.

— Что вы можете сказать о семье Королевых?

— Как родители и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста.

— Изменилось ли отношение Володи к семье?

— О чем мечтали мальчики? Как они представляли свою жизнь в Америке?

— Могли ли сбыться мечты? Почему?

— Ответьте на вопрос 5 на с. 134 учебника.

(Учащимся дается время на подготовку. Затем они отвечают и объясняют свой ответ.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьей. Чем эти встречи отличаются и чем похожи?

— Как вы считаете, это смешное или грустное произведение?

— Попробуйте объяснить, почему А.П. Чехов назвал свой рас­сказ «Мальчики».

— Восстановите деформированный план, по которому можно подготовить пересказ. (Примерный план текста.

1. Бурная встреча Володи.

2. Маленький гость.

3. Подготовка к Но­вому году.

4. Странное поведение мальчиков.

5. Сомнения Володи.

6. Побег.

7. Возвращение детей.)

План пересказа

1. Побег.

2. Сомнения Володи.

3. Подготовка к Новому году.

4. Маленький гость.

5. Возвращение детей.

6. Бурная встреча Володи.

7. Странное поведение мальчиков.

— Подготовьте краткий пересказ текста.

— Случались ли у вас в жизни подобные ситуации? Расскажите об одной из них.

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

— Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?

— В чем главная мысль рассказа? Чему он учит?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста по составленному плану.

_____________________________

Наши рекомендации