Формы художественно-творческой ориентации (интерпретационные)
Класс | Словесные | Изобразительные | Драматические | Комплексные | |
устные | письменные | ||||
Конкурс чтецов | Сочинение сказок, рассказов, кино-, мультсценариев | Конкурс рисунков, иллюстраций. Выставка рисунков. | Инсценировки | ||
Литературно-музыкальные композиции (монтажи) по готовому сценарию | Сочинение стихов, эссе. Газеты. Рукописные альбомы | Конкурс костюмеров, декораторов. | Литературно-драматические композиции. | ||
Репортажи. | Литературные кружки. | ||||
Вечер поэзии. Литературная гостиная | Написание рецензий, сценариев, литературных вечеров | Оформление литературных журналов. | Неделя литературы (в школе). Городские, республиканские литературные праздники, олимпиады. |
Литературно-творческая деятельность учащихся: цели, принципы организации, приемы, виды работ.
Развитие творческих способностей – одна из важнейших задач современной школы. Литературно-творческая деятельность учащихся организуется: 1)на основе жизненных впечатлений и наблюдений; 2) на основе художественного произведения.
Образовательный стандарт учебного предмета «Русская литература»
Целью изучения учебного предмета «Русская литература» является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование должных нравственно-эстетических ориентаций; воспитание человека с глубоким гуманистическим и демократическим мировоззрением, самостоятельным мышлением, с развитым чувством национального и личного самоуважения, человека, чуткого к социальному полифонизму жизни, гражданина и патриота.
Концепция учебного предмета «Русская литература»
Развитие литературно-творческих способностей учащихся осуществляется в процессе осмысления прочитанного, совершенствования связной устной и письменной речи, создания самостоятельного творческого продукта.
Приобщение учащихся к искусству через разные формы творчества сможет сделать обучение действительно интересным, создать реальные возможности не только для того, чтобы восхищаться прекрасным, но и творить его.
Программа (2012 г.).
Содержание литературного образования включает четыре основных компонента: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности; г) систему норм отношения к миру, людям, себе.
Опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности приобретается учащимися в процессе полноценного первичного восприятия текста на эмоционально-образном уровне, самостоятельной его интерпретации, проявления личностного отношения к произведению, обучения устным и письменным сочинениям разных жанров, овладения навыками творческой интерпретации словесно-художественного текста с помощью других видов искусства (методом словесного рисования, иллюстрирования, создания мизансцен и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся (Стандарт)
Учащийся должен уметь: воспринимать произведение на эмоционально-образном уровне, представлять изображённые картины, героев; пересказывать устно и письменно (подробно, кратко, выборочно, с сохранением особенностей стиля, с домысливанием, фантазированием) эпические произведения или их фрагменты; выразительно читать изученные литературные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; готовить устные и письменные сочинения разного жанра на основе жизненных впечатлений и художественных произведений; создавать инсценировки по отдельным эпизодам литературного произведения; создавать литературные произведения определённого жанра; писать отзывы о прочитанных произведениях и сочинения различных жанров на литературные темы; владеть:навыками сопоставления литературного произведения с иллюстрациями к нему, а также с его кино- и телеэкранизациями;умением сравнивать содержательно-стилевую специфику литературных произведений и живописных, музыкальных, архитектурных и др.;разными видами литературно-творческой деятельности (написание сочинения, реферата, доклада, рецензии);
Основные литературно-творческие умения (Программа)
– умение выразить чувства, возникшие при чтении;
– умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
– умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;
– умение, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения;
– умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему;
– умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изучаемого произведения;
– умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста и т. д.
– умение написать рецензию на произведение современной русской и зарубежной литературы.