Любовь («Стихи прекрасной даме»)
2. гражд мотивы (Фабрика),
Патриотиче-ская тема (На поле Куликовом),
Тема поэта и поэзии (Поэты)
Тема страшного мира (Холодный день).
Как все символисты, Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, незнакомка, позже – Снежная Дева. Родина у Блока двойственна, как у Лермонтова. В ранних стихах (Русь, Русь опоясана реками) образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами, некой тайной. Позже Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомольной России, застывшей в своей неизменности.
России многогранен, лиричен, философски насыщен. От изображения России патриархальной Блок приходит к изображению новой России городов, железных дорог, заводов. Сквозные образы – ветер, вьюга, метель как символ стихии, позже – революции, образ пути, дороги, образ океана – земной и небесной дали.
Поэма «12» сочетает символические и реалистические черты, сатиру и лирику. По-строена на контрасте: цвета – черный вечер – белый сне, образов – старый и новый мир, ритмов. В ней явна фольклорная основа (частушки, пословицы). Сочетает в себе черты символизма и реализма, которые допол-няются сатирическим и ироническим пафосом. В поэзии А. Блока создана целостная система символов. «В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стрем-лением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконеч-ное количество оттенков толкований. Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Да-мы… Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак ее приближения. Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь — разлука и торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной Дамой.Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически. «Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности.
Лирика А. Блока необычайно музы-кальна. По мнению поэта, музыка — это внутренняя сущность мира. Также большое значение Блок прида-вал цвету. Для его творчества цвет — средство символического изображения мира. Основные цвета в поэ-зии Блока — белый и чёрный, что обусловлено эстетикой символизма, рассматривающего мир как кон-трастное соединение идеального и реального, земного и небесного. Белый цвет прежде всего символизирует святость, чистоту, отрешённость. Частотность использования белого цвета снижается по мере развития поэ-зии Блока от символизма к реализму «страшного мира» и революции, а использования чёрного — повыша-ется. Чёрный цвет в лирике Блока символизирует одержимость, неистовство, трагизм, отчаяние, неприкаян-ность.
25. Проблемно-тематисческое и художественное своеобразие прозы Горького.
Максим Горький (А.Пешков) — писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались две тенденции — человеколюбие и открытая идеологичность.
Ранее творчество Горького отмечено наличием романтизма и реализма. В ранних романтических рассказах ключевой для писателя является тема свободы («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Макар Чудра»).
Творческий путь Горького начинается с 1892 г. рассказом «Макар Чудра». Для произведений 90-х годов характерно романтическое мироощущение, изображение героя, стремящегося к свободе. Романтический герой ранней прозы М. Горького – сильная, свободная личность (Лойко Зобара, старуха Изергиль, Ларра, Данко). Герои – активные, ищущие, преобразующие мир. Они часто склонны совершать подвиги. Но он становится подлинным героем, когда борется за человеческое достоинство, способен на самопожертвование ради людей (Данко). Поэтому идеалом романтического героя у М. Горького является человек, любящий других людей, направляющий свою доброту на активное действие во имя людей.
В рассказе «Старуха Изергиль» 1895 Горький изображает 3 персонажей, которые по-разному распорядились своей жизнью, потому что по-разному принимали свободу: Лара живет только для себя и ее жизнь поэтому бесмысленна.
Изергиль живет для себя и других людей, но её свобода замыкается в бытовой сфере.