Терминологический комментарий

Абилитация– первоначальное формирование способностик чему-либо. Термин приме­ня­ется преиму­щественно к детям раннего возраста с отклоне­ниями в развитии, в отличие от реа­билитации – восстановления способности к чему-либо, утраченной в резуль­тате болезни, травмы и др.

Активный словарь– слова, которые говорящий наданном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.

Артикуляция – деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произне­сения данного звука, комплексов звуков, составляю­щих слоги и слова, складывающиеся из ар­тикуляционных фаз.

Аутогенная тренировка– психотерапевтический метод лече­ния, разра­ботанный Й.Г. Шультцем в 1932 г. и предполагающий обучение па­циентов мы­шечной релаксации, са­мо­вну­шению, развитию концентрации внимания и силы представле­ния, умению контролировать непроизволь­ную умствен­ную актив­ность с целью повышения эффективности значи­мой для субъ­екта дея­тельности.

Внешняя речь– речь в собственном смысле, т. е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение.

Внутренняя речь– скрытая, незвучная речь, различные виды исполь­зо­вания языка (язы­ковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Восприятие устной речи – построение субъективной модели осмыс­лен­ного сообщения на основе процесса активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного ре­че­вого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознание на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообще­ния в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от инди­виду­ально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего, от гибкости мышления и направлен­ности личности.

Голос – 1) способность интонировать речь или петь;

2) совокупность разнообразных по своим характери­стикам зву­ков, про­изводимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибри­рующими голосовыми складками;

3) акустический феномен, состоящий в том, что звуки, образо­ванные с уча­стием голосо­вых складок, несут информацию об ин­дивидуальных осо­бенностях говорящего: его физическом и эмо­ционально-психологическом состоянии, интел­лектуальном и социокультурном уровне, профессиональ­ной и национальной при­надлежности. Голос характеризуется силой, высо­той, то­ном, тембром, резонансом, способом подачи.

Дикция –1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом;

2) произношение, степень отчетливости, ясности и чистоты в произнесении слов, слогов и звуков в разговоре, пении; хорошая дикция предпола­гает отсутствие скороговорок, «проглаты­вания» отдельных звуков и слогов, дефектов речи; она необходима для лучшего восприятия речи гово­рящего.

Жест – элемент пантомимики, выразительное движение, выполняемое руками. Жесты подразделяются на иллюстративные, обслуживающие ка­кую-либо высказываемую мысль, и выразительные, свидетельствующие об эмо­циях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.

Интонация–сложный комплекс невербальных ритмико-интонационных средств (просо­дических элементов), включающих мелодику, степень громко­сти, интенсивности движения тона, паузы, логическое ударение, до­полняю­щих и усиливающих эмоционально-смысловое и экспрес­сивное значение звучащей речи. Интонация помогает лучше по­нять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику или аудито­рии.

Кинесика – совокупность телодвижений: жестов, мимики, пантомимики (движения тела).

Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Коммуникативная функция речи – использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям.

Логическое ударение – выделение наиболее важного слова в ряду ос­тальных слов для придания предложению точного смысла. Интонационное выделение логического слова выражается в повышении, понижении или усилении звука голоса, в подчеркнутой артикуляции слова.

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, раздел коррекционной педагогики.

Мелодика речи–повышение и понижение тона голоса. В со­четании с ударениями и пау­зами фонетическая мелодика оформляет смысловые отношения между частями фразы.

Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях мышц лица.

Нарушения речи– отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Основной тон высказывания – одно из главных средств интонационно-звуковой вырзительности речи, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. В создании «тона» большую роль играют тембр голоса и другие интонационные средства.

Пантомимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях тела (изменения в походке, осанке, жестах).

Паралингвистика – вокальные возможности голоса, его диапазон, тональность.

Пассивный словарь– слова понятные, знакомые, но не употребляемые в обычном рече­вом обращении.

Пауза – остановка в процессе речи, пограничный сигнал, отделяющий друг от друга слова и предложения. Паузы могут быть грамматическими, психологическими (пауза припоминания, пауза умолчания, пауза напряжения), физическими (недостаток дыхания, кашель, глотание слюны и т. п.).

Педагогическое общение оптимальное – такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Письменная речь– вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.

Психолингвистика – раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельно­сти в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойст­вами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщение, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности.

Психотехника речи– это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с условиями общения, раздел психотехники общения.

Релаксация– расслабление, понижение тонуса скелетной и речевой мускулатуры.

Рефлексия – осознание того, как субъект воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями.

Речевая деятельность – вид деятельности (наряду с тру­довой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз –ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выгот­ский). Р. д. реализуется в таких ее основных видах, какслушание, говорение, чтение, письмо.

Речевая ситуация– 1) ситуация речи, ситуативный кон­текст рече­вого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, значимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Речевое (фонационное) дыхание –этодыхание в процессе речи, отличающееся от обыч­ного (физиологического) более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и значительным сближением на выдохе.

Речевой этикет –система национально - специфических, стереотипных, устойчивых фор­мул общения, принятых обществом для установления кон­такта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности, в различной обстановке общения).

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его резуль­тат (речевые тексты, устные или письменные).

Ритм речи – последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени.

Самостоятельная речь– речь без непосредственной опоры на готовый образец в виде произнесенных каких-либо слов или фраз; используется как вид упражнений, который служит подготовкой к свободному применению приобретенных в результате логопедической работы навыков речевого об­щения. В зависимости от той функции, которую выполняет речь в общении, принято различать ситуативную и контекстную речь.

Слушание (аудирование) – рецептивный видречевойдеятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Виды С. опредляются в зависимости: а) от типа установки смыслового восприятия текста (глобальное, когда, например, нужно определить тему, сказать, о чем шла речь; детальное, когда требуется воспроизвести услышанное подробно; критическое, когда нужно дать оценку услышанному); б) от источ­ника (теле-, радиопередачи, магнитофонные записи и т. д.); в) от того, видим мы говоря­щего или нет; г) слушаем ли мы одного или нескольких говорящих и т. д.

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате кото­рого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Стресс – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.

Таксика – контакт общающихся людей, осуществляемый с помощью прикосновения.

Техника речи – совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приемами эффективного использования речевого аппарата.

Устная речь – продуктивный типречевой деятельности, вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. У. р. – живая речь, которая не только произносится, звучит, но и создается в считанные секунды, вмомент говорения.

Фонастения– нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются быстрая утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).

Фонетическое оформление речи– звуковая сторона ре­чи, составляющая материальную основу, которая обеспечивает выражение и различение смысла. Отклонение в Ф. о. р. приводит к неприятному для слуха искажению речи, а в наиболее выраженных случаях – и к полной ее невнятности, препятствующей общению посредством устной речи; в некото­рых случаях – к затруднениям в усвоении детьми чтения и письма.

Экспрессивная речь – процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая в конечном итоге в собственно внешнюю речь.

Экстралингвистика – темп речи, паузы, вкрапление в паузы (покашливание, смех и др.), громкость речи.

Эмпатия – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Язык– 1) система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связанным в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Он образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует;

2) разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками.

Наши рекомендации