Практический речевой материал для занятий с детьми дошкольного и школьного возраста.

Игровые упражнения по снятию тонуса.

Игровые упражнения по снятию тонуса (мышечного напряжения) даются в виде таких игровых движений:

1. Помахать руками, как птичка крылышками.

2. Помахать руками, как бабочка крылышками.

3. Помахать руками над головой, как при прощании.

4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание белья.

5. Уронить расслабленные руки из положения руки в стороны.

6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивани и брызг воды.

7. Наклон головы вперед, назад, направо, налево.

8. Медленное вращение рук над головой - имитация вращающихся мельничных колес.

9. Медленное покачивание расслабленных рук по бокам туловища.

10. Медленное, плавное раскачивание рук справа налево, имитируя кошение травы.

Игровые упражнения по воспитанию дыхания

Навыки правильного дыхания надо начинать с простейших игровых приемов, например:

Задуть свечу. Одному ребенку или группе детей, поставленных в ряд или в круг, предлагается спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть (через рот) на «свечу» (свечой служит указательный палец пра­вой руки), произнося шепотное фффф.

Сдуть с руки ватку или мелко нарезанные бумажки. Логопед, воспитатель или мать кладет ребенку на ладонь маленький кусочек ватки. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, дети на выдох сдувают ватку на пол. Для повышения интереса к этим упражнениям можно провести соревнование, кто из детей сдует ватку дальше.Чем дальше улетит ватка, тем лучше ребенок сделал вдох и выдох. При вдохе понюхать цветок. Навыки естественного вдоха и выдоха хорошо прививать детям на таких дыхательных играх-упражнениях: дать ребенку понюхать ароматный цветок, духи, фрукты. На выдох подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шепотное фффф.

Понюхать ветку. Логопед поднимает ветку в руке и предлагает ребенку ее понюхать. Дети, поднимаясь на носочки, делают вдох, опускаясь — выдох.

Выдох на ушибленное место руки. Вдохнув через нос, на выдох дуют на «ушибленное» место руки — на палец, ладонь и др.

Понюхать надушенный платочек. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести одно слово «хорошо».

Произношение должно быть спокойное, медленное, по слогам: хо-ро-шо.

Потом на выдох произносить фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

Игровые упражнения по развитию голоса

Игровые упражнения по развитпю голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях.

Звукоподражание паровозному гудку—

УУУУ-

Звукоподражание вою в о л к а — уууу.

Звукоподражание ауканью в лесу — ay, ау.

Упражнение проводится в форме игры «Эхо». Один ребенок или несколько детей громко произносят «ау», другая часть детей эхом чуть тише отвечают «ау».

Звукоподражание плачу ребенка — уа, у а.

При произношении гласных а, о, у надо показать ребенку правильную артикуляцию этих звуков.

Звукоподражание шипению гуся — шшшш.

При произношении этого звука зубы закрыты, губы вытянуты чашечкой.

Звукоподражание жужжанию пчелы, жу-жжжжж

Положение зубов, губ то же, что и при звуке ш, только с участием голоса.

Звукоподражание комару, мухе — ззззз.

При произношении этого звука предложить детям вытянуть губы, как при улыбке, и произносить длительно и громко ззззз.

Звукоподражание лопающемуся пузырю — сссс.

Артикуляция этого звука та же, что и при звуке з, только без участия голоса.

Звукоподражание вою ветра — вввв.

Звукоподражание крику гусей — га-га-га.

Для голосовых упражнений можно использовать целый ряд и других звукоподражаний, например кукушке — ку-ку, вороне — кар-кар, корове - му-му.

Артикуляционная гимнастика

После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон (контролировать рукой, положенной на грудь) фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з) и закрепляется коротким выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся звуки ж, л, р, н. м.

Для закрепления длительности звучания даются слоговые -упражнения:

1.Ав ов ув ы в      
2. Аз оз уз ы з      
3Аж ож уж и т.д.      
4Пав паз паж   пал пар пан пам
пов поз пож   пол пор пон пом
пув пуз пуж   пул пур пун пум
пыв пыз пыж   пыл пыр пын пым
пив пиз пиж   пил пир пин пим
пев пез пеж   пел пер пен пем

и другие сочетания.

Вначале на одном выдохе дается один слог, потом два, три и т. д.

В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

В дальнейшем к длительности проторных согласных прибав­ляются упражнения в силе звука. Сначала тренируется усиление, потом ослабление звучания и после этого совместные упражне­ния в усилении и ослаблении:

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и голоса на проторных звонких согласных с постепенным и осто­рожным включением гласных (у, о, э, ы, и, а). Звук у берется первым потому, что этот звук ближе к согласной по артикуляции и при нем, как отмечает Фомичев, гортань более устойчива.

Вот целый ряд таких упражнений:

вув вов вэв выв вив вав
вуз воз вэз выз виз ваз
вуж вож вэж выж виж важ
вул вол вэл выл вил вал
вур вор вэр выр вир вар
вун вон вэн вын вин ван
вум вом вэм вым вим вам
           

В таком же порядке следуют упражнения с з, ж, л, р, н, м, и затем переходим к длительности гласных. Вышеуказанные уп­ражнения берутся уже в такой вариации:

Ву___в, во__в, вы__в, ви__в,ва__в и т.д.

Согласные вводятся все еще для помощи, как опора слабой фонации. Дальше укрепляются гласные» без согласных в различных со­четаниях:

2. уо уэ уы уи уа
оу оэ оы ои оа
эу эо эы эй эа
ыу ыо ые ыи ыа
иу ио иэ иы иа
ау ао аэ аы аи
3. уоэ уоы уои уоа
уэо уэы уэи уэа
>ио уиэ уиы уиа
уыо уыэ уыи уыа
уао уаэ уаы Уаи
4. уоэиа и т. д.    

Потом берутся упражнения для развития силы голоса на гласных:

у______у_________у----о______о______о-----э_____э______э

В дальнейшем после упражнений на чистых гласных переходим к словам, фразам, поговоркам, скороговоркам, проработанным на первом этапе занятий на беззвучной артикуляции, «оз­вончаем» их и вводим новые слова и фразы.

Следующей идет работа по развитию гибкости голоса— упражнения на интервалах. Начинаем с уменья ставить вопрос, когда голос идет вверх: который час и давать ответ — голос идет вниз, например: пятый, восьмой и т. д.

Экономия с движением голоса на секунду, терцию, квинту, октаву, например, в фразе: Но я не знала, что это так важно, может быть интонирована на различных интервалах. Желатель­но с помощью инструмента показать голосоведение в гамме.

Заключительные занятия:

а) упражнения в различных интонациях (вопрос, удивление, испуг, радость, страх); хорошими материалами для этого явля­ются басни;

б) ознакомление с регистрами (грудной, средний, головной);

в) ознакомление с эмоциональной окраской и тембром (ма­жор, минор). Например, Уж тает снег, бегут ручьи... (мажор); «Анчар» Пушкина (минор);

г) ознакомление с темпом речи (быстрый, медленный);

д) пользование оздоровленной речью в чтении, разговоре, пе­нии.

СЧИТАЛКИ

Ребенок при произнесении каждого слова считалки дотрагивается указательным пальцем руки до груди играющего:

Клен, клен, выйди вон !

Плач, плач, галка, Мне тебя не жалко!

Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост.!

Бена-бена-барбарис,

Два мальчишки подрались,!

Кады-дады,

Налей воды коров поить,

Тебе водить!

***

Научились мы считать

Раз, два, три, четыре, пять.

Заяц белый и русак

Танцевали краковяк

***

Раз, два, три, четыре, пять — в прятки мы хотим играть.

Да и нет не говорить, Все равно тебе водить!

***

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Но охотник не попал;

Серый зайчик убежал.

***

За стеклянными дверями

Стоит Мишка с пирогами. «Здравствуй, Мишенька, дружок

Сколько стоит пирожок?»

—«Пирожок-то стоит три, А водить-то будешь ты!»

***

Где ты был до сих пор?

— Задержал светофор.

Красный — ясно,

Путь опасный.

Желтый — то же,

Что и красный,

А зеленый впереди

— Проходи!

***

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат.

Клювик раз,

Клювик два,

Лапки, лапки, голова,

Вышел я!

***

В зоопарке я бывал

Обезьянок там видал,

Две уселись на доске,

Три сидели на песке,

Три мартышки спинки греют,

Апельсин на части делят.

С ними долго не сиди,

Твоя очередь — води!

***

Раз, два, три, четыре, пять

В прятки мы хотим играть.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

Игра «Эхо»

Дети становятся в два ряда друг против друга у противопоположных стен. Одна партия громко произносит а, вторая эхом тихо произносит а.

Потом партии меняются ролями. Так проигрываются все гласные звуки. Можно давать и сдвоенные гласные: ау, а, аи, ая и т. д.

«Поезд»

I вариант Дети кладут руки друг другу на плечи и идут по комнате, изображая идущий поезд, и гудят: у-у-у-у.

II вариант

Первый ребенок изображает паровоз, у него в руках дудочка. Остальные дети — «вагоны». «Вагоны», двигаясь, произносят звук шшш. Паровоз, подходя к станции, дает гудок: уууу. Дети по очереди изображают паровоз.

«Заблудились»

I вариант

Дети ходят по комнате и все хором произносят текст:

Заблудились мы в лесу,

Закричали все: «Ау-ау-ау!»

Ау-ау дети произносят громко, поднося руки ко рту.

II вариант Текст произносит один ребенок, а аукают все дети.

((Большинство игр можно проводить и коллективно, и индивидуально)

«Паровоз»

Группа детей или один ребенок, изображая паровоз, идет по комнате, показывая руками движения колес и произнося текст:

Ух! Ух! Ух!

Еду, еду во весь дух!

Ух! Ух! Ух!

«Лес шумит»

Дети, стоя в кругу, при словах воспитателя «Подул ветер» показывают, как качаются деревья от ветра, поднимают руки и раскачивают ими над головой, одновременно произнося звук: шшшш.

При словах воспитателя «Подул сильный ветер» дети опускают руки вниз и раскачивают их, произнося звук: шшшш.

«Еду, еду»

Дети садятся на стульчики, изображающие машину, и производят повороты рук то вправо, то влево, имитируя по-вороты руля, и произносят текст игры: Еду, еду я домой На машине грузовой. (При коллективной игре текст произносится во множе­ственном числе.)

«Едем, едем на коне»

Дети садятся на стульчики, изображающие лошадку. У каждого в руке по флажку, и все произносят текст игры:

Едем, едем на коне,

По флажку у нас в руке,

«Гоп-гоп-гоп»

Дети садятся па стульчики, изображающие лошадок. Можно дать в руки палочки с привязанными веревочка­ми — кнуты, которыми они погоняют своих «коней», произ­нося:

Гоп-гоп-гоп,

Будет стул у нас конем,

И помчимся мы на нем.

«Мы молоды»

Дети с флажками в руках маршируют под текст:

Мы молоды и весело Идем! Идем! Идем! И песню октябрятскую Поем! Поем! Поем!

«Ножками затопали»

Дети становятся в затылок друг другу и, произнося текст, выполняют соответствующие движения:

Ножками затопали,

Зашагали по полу:

Трам-трам-трам!

Друг за другом по местам!

«Мы идем»

Держа в руках флажки, дети маршируют по комнате, произнося текст:

Мы идем, мы идем

С песнями, с цветами.

Мы поем, мы поем

Песенку о Маме!

«Маму я свою люблю»

Дети произносят текст и показывают, как они колют дрова, стирают, полощут белье, подметают пол:

Маму я свою люблю,

Я дрова ей наколю.

Свою маму я люблю, Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

С ручек воду отряхаю,

Пол я чисто подметаю

И уроки повторяю.

«Кабачок»

Дети держатся за руки, стоят в кругу. В середине круга сидит ребенок — «кабачок». Дети идут по кругу и хором го­ворят:

Кабачок, кабачок, На ноги поставим.

Тоненькие ножки, Танцевать заставим.

Мы тебя кормили, Танцуй, сколько хочешь,

Мы тебя поили, Выбирай, кого захочешь!

«Кабачок» танцует, а потом выбирают другого ребенка, который становится «кабачком». Игра повторяется не­сколько раз.

«Про зайку»

Дети кружком сидят на корточках. Ведущий ребенок произносит текст, а дети-зайчики выполняют движения, со­ответствующие тексту:

Зайки белые сидят И ушами шевелят.

Вот как, вот как, И ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть, Надо лапки им погреть.

Дети встают и хлопают ладошками друг о друга:

Зайкам холодно стоять, Надо зайкам поплясать.

«Зайки» держат руки на поясе и на носочках пляшут, стоя на месте или по всей комнате.

«Петушок»

Группа детей сидят на стульчиках и, свесив головки на грудь, «спят». В сторонке сидит «петушок». Ведущий чи­тает текст:

Тихо-тихо все кругом,

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил,

Всех ребяток разбудил: Ку-ка-ре-ку!

На слове «ку-ка-ре-ку!» дети «просыпаются» и бегут за «петушком».

Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.

***

Киска, киска, киска, брысь,

На дорожку не садись:

Наша Танечка пойдет,

Через киску упадет.

***

Дождик, дождик, Что ты льешь, Погулять нам не даешь.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

***

Молоточки: тук-тук-тук,

А за ними во весь дух

Молот басом: ух-ух-ух!

***

Ой, ой, ой! Какой мороз!

Болят уши, болит нос!

Ой, ой, ой! Какой мороз!

Болят уши, болит нос!

Эй, эй, эй! Санки живей.

Эй, эй, эй! С горки смелей.

***

Ух, ух, ух! Ух, ух, ух! Мчатся санки во весь дух. Ух, ух, ух! Ух, ух, ух! Снег под горкой, словно пух.

***

Дятел дерево долбит:

тук-тук-тук!

А по дереву бежит

Жук, жук, жук!

***

Тру-ля-ля, тру-ля-ля, Вышли зайцы на поля,

А за ними егеря, Тру-ля-ля, тру-ля-ля,

***

Тень-тень,тинь-тень, Села галка на плетень.

Тинь-тень, тинь-тень, Просидела целый день.

Стало тихо, тихо, тихо, Спит в углу моя слониха.

***

Тихо-тихо все кругом, Все уснули крепким сном.

***

Дед мороз, дед мороз. Деткам елочку принес.

А на ней фонарики. Золотые шарики.

Дед мороз, дед мороз

Деткам елочку принес.

***

Вот настали холода, холода!

Ну и что же, не беда, не беда!

Мы оденемся теплей, да теплей!

На морозе веселей, веселей!

Наши рекомендации